Top.Mail.Ru

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее

612
18+

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 1

По данным Нижегородстата, за последние десять лет количество легковых автомобилей в регионе выросло почти в два раза, и этот показатель увеличивается с каждым годом. Жители мегаполиса ежедневно сталкиваются с заторами и авариями, а это сказывается на уровне жизни населения. Обеспечить безопасность водителей, пассажиров и пешеходов и сделать поездки комфортными — одна из первостепенных задач, которые решает нацпроект «Безопасные и качественные дороги».

В частности, в рамках этого национального проекта обновляется и наносится разметка, обустраиваются пешеходные переходы, устанавливаются дорожные знаки и новые светофоры. Кроме того, Нижегородская область стала одним из регионов, где тестируется интеллектуальная транспортная система (ИТС), созданная для управления транспортными потоками и дорожной инфраструктурой. В том, как сейчас работает ИТС, и что еще делается для обеспечения безопасности городских и региональных магистралей, разбиралась редакция ИА «В городе N».

Что такое «умные» светофоры?

В январе 2023 года в Нижнем Новгороде начали тестировать интеллектуальную транспортную систему, которая в дальнейшем затронет и агломерацию.

По сути, это отлаженный механизм, который включает в себя все, что связано с движением в городе, в режиме нон-стоп. То есть система, которая использует инновационные разработки, чтобы регулировать транспортные потоки, разгружать дороги и делать их безопаснее, обеспечить бесперебойное движение наземного пассажирского транспорта, — отметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Внедрением ИТС занимается подрядчик ГК «Урбантех». Программное обеспечение системы состоит из 21 элемента — это 12 различных модулей и 9 подсистем, управляющих модернизированной дорожной инфраструктурой. Они получают данные с так называемых «умных» светофоров и комплексов фотовидеофиксации.

Светофорный объект становится «умным» после того, как он оснащается новым дорожным контроллером, камерами обзорного видеонаблюдения, транспортными детекторами, которые подключаются к Единой платформе управления транспортной системой. Умный светофорный объект — это один из ключевых элементов ИТС, который позволяет автоматически регулировать движение транспорта на перекрестках, — объяснили в ГКУ НО «Центр развития транспортных систем».

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 5

На данный момент к центру управления дорожным движением подключено 28 светофорных объектов. Они расположены на оживленных перекрестках улиц Горького, Родионова, Советской, Белинского, а также на проспекте Гагарина и Похвалинском съезде. Еще на 35 объектах работы пока ведутся. Входящие в них светофоры планируется сделать частью ИТС к концу этого года. Тогда система охватит Нижне-Волжскую набережную, участок проспекта Ленина от улицы Июльских дней до Новикова-Прибоя и проспект Гагарина от улицы Ларина до деревни Ольгино. В 2024 году планируется дооснащение светофоров на Молодежном проспекте и полное покрытие проспектов Ленина и Гагарина.

Успеть в «зеленую волну»

Уже сейчас «умные» объекты с помощью датчиков и сенсоров собирают статистику транспортных потоков в разное время суток. Как объяснили в ситуационном центре ИТС, транспортные детекторы бывают двух видов. Тактические подсоединяются к дорожному контроллеру и оценивают транспортный поток на перекрестках, они как бы являются «глазами» «умного» светофора. Стратегические детекторы ставятся посредине дороги с большой протяженностью и получают информацию об интенсивности потока, скорости движения и задержках. На основе этих данных профильные инженеры разрабатывают различные сценарии управления светофорами.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 6

Например, в одной из подсистем можно увидеть их фазы и настроить программы. Как рассказал ИА «В городе N» технический специалист ситуационного центра ИТС Центра развития транспортных систем, режим локального адаптивного управления позволяет светофорным объектам самим регулировать свою программу с учетом потока автомобилей. Это позволяет улучшить координацию движения и снизить вероятность аварий на перекрестках.

У каждой фазы есть минимальное и максимальное значение: в этих пределах «умный» светофор сам может рассчитывать, в каких направлениях приоритетно пропускать поток, а в каких, наоборот, замедлять, — отметил специалист.

Кроме того, светофорные объекты можно объединять в группы координаций и просчитывать пофазные смещения, чтобы обеспечить водителям «зеленую волну». Одну группу из трех светофоров сейчас тестируют на улице Белинского.

Это все зависит от интенсивности и средней скорости потока, поэтому не всегда удается сделать такой «зеленый коридор». Расчет этих параметров — нетривиальная задача, но умные светофоры с этим справляются, хотя и не без участия инженера, — рассказали в ЦРТС.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 7

Отметим, что пока изменения в движении проводятся в режиме симуляции на модели для проверки расчетов транспортного моделирования. После дооснащения управлять светофорами будет профильная муниципальная структура — МБУ «СМЭУ».

Разработчики ИТС нанесли на карту города направления — так называемые «линки», по которым движутся машины. Для каждого из них рассчитываются интенсивность потоков автомобилей, пропускная способность, скорость свободного движения. Например, ближе к перекресткам детекторы часто фиксируют заторы.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 8

Еще одна подсистема на основе этих данных позволяет предоставить приоритет общественному транспорту. Пока в таком режиме работает несколько светофоров на улице Советской. Они могут пропустить вперед запаздывающие автобусы на установленных маршрутах.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 9

Программа рассчитывает геолокацию транспортного средства, и если оно задерживается, ему предоставляется приоритет, — рассказал наш собеседник.

Ситуация под контролем

Единая платформа управления транспортной системой ИТС включает в себя и подсистему видеонаблюдения. Предполагается, что записи с камер операторы смогут просматривать не только в режиме реального времени, но и в архиве. В системе настроен комплекс аналитик: они позволяют зафиксировать заторы и аварии, остановку транспортных средств в неположенном месте, проникновение в выделенную полосу, выпавший груз, проезд в запрещенном направлении и многое другое. Кроме того, с их помощью можно рассчитать потоки машин и пешеходов, а также проверить, все ли в порядке с самой камерой. Вся информация передается в другие модули и подсистемы.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 10

Сейчас, по словам технических специалистов, для отладки некоторые аналитики настроены с заниженными параметрами. Пока система может принять снижение скорости при повороте за затор, а длительную остановку двух автомобилей рядом друг с другом — за ДТП. В дальнейшем специалисты сохранят на каждом перекрестке только самые необходимые аналитики: на подъездах к мостам будут оцениваться пробки, в аварийных местах — вероятность ЧП.

За ситуацией на дорогах будут следить операторы, которые работают с модулями. Чтобы отличить ложную сработку от настоящего ЧП, они могут при необходимости изучить фото- и видеоматериалы. Информацию об инциденте, который угрожает жизни и здоровью людей, система передает в АПК «Безопасный город» и службу 112. Также ИТС может предложить оператору изменить режим работы светофоров.

Кривая аварийности

Данные об авариях на дорогах, в свою очередь, накапливаются в подсистеме. Здесь отображаются очаги ДТП, количество пострадавших и погибших. Как объяснили специалисты, в результате рассчитывается общая аварийность, которая не должна превышать установленный коэффициент социального риска. Сейчас статистика положительная: за предыдущие месяцы Нижний Новгород не достиг опасного уровня.

Кроме того, на карту нанесены рубежи и комплексы фотовидеофиксации ГИБДД, данные с которых доступны ЦРТС в ближайшем будущем. Сейчас в Нижегородской области действует 384 стационарных, 100 передвижных и четыре мобильных комплекса. К февралю 2024 года планируется смонтировать еще 107 стационарных комплексов.

Главней всего — погода на дороге

На безопасность дорог влияют и погодные условия, поэтому ИТС включает в себя подсистему метеомониторинга. Для дорожных метеостанций подрядчик ГК «Урбантех» предоставил для тестирования свое оборудование из Москвы.

Здесь тоже настраиваются инциденты метиомониторинга, например, снежный накат. Учитывается целая группа условий: температура, влажность воздуха, состояние дорожного полотна, — и система сигнализирует, что будет гололед. Тут же строится прогноз погодных условий. Эта информация также попадает оператору, — рассказали технические специалисты.

Для пунктуальных водителей

Когда завершится тестирование ИТС, на дорогах Нижнего Новгорода, а впоследствии — и на важных городских магистралях, планируется разместить динамические информационные табло (ДИТ). Это будут полноразмерные панели, на которые можно выводить как текст, так и изображения. Специальная программа подсистемы косвенного управления позволяет настроить трансляцию. В частности, водители будут узнавать, сколько времени займет путь до ближайших объектов притяжения — театров, учебных заведений, больниц, стадиона, вокзала, аэропорта…

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 17

В первую очередь табло появятся около мостов, чтобы информировать участников дорожного движения о возможных заторах и путях объезда. Кроме того, оператор может вывести на ДИТ информацию о случившихся на маршруте авариях.

Независимо от того, какая трансляция стоит на табло, эфир, установленный через оперативное управление, будет в приоритете, пока его не снимут, — рассказали в ЦРТС.

Также благодаря табло водители смогут узнать, где ведутся дорожные работы. Информация о них собирается в отдельной подсистеме и попадает в модули в виде упрошенных табличек, которые обрабатывает оператор.

За ситуацией на дорогах смогут следить и сотрудники администраций и профильных ведомств. Для них разработан «Рабочий стол руководителя», где можно увидеть интенсивность потоков в зонах наблюдения, заторы и прогнозные баллы пробок, количество общественного транспорта на линии, перекрытые улицы и работающие камеры.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 20

Задачи на будущее

В Центре развития транспортных систем отмечают, что работы предстоит еще немало. Завершить тестирование ИТС планируется в 2024 году.

Мы внедряем сразу большой комплекс. Когда это все заработает как часы, нам не надо будет достраивать систему до второго и третьего уровня зрелости, она будет уже развиваться, — подчеркивают технические специалисты.

Как объяснили в Центре развития транспортных систем, основной акцент в развитии ИТС связан с увеличением наполнения ее данными о дорожной ситуации. Также система должна научиться прогнозировать дорожную обстановку. Помимо этого, в планах — завершить создание «цифрового двойника» — карты города с оцифрованной информацией о технических средствах организации движения, например, дорожных знаках.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 21

Одним из самых сложных участков, где тестируется система, в ЦРТС называют улицу Белинского. Именно на нее перераспределились транспортные потоки после начала строительства метро и введения ограничений на прилегающих улицах. Впрочем, еще до перекрытий улица Белинского была перегружена в «часы пик». Также сложными являются проспекты Гагарина и Ленина, улица Родионова.

В первую очередь ИТС нацелена на оснащение оборудованием основных улиц Нижнего Новгорода: проспектов Гагарина, Ленина, Молодежного, Сормовского, Московского, Южного шоссе, улиц центральной части города, — сообщили в ЦРТС.

«Говорящая» разметка

Интеллектуальная транспортная система — лишь часть большой планомерной работы, которая ведется для того, чтобы сделать дорожное движение комфортным и безопасным. Национальный проект «Безопасные и качественные дороги» в Нижегородской области реализуется уже пять лет. Как рассказали ИА «В городе N» в ГКУ НО «ГУАД», за это время по сравнению с 2017 годом количество погибших в ДТП в регионе сократилось почти на 30%.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 22

Чтобы снизить аварийность дорог, специалисты наносят горизонтальную дорожную разметку. Если в начале реализации проекта в 2019 году она охватила 5,8 тысячи километров трасс, то в 2023-м работы провели на 7,4 тысячи километров автодорог. Причем, на 6,5 тысячи километров разметка нанесена краской. На оставшихся 936,6 километра применялся термопластик. Эти участки определялись исходя из интенсивности движения транспорта и пешеходов, так как там разметка должна быть заметной и долговечной. В аварийно опасных местах сплошную и двойную сплошную линии наносили термопластиком со структурной поверхностью. Такой вид разметки обеспечивает вибрационное воздействие на водителей, информируя их о выезде на встречку. Всего структурный пластик в этом году нанесли на 27,3 км нижегородских дорог. Что касается Нижнего Новгорода, здесь в 2023 году новая дорожная разметка появилась на Комсомольском шоссе, улицах Строкина, Советской Армии, Дворовой, Движенцев, Электровозной, Молитовской, Голубева, Верхне-Печерской, Широкой, Козицкого, Шишкова, Богородского, 40 лет Октября, Коммуны, Энгельса, Зеленском съезде.

Помимо этого, перед опасными участками трасс региона наносят шумовые полосы. План работ формируется на основании анализа ДТП и выявления мест их концентрации. Так, в 2022–2023 годах шумовые полосы появились на 27 участках автодорог Кстовского, Богородского, Павловского, Балахнинского, Борского и Семеновского округов.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 23

Летом 2023 года сотрудники ГУАД вместе с представителями регионального УГИБДД обследовали шесть трасс, на которых произошли ДТП, связанные с выездом на полосу встречного движения. В результате на пяти участках дорог Шопша — Иваново — Нижний Новгород, Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород и Выездное — Дивеево — Сатис решили поменять прерывистую линию разметки на сплошную. Также в аварийно-опасных местах установили сигнальные столбики на оси проезжей части. Изменения принесли результат: на этих участках больше не произошло ни одного ДТП, связанного с выездом на встречку. Зимой ГКУ НО «ГУАД» в качестве эксперимента также установит сигнальные столбики по оси проезжей части на 440 км автодороги Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород.

Знаки и светофоры

Также в регионе появляются и другие технические средства организации движения. В этом году планируется заменить и установить вновь 12,5 тысячи дорожных знаков на дорогах регионального и межмуниципального значения. На 67,8 км трасс появится барьерное ограждение.

«Умные» светофоры и новая разметка: нижегородские дороги становятся безопаснее - фото 24

Для безопасного движения пешеходов в Нижегородской области планируется обустроить 66 переходов. В Нижнем Новгороде по просьбам жителей в этом году уже появился 61 новый пешеходный переход. Один из них — на Сормовском шоссе в районе ЦНИИ Буревестник — надземный.

Кроме того, устанавливаются новые светофоры. Четыре объекта в этом году появились на участках дорог Ряжск — Касимов — Муром, Павлово — Гомзово, на Восточном подъезде к Нижнему Новгороду от трассы М-7 «Волга», а также на подъезде к Шахунье от автодороги Шахунья — Верховское — Вахтан. Еще два светофора установили на перекрестках дорог Ужовка — Большое Болдино — Салганы и Болдино — Пикшень — граница с Мордовией, а также Сергач — Пильна и Воротынец — Спасское — Сергач.

Аналогичные работы по обеспечению безопасности дорог ведутся и в Нижнем Новгороде. В результате количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в городе постепенно снизилось со 135-ти в 2017 году до 65-ти в 2022-м.

Автор: Ксения Ражева·Фото: Ксения Ражева, пресс-служба правительства Нижегородской области