Top.Mail.Ru

Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту?

4125
16+

Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту? - фото 1

Несмотря на повышение доступности авиабилетов и строительство скоростных шоссе, наиболее востребованной для пассажироперевозок и транспортировки грузов в мире остается железная дорога. В России на обслуживании объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта работают около двух процентов трудоспособного населения. Интенсивное развитие сети, включая международные проекты строительства магистралей, гарантирует востребованность железнодорожных профессий в перспективе, по меньшей мере, нескольких десятков лет.

Чем занимается инженер путей сообщения?

Инженер путей сообщения — довольно широкое понятие, под которым принято понимать специалистов, отвечающих за проектирование, строительство, эксплуатацию и ремонт систем обеспечения движения поездов на железных дорогах и в метрополитенах.

Для тех, кто хочет связать свою жизнь с железнодорожным транспортом, важно определиться: чем именно они мечтают заниматься? Специалисту необходимо выбрать конкретное направление деятельности, например, стать инженером в области электроснабжения. Во время обучения в вузе он постигнет все тонкости работы с электротехникой, использования измерительных приборов, а также создания сложных схем.

Получив диплом, молодой специалист сможет найти работу в проектных организациях, сетевых компаниях, дистанциях электроснабжения. Стоит отметить, что выпускники профильных вузов востребованы не только на объектах железной дороги, но и на предприятиях, занимающихся общесетевой энергетикой.

Особенности профессии

Профессия инженера в настоящее время очень востребована, во многом благодаря отличным возможностям трудоустройства и достойной заработной плате. При этом, готовясь к поступлению в вуз, важно трезво оценивать свои возможности. Как и в случае с другими специальностями, добиться успеха в профессии помогают не только полученные в университете знания, но и определенные черты характера. Так, большие шансы закрепиться в профессии имеют ответственные молодые люди с аналитическим складом ума и хорошей реакцией. Для них важно иметь перспективное мышление и быструю реакцию, а также пространственное воображение. Не обойтись инженеру без умения систематизировать информацию, четко следовать инструкциям руководства, но при этом работать самостоятельно и в условиях минимального контроля. Наконец, для специалиста должно войти в привычку постоянное стремление получать новые знания, повышать квалификацию и осваивать технологические новшества.

Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту? - фото 2

Что будет уметь выпускник профильного вуза?

Профиль «Электроснабжение железных дорог» дает студенту значительный объем информации, без которой дальнейший трудовой путь попросту не представляется возможным. Прежде всего, выпускника научат разрабатывать проектную документацию и методы повышения безопасности систем электроснабжения. Также он получит знания, позволяющие ему осуществлять техобслуживание и ремонт устройств, изготовление и проведение испытаний новых элементов систем обеспечения железнодорожного движения.

Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту? - фото 3

Где можно обучиться профессии?

Получить профессию инженера путей сообщения можно в Нижегородском филиале «Самарского государственного университета путей сообщения». Филиал в Нижнем Новгороде существует уже более 60 лет и начал свою работу в составе Самарского университета путей сообщения в 2017 году. Сегодня он является одним из крупнейших образовательных комплексов ПФО. Первый год работы филиала предполагал подготовку специалистов только по заочной форме обучения. Тогда поступающим нужно было набрать 99 баллов. Стоимость учебы для внебюджетников составляла 49 020 рублей.

Инженер электроснабжения железных дорог: где учиться и работать специалисту? - фото 4

В 2018 году возобновилась подготовка по программам высшего образования по очной форме обучения по основным железнодорожным специальностям. Кстати, кафедра «Электроснабжение железнодорожного транспорта» СамГУПС имеет несколько лабораторий: «Контактная сеть и линии электропередач», «Тяговые и трансформаторные подстанции», «Автоматизация систем электроснабжения», «Электронная техника и преобразователи», «Релейная защита» и другие.

Интерес к профессии энергоснабжения железных дорог сегодня понятен. Прежде всего, это связано с революционным преобразованием железных дорог — введение сверхскоростного пассажирского движения со скоростями 300–350 км/ч. Эта магистраль Москва — Н.Новгород — Чебоксары — Казань уже до 2020 -2022 г дойдет до Н.Новгорода. Поэтому сегодня мы усиливаем подготовку специалистов, корректируя учебную работу на освоение тягового электроснабжения сверхскоростных магистралей. Изучаем цифровые тяговые подстанции, микропроцессорную технику, новые алгоритмы автоматизации тягового электроснабжения, современные устройства автоматики и телемеханики, проблемы компенсации реактивной мощности и так далее. Мы гордимся нашими выпускниками, имеющих богатый багаж современных знаний по электроэнергетике, и в частности, по тяговому электроснабжению железных дорог, и во-вторых, опыт сверхскоростного движения будет распространяться по всей сети железных дорог России, поэтому наши выпускники будут востребованы далеко за пределами Нижегородского региона. Порядка 60–70% специалистов по электроснабжению железных дорог на Горьковской (инженеры и техники) — выпускники Нижегородского филиала. Надеюсь, что в ближайшие годы филиал увеличит выпуск специалистов по электроснабжению железных дорог.
Леонид Герман
доктор технических наук, профессор Нижегородского филиала СамГУПС

Фото: rw.by.

Автор: Ирина Костикова