Все пути открыты. Где учится инженер по строительству железных дорог?

27 июля 2018 14:05
990
16+

Железная дорога — один из основных видов пассажирского и грузового транспорта в России. Благодаря профессионалам, поезда, связывающие разные уголки огромной страны, работают точно, как часы. Строить новые и обновлять существующие пути помогают особые специалисты — инженеры по строительству железных дорог.

Кто такой инженер по строительству железных дорог?

Инженер по строительству железных дорог обеспечивает поддержание в нормативном состоянии и развитие железнодорожной инфраструктуры. На нем лежит ответственность за весь процесс строительства путей сообщения: от геодезических изысканий до эксплуатации. Инженер проводит мониторинг технического состояния: профилактику, ремонт и прочие виды работ. Тот же специалист занимается строительством и ремонтом мостов, тоннелей.

«Всего в России существует шесть железнодорожных специальностей. Пять из них реализует СамГУПС. Самая популярная среди работодателей и студентов — „Эксплуатация железных дорог“. Каждый год на нее поступает порядка 100 человек, — рассказывает директор нижегородского филиала СамГУПС по учебной работе Николай Пшениснов. — „Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей“ — это вторая по популярности специальность, по которой готовят студентов СамГУПС. На эту специальность каждый год набирают порядка 60–70 человек».

Где выучиться на инженера по строительству железных дорог?

В Нижнем Новгороде по этой специальности обучают в единственном вузе: нижегородском филиале Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС).

По окончании школы можно получить среднее специальное образование на факультете среднего профессионального образования и довузовской подготовки. Обучение ведется по направлению «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». В 2018 году вуз принимает выпусников школ для подготовки по специальности «техник». Срок обучения составляет 3 года 10 месяцев, есть бюджетные и платные места. Прием осуществляется без вступительных экзаменов, конкурс проводится по среднему баллу аттестата.

На факультете высшего образования готовят специалистов по направлению «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Обучение ведется в очной и заочной формах по программам специалитете, 5 и 5,5 лет соответственно. О востребованности специалистов можно судить по количеству бюджетных мест. На очном отделении их 150 (проходной балл — 122), на заочном — 25 (проходной балл — 119). Стоимость обучения составляет 93,4 тысячи рублей в год и 49,02 тысяч рублей в год соответственно.

Чтобы поступить на специальность, абитуриент должен сдать ЕГЭ по трем предметам: математике (27), физике (36) и русскому языку (36).

По словам Николая Пшеснова, за время обучения будущие инженеры проходят четыре вида практики. На втором курсе — учебная ознакомительная практика, которая длится четыре недели. Студентов распределяют по профильным предприятиям ГЖД, ознакомляют их с технологией работ, связанных с эксплуатацией и строительством железнодорожного пути.

После четвертого курса проводится производственно-технологическая практика. Студенты трудоустраиваются на предприятие на полставки, как правило, монтерами пути. Они работают в составе бригады: обходят сложные участки пути под чутким руководством бригадира, проверяют их техническое состояние. При обнаружении легких неполадок устраняют их сами, в сложных случаях вызывают спецбригаду.

По окончании пятого курса студенты проходят производственную конструктивную практику. Ребят также распределяют по структурным подразделениям ГЖД. Студенты трудоустраиваются на ставки инженерно-технических работников (более высокого звена). Их задача — проанализировать технологическую карту одного из производственных процессов, поучаствовать во всех его этапах. Длительность этой практики составляет два месяца. В конце ребята составляют подробный отчет и выдвигают предложения об усовершенствовании процесса.

Последняя практика — преддипломная. Перед созданием дипломного проекта студент в течение четырех месяцев полноценно (на полную ставку) работает на конкретном предприятии. Он должен изучить техническую или научную проблему, найти решение и отразить это в своей дипломной работе.

Где работают инженеры по строительству железных дорог?

90% выпускников по специальности «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» СамГУПС (Нижний Новгород) трудоустраиваются на предприятиях Горьковской железной дороги. Специалисты особенно востребованы в двух дирекциях ГЖД: дирекции инфраструктуры и дирекции по ремонту путей.

Остальные 10% выпускников идут на работу в муниципальные транспортные предприятия: МП «Нижегородское метро», МП «Нижегородэлектротранс». Существует ряд крупных промышленных предприятий, имеющих собственную железную дорогу: «ЛУКОЙЛ», «ВМЗ», ОАО «ГАЗ». Конечно, им требуется не так много людей, как ГЖД. Однако и такие компании запрашивают специалистов и даже оплачивают «целевые» места.

«График работы зависит от того, в какое подразделение, на какую должность попадет выпускник вуза. В строительно-монтажных бригадах работают вахтенным способом — в течение нескольких месяцев на северных участках, к примеру. В других подразделениях бывают суточные дежурства и стандартный рабочий день, — отмечает Николай Пшеснов. — Мы не говорим о физическом труде: монтеры и обходчики — это рабочие со средним специальным образованием. Выпускники вуза — это инженерно-технические сотрудники, которые работают в первую очередь головой. У них есть свое рабочее место, офис».

Сколько зарабатывают инженеры по строительству железных дорог?

Размер оплаты труда таких специалистов крупные предприятия, как правило, не оглашают. Средняя зарплата в Нижегородской области — 28 тысяч рублей в месяц. В структурах ГЖД средняя зарплата превышает 50 тысяч рублей. Для сравнения, в Санкт-Петербурге ведущему инженеру по строительству железных дорог предлагают 50 тысяч рублей в месяц, в Москве — 60–80 тысяч рублей в месяц.

 

Поделиться и оценить

Подпишитесь на дайджест новостей от главреда «В Городе N»
На ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения e-mail адреса.
Вы уже подписаны на дайджест новостей от главреда «В Городе N».
Любое использование материалов допускается только при наличии активной ссылки на vgoroden.ru
Ежедневно обновляемое справочное электронное издание сетевого распространения зарегистрировано 7 февраля 2011 года, свидетельство Эл №ФС77-43792. Информационное агентство «В городе N», свидетельство ИА № ФС77-53731 от 26 апреля 2013 г.
Дизайн — Студия Titanium
Яндекс.Метрика
Главное за последний час
Мемориальные доски четырем выдающимся горожанам установят в Нижнем Новгороде
Created using Figma