На уровень выше: обновление магистерской программы «Финансы» в ВШЭ

15 февраля 14:54
6+

Коллеги из университета Маастрихт (Maastricht University), Нидерланды, провели для преподавателей факультета экономики серию тренингов, посвященных применению формата PBL в. обучении. Цель — адаптировать PBL к магистерской программе «Финансы» НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, чтобы создать, таким образом, уникальный образовательный продукт, не имеющий аналогов в России.

PBL (Problem Based Learning) отличается от традиционной модели университетского образования «лекция-семинар». Этот формат подразумевает минимум лекций и максимум практики. Во время занятий преподаватель ставит перед студентами задачу и дает полную свободу действий, а студенты сами добывают необходимую информацию, ищут оптимальный способ ее применения и оценивают эффективность своих действий. Данный метод, так или иначе, уже используется на магистерской программе «Финансы», как и на других образовательных программах, которые реализует Высшая школа экономики. Получение знаний в процессе решения реальных задач позволяет лучше закрепить свой опыт и научиться применять его на практике.

На самом деле мы в той или иной степени уже используем технологии PBL, но делаем это в рамках отдельных частей учебного плана. Сейчас мы с коллегами на факультете обсуждаем новый шаг — системное применение нового формата обучения. Лично мне этот подход близок по духу, т. к. он позволяет развивать у студентов критическое мышление, soft-skills, подразумевает решение междисциплинарных проблем в финансовой сфере. Думаю, что это сделает наших выпускников еще более интересными с позиции рынка труда.

Штефан Мария Александровна Факультет экономики НИУ ВШЭ (Нижний Новгород): декан

«Одна из ключевых отличительных характеристик системы PBL заключается в формировании комплекса условий, обеспечивающих возможность построения студентами индивидуальных образовательных траекторий, обеспечения большего, по сравнению с традиционными подходами, уровня гибкости и вариабельности образовательной программы. Вместе с тем, важно понимать, что внедрение данного подхода требует серьезной перестройки логики мышления, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Для преподавателей главный вызов состоит, на мой взгляд, в необходимости выхода за рамки своих предметов при определении целевых установок образовательной программы в целом, междисциплинарного согласования и выстраивания тематики отдельных предметов в логике построения общего дизайна образовательной программы и планируемых результатов обучения.

Со стороны студентов требуется принципиально новое осознание того, что самообучение, которому в системе PBL уделяется особое внимание, это не только большая свобода выбора чему учиться, но и высокий уровень личной ответственности за результаты обучения».

— Алексей Макаров, академический руководитель МП «Финансы»

Problem based learning активно используется в Университете Маастрихт, Нидерланды. Поэтому провести тренинг, цель которого — обучить преподавателей нижегородской Вышки системному применению PBL, пригласили именно Рикуса Ньювенхауса (Rikus Nieuwenhuis) и Герму Робертсен (Herma Roebertsen) — специалистов из Маастрихта.

«Я думаю, что PBL может быть очень эффективным, если его правильно применять. Я считаю, что именно с программой „Финансы“ это реально сделать, потому что это точно уже было реализовано в Малайзии и в Тайване. Однако нельзя гарантировать стопроцентный результат, это всегда очень трудоемкая и продолжительная работа».

— Рикус Ньювенхаус, руководитель проекта, тренер, Университет Маастрихт, Нидерланды

«Современное образование невозможно без использования интересных и нестандартных методов обучения, ведь меняются технологии; меняется поколение, а значит и восприятие студентами процесса обучения; все больше проявляется потребность в развитии междисциплинарных компетенций без потери соответствующих профессиональных знаний и умений. В связи с этим мы задумались над развитием нашей магистерской программы „Финансы“, которая, с одной стороны, не первый год показывает отличные результаты, востребована со стороны абитуриентов, очень хорошо выстроена с точки зрения содержания (что подтверждается хорошими отзывами со стороны рынка труда и студентов), а с другой стороны — открыта новым идеям и образовательным инновациям. Наши преподаватели не хотят стоять на месте, всем нам важно быть современными, интересными и востребованными, а главное — готовить отличных специалистов в области финансового и банковского менеджмента, аудита и финансового консалтинга. Именно это определило желание подумать над применением нового подхода к обучению — Problem based learning».

— Мария Штефан, декан факультета экономики НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Одна из ключевых отличительных характеристик системы PBL заключается в формировании комплекса условий, обеспечивающих возможность построения студентами индивидуальных образовательных траекторий, обеспечения большего, по сравнению с традиционными подходами, уровня гибкости и вариабельности образовательной программы. Вместе с тем, важно понимать, что внедрение данного подхода требует серьезной перестройки логики мышления, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов.

Макаров Алексей Станиславович профессор, руководитель магистерской программы "Финансы«Рикус

Ньювенхаус, тренер и руководитель проекта от Университета Маастрихт, уверен, что благодаря модернизации программы «Финансы» за счет системного применения формата PBL Высшая школа экономики станет единственным университетом в России, предлагающим совершенно иной и, несомненно, эффективный подход к обучению:

«Применять PBL начали в Университете МакМастер в Канаде 50 лет назад, и затем этот подход к обучению был адаптирован Маастрихтом и перенесен в Европу. Некоторые университеты адаптировали этот подход для себя, но в основном на медицинских направлениях. Наш университет применяет PBL на всех факультетах. Что касается всего мира, то я точно могу сказать только о тех университетах, в которые мы приезжали с таким же тренингом. Мы ездили в Эфиопию, где реализуют программу для медсестер, используя формат PBL, а также в Мексику, Саудовскую Аравию. Но все это было в области медицины. Поэтому будет ли программа „Финансы“ в нижегородской Вышке инновационной? Конечно, да. По крайней мере, в России». 6

Поделиться и оценить

Подпишитесь на дайджест новостей от главреда «В Городе N»
На ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения e-mail адреса.
Вы уже подписаны на дайджест новостей от главреда «В Городе N».
Любое использование материалов допускается только при наличии активной ссылки на vgoroden.ru
Ежедневно обновляемое справочное электронное издание сетевого распространения зарегистрировано 7 февраля 2011 года, свидетельство Эл №ФС77-43792. Информационное агентство «В городе N», свидетельство ИА № ФС77-53731 от 26 апреля 2013 г.
Дизайн — Студия Titanium
Яндекс.Метрика
Главное за последний час
Мемориальные доски четырем выдающимся горожанам установят в Нижнем Новгороде
Created using Figma