Top.Mail.Ru

На уровень выше: обновление магистерской программы «Финансы» в ВШЭ

6+

Коллеги из университета Маастрихт (Maastricht University), Нидерланды, провели для преподавателей факультета экономики серию тренингов, посвященных применению формата PBL в. обучении. Цель — адаптировать PBL к магистерской программе «Финансы» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, чтобы создать, таким образом, уникальный образовательный продукт, не имеющий аналогов в России.

PBL (Problem Based Learning) отличается от традиционной модели университетского образования «лекция-семинар». Этот формат подразумевает минимум лекций и максимум практики. Во время занятий преподаватель ставит перед студентами задачу и дает полную свободу действий, а студенты сами добывают необходимую информацию, ищут оптимальный способ ее применения и оценивают эффективность своих действий. Данный метод, так или иначе, уже используется на магистерской программе «Финансы», как и на других образовательных программах, которые реализует Высшая школа экономики. Получение знаний в процессе решения реальных задач позволяет лучше закрепить свой опыт и научиться применять его на практике.

На самом деле мы в той или иной степени уже используем технологии PBL, но делаем это в рамках отдельных частей учебного плана. Сейчас мы с коллегами на факультете обсуждаем новый шаг — системное применение нового формата обучения. Лично мне этот подход близок по духу, т. к. он позволяет развивать у студентов критическое мышление, soft-skills, подразумевает решение междисциплинарных проблем в финансовой сфере. Думаю, что это сделает наших выпускников еще более интересными с позиции рынка труда.

Штефан Мария Александровна Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород): декан

«Одна из ключевых отличительных характеристик системы PBL заключается в формировании комплекса условий, обеспечивающих возможность построения студентами индивидуальных образовательных траекторий, обеспечения большего, по сравнению с традиционными подходами, уровня гибкости и вариабельности образовательной программы. Вместе с тем, важно понимать, что внедрение данного подхода требует серьезной перестройки логики мышления, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Для преподавателей главный вызов состоит, на мой взгляд, в необходимости выхода за рамки своих предметов при определении целевых установок образовательной программы в целом, междисциплинарного согласования и выстраивания тематики отдельных предметов в логике построения общего дизайна образовательной программы и планируемых результатов обучения.

Со стороны студентов требуется принципиально новое осознание того, что самообучение, которому в системе PBL уделяется особое внимание, это не только большая свобода выбора чему учиться, но и высокий уровень личной ответственности за результаты обучения».

— Алексей Макаров, академический руководитель МП «Финансы»

Problem based learning активно используется в Университете Маастрихт, Нидерланды. Поэтому провести тренинг, цель которого — обучить преподавателей нижегородской Вышки системному применению PBL, пригласили именно Рикуса Ньювенхауса (Rikus Nieuwenhuis) и Герму Робертсен (Herma Roebertsen) — специалистов из Маастрихта.

«Я думаю, что PBL может быть очень эффективным, если его правильно применять. Я считаю, что именно с программой „Финансы“ это реально сделать, потому что это точно уже было реализовано в Малайзии и в Тайване. Однако нельзя гарантировать стопроцентный результат, это всегда очень трудоемкая и продолжительная работа».

— Рикус Ньювенхаус, руководитель проекта, тренер, Университет Маастрихт, Нидерланды

«Современное образование невозможно без использования интересных и нестандартных методов обучения, ведь меняются технологии; меняется поколение, а значит и восприятие студентами процесса обучения; все больше проявляется потребность в развитии междисциплинарных компетенций без потери соответствующих профессиональных знаний и умений. В связи с этим мы задумались над развитием нашей магистерской программы „Финансы“, которая, с одной стороны, не первый год показывает отличные результаты, востребована со стороны абитуриентов, очень хорошо выстроена с точки зрения содержания (что подтверждается хорошими отзывами со стороны рынка труда и студентов), а с другой стороны — открыта новым идеям и образовательным инновациям. Наши преподаватели не хотят стоять на месте, всем нам важно быть современными, интересными и востребованными, а главное — готовить отличных специалистов в области финансового и банковского менеджмента, аудита и финансового консалтинга. Именно это определило желание подумать над применением нового подхода к обучению — Problem based learning».

— Мария Штефан, декан факультета экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Одна из ключевых отличительных характеристик системы PBL заключается в формировании комплекса условий, обеспечивающих возможность построения студентами индивидуальных образовательных траекторий, обеспечения большего, по сравнению с традиционными подходами, уровня гибкости и вариабельности образовательной программы. Вместе с тем, важно понимать, что внедрение данного подхода требует серьезной перестройки логики мышления, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Макаров Алексей Станиславович профессор, руководитель магистерской программы "Финансы«Рикус

Ньювенхаус, тренер и руководитель проекта от Университета Маастрихт, уверен, что благодаря модернизации программы «Финансы» за счет системного применения формата PBL Высшая школа экономики станет единственным университетом в России, предлагающим совершенно иной и, несомненно, эффективный подход к обучению:

«Применять PBL начали в Университете МакМастер в Канаде 50 лет назад, и затем этот подход к обучению был адаптирован Маастрихтом и перенесен в Европу. Некоторые университеты адаптировали этот подход для себя, но в основном на медицинских направлениях. Наш университет применяет PBL на всех факультетах. Что касается всего мира, то я точно могу сказать только о тех университетах, в которые мы приезжали с таким же тренингом. Мы ездили в Эфиопию, где реализуют программу для медсестер, используя формат PBL, а также в Мексику, Саудовскую Аравию. Но все это было в области медицины. Поэтому будет ли программа „Финансы“ в нижегородской Вышке инновационной? Конечно, да. По крайней мере, в России». 6