Top.Mail.Ru

В Мининском университете завершился цикл лекций польского профессора Войцеха Вжосека «Классическая и неклассическая историография»

16+

В Мининском университете завершился цикл лекций польского профессора Войцеха Вжосека «Классическая и неклассическая историография» - фото 1

16—17 сентября в Мининском университете в рамках Научно-образовательного лектория состоялся цикл лекций известного специалиста по историографии и методологии истории, профессора университета им. Адама Мицкевича в Познани Войцеха Вжосека.

Войцех Вжосек — наиболее известный представитель Познаньской методологической школы в русскоязычном мире. Переводы его работ время от времени появляются в альманахе «Одиссей», журнале «История и современность» и в научных сборниках статей. Профессор часто бывает в России, хорошо говорит по-русски, выступает на научных конференциях и семинарах.

Центральной проблемой курса стало различие между классической и неклассической историографией в ХХ веке. Их особенностями можно считать, соответственно, антропоморфизацию или гуманизацию прошлого и погружение любых исторических событий в культурный контекст.

В 2019 г. важным поводом для обсуждения судьбы и актуальности этих историографических традиций стало 90-летие школы «Анналов» — ведущего направления мировой историографии и парадигматического примера неклассического историописания, специфику которого подробно рассматривал профессор Вжосек в своих лекциях.

Также 18 сентября в Мининском университете состоялась первая презентация книги Войцеха Вжосека «Культура и историческая истина», переведенной К. Ю. Ерусалимским и изданной совместно с НГПУ им. К. Минина и московским издательством «Флинта» по инициативе профессора Федорова А.А.

В этой монографии рассматриваются новейшие тенденции развития историографии, философии истории, теории гуманитарного знания, науковедение. Новации коснулись как основы исторического знания, так и представлений о работе историка, языка научных сообществ. Историки, философы, социологи, культурологи как показывает автор принадлежат к определённым «мыслительным коллективам», который создают свои способы интерпретации и актуализации прошлого. Автор показывает, как произошёл переход от «событийной истории» к модернистским концепциям историописания и почему наметился отход от модернистских моделей в современной историографии и теоретической мысли

По окончании лекций беседа со студентами и преподавателями профессора продолжилась в более неформальной обстановке, где он ответил на все интересующие публику вопросы.