Top.Mail.Ru

«Я – кот Матроскин»: как Олег Табаков воспитывал свободных артистов, спорил с властью и помогал людям

441
16+

Олег Табаков — актер, режиссер, преподаватель, основатель «Табакерки», один из основателей «Современника» и худрук МХТ имени Чехова — ушел из жизни в марте в возрасте 82 лет.  Его обожала молодежь — за смелость и внутреннюю свободу, и ненавидели консерваторы — за то, что он разрешил актерам материться и превратил главный художественный театр страны в «коммерческую организацию». Популярный блогер и журналист Юрий Дудь решил узнать, как Табакову удавалось работать в государственном театре и при этом бороться за своих учеников, которые критикуют власть, и что помогало ему рассеивать вокруг себя молодость и дерзость даже в период тяжелой болезни. Своими воспоминаниями о легенде российского театра и кино поделились молодой актер и режиссер Александр Молочников, помощники Табакова Ольга Хенкина и Анатолий Смелянский и его младший сын Павел Табаков.

22-летний режиссер

Свой первый спектакль в МХТ Александр Молочников, ученик Олега Табакова, поставил в 22 года. Молодой актер пришел к мэтру и дал прочесть сценарий пьесы «19.14», написанной к 100-летию Первой Мировой войны в неожиданном жанре кабаре.

По словам правой руки Табакова Ольги Хенкиной, Молочников, успевший на тот момент сыграть всего одну роль, причем в не самом удачном спектакле «Вертер», почему-то запомнился и сразу полюбился худруку МХТ. Он почитал сценарий и сказал: «Давай, делай, старик», и режиссер взялся за работу. Хенкина признается, что поначалу это было смешно. В то время Молочников был задействован в одной из постановок, где играл кролика по имени Эдвард. Когда он возвращался к работе над собственным спектаклем прямо в сценическом костюме, по громкой связи раздавалось: «Сейчас наш режиссер снимет уши, и мы начнем репетировать». Увидев готовый спектакль, Табаков воскликнул: «Боже мой, вот что значит непоротое поколение! Жаль, нам этого не досталось!». А на премьере «19.14» художественный руководитель театра даже расплакался.

«Неуспешно — без меня»

По словам Молочникова, у Табакова была коронная фраза: «Неуспешно — без меня». С одной стороны, она казалась до безумия коммерческой, с другой — давала безграничную свободу молодым и дерзким режиссерам. Кстати, последние старались сделать все возможное, чтобы Олег Павлович увидел постановку в самый последний момент, уже при зрителях. Они знали: если Табаков почувствует отдачу от зала, он одобрит даже самую смелую постановку. Именно так на сцену МХТ попал «Идеальный муж» Богомолова, и именно так в театре появился Кирилл Серебренников.

«Идеальный муж» Богомолова

Хенкина рассказала, что Табакову сразу понравился спектакль «Идеальный муж» Константина Богомолова. Первый и третий акты были авторской интерпретацией пьесы Оскара Уайльда, а второй, тот самый, что впоследствии вызвал грандиозный скандал, — переделанный на режиссерский лад «Портрет Дориана Грея». Во время монолога главного героя о бренности бытия на сцене появлялась полуобнаженная девушка. Ее подвешивали над сценой, где она проводила несколько минут. Именно в этой сцене «злопыхатели» — так их называет Хенкина — и усмотрели оскорбление чувств верующих, разглядев в девушке Христа. И началось — доносы, проверки, судебные разбирательства и — в довершение — свиная голова у ворот МХТ с подписью «Табакову», которая адресата очень расстроила. На вопрос о том, почему же даже в этой ситуации Табаков заступался за Богомолова, Хенкина ответила — потому что это было талантливо, мощно, ярко и умно и потому, что сам он не увидел в той сцене ничего оскорбительного. В конце концов, эта карикатура посвящалась нашему обществу, а не Христу, пояснила она.

Читайте также
Феномен ДудяФеномен Дудя

Сам Табаков рассказывал Хенкиной, что заместитель министра культуры вызывал его на разговор и просил «слить» режиссера. «И что вы ему сказали?», — поинтересовалась ассистентка. «А что я ему мог сказать? — ответил Табаков. — Я его послал».

Дело Серебренникова

Но самым большим ударом для поклонников классического театра было то, что Табаков позвал в театр Кирилла Серебренникова, который не имел театрального образования и на тот момент имел в «послужном списке» спектакль «Откровенные полароидные снимки» со сценами однополой любви. Олег Павлович и сам был не уверен в своем решении, но сомнения рассеялись, когда он увидел постановку «Изображая жертву» со знаменитым монологом следователя.

По словам Молочникова, когда театр ездил с этим спектаклем на гастроли в Санкт-Петербург, публика покидала зал с криками «МХАТ — позор!», а сам Табаков при этом сидел и улыбался «своей большой улыбкой Матроскина», потому что понимал — это войдет в историю. Про Серебренникова маэстро говорил: «Это, конечно, не мое, но он талантлив».

Когда на Серебренникова завели дело, Олег Павлович лично звонил главе Следственного комитета Александру Бастрыкину и просил за режиссера. «Это мой», — повторял Табаков.

К сожалению, это не помогло: всем фигурантам дела «Седьмой студии» предъявили обвинения, а бухгалтер Нина Масляева дала показания против режиссера

Маг и волшебник

В течение месяца к дверям театра приходила женщина, которая утверждала, что один из актеров МХТ, Владимир Машков, наложил на нее порчу. Сотрудники театра знали даму в лицо — со своей жалобой она регулярно являлась к служебному входу и обрывала телефон, пока не встретила Олега Табакова. Женщина бросилась на капот его автомобиля с криком: «Ваш ученик навел на меня порчу, спасите меня!». Тогда Табаков медленно вышел из машины, подошел к скандалистке, взмахнул рукой и сказал: «Снимаю!». После этого назойливая поклонница в театре больше не появлялась.

Тайна третьей сцены

Новая, третья сцена МХТ появилась при Олеге Табакове в качестве площадки, где свои способности могли продемонстрировать молодые режиссеры, в том числе из-за рубежа, и пожилые актеры, которые уже не играли в спектаклях на малой и основной сценах. Таким образом, Табаков создал место, где проводились самые дерзкие эксперименты и — одновременно — отдавалась дань уважения артистам старшего поколения.

МХТ как супермаркет

Хенкина рассказала, что Табакова часто ругали за то, что «храм искусства» он превратил в «коммерческую организацию, за основную идею которой взял супермаркет». Художественный руководитель подчинялся любому запросу зрителей, лишь бы те ходили в театр.

Дело в том, что в 2000 году, когда Табаков только пришел в МХТ, зал заполнялся всего на 40%. Во время первых спектаклей он спрашивал: «А где зрители?», а затем решил спасать положение. Олег Павлович отменил часть спектаклей и стал приглашать актеров из «Табакерки», которые уже стали звездами и могли собрать полный зал. Так на сцену Московского художественного пришла бульварная комедия Машкова «Номер 13» с Евгением Мироновым. Так туда попали Сергей Безруков, Константин Хабенский, Андрей Смоляков, Михаил Пореченков, Михаил Трухин и другие известные актеры.

В результате консервативная публика возмущалась, что в МХАТе дают «пошлятину», а актеры обижались, что их заменили сериальными артистами. Так или иначе, сегодня та самая модель «супермаркета» применяется во всех театрах страны, констатирует Хенкина

«Проще, легче, выше, веселее»

Этого девиза Станиславского Табаков придерживался и в театре, и в жизни. Однажды на сдаче не слишком удачного спектакля худрук, молча наблюдавший за затянутым проходом героини через декорации, вдруг предложил: «А если бы героиня шла, шла, шла и вдруг — раз! — в д.мо вступила?». Александр Молочников отмечает, что в Табакове всегда сочетались образы всероссийского кумира и простого человека, и это всегда обезоруживало окружающих.

Отношения с властью

Ни один театр страны не зависел от власти так, как МХТ. Тем не менее, Табакову удавалось не причислять себя ни к либералам, ни к консерваторам и вести диалог и с теми, и с другими. Например, деньги на развитие театра он брал как от Ходорковского, так и от Путина. По словам Молочникова, мэтр понимал, что его призвание — не бороться с властью, а воспитать как можно больше талантливых артистов. «А мне легко с ними общаться, — говорил Табаков о чиновниках. — Я их всех сыграл в кино».

Что касается отношений с действующим президентом, однажды Табаков сильно его расстроил. Как-то раз Владимир Путин созывал очередной совет по культуре, на который Олегу Павловичу пришлось ехать прямо с дачи. Худрук МХТ не любил костюмов и пришел как есть — в тельняшке, джинсах и кедах, да еще и с пакетами, из которых он достал сухарики, овощи и фрукты и тут же начал раздавать их присутствующим. После того случая Путин на Табакова обиделся, вспоминает Ольга Хенкина.

«Саратовское братство»

Табакову постоянно звонили какие-то люди, и чаще всего — жители его родного Саратова, причем с абсолютно разными проблемами — он мог получить приглашение на открытие детского сада или услышать просьбу поздравить чью-то супругу с днем рождения. И Олег Павлович действительно старался помогать землякам. К примеру, однажды на имя Табакова пришло письмо из Саратовской области. В нем автор рассказал, что у него сгорел дом, и на его восстановление нужно 100 тысяч рублей. Режиссер откликнулся и перечислил мужчине всю сумму. Через некоторое время худрук МХТ получил еще одно послание — в нем погорелец сообщил, что никогда не держал в руках таких денег, поэтому их пропили всем селом. Никогда не отказывал Табаков и тем, чьим родственникам требовалась помощь врачей.

Ольга Хенкина считает, что щедрость Олег Павлович получил от матери. Покойный артист рассказывал, что, будучи ребенком, он стал свидетелем того, как по улицам его родного города гнали пленных немцев. И тогда, оказавшись в толпе наблюдателей, Мария Андреевна протянула одному из пленников хлеб. По признанию самого Табакова, это стало для него большим потрясением, которое он запомнил навсегда.

Последние встречи

Олег Табаков болел раком несколько лет — его младший сын Павел полагает, что долгое время он оставался с недугом один на один, не желая расстраивать близких. Олег Павлович не ездил на лечение за границу — вместо этого он просто продолжал жить, руководить театром и выходить на сцену.

Последний раз Ольга Хенкина видела его, когда он приехал в МХТ, чтобы поздравить свою коллегу с днем рождения. Табакова довели до гримерки, — сам он уже передвигался с трудом — где он, как обычно, проспал с четырех до шести, а после встал и уехал домой. На следующий день, дома, Табаков потерял сознание и попал в больницу, где и скончался спустя три месяца.

Последний спектакль, который видел Олег Павлович — «Светлый путь. 19.17», вспоминает Молочников. И каждый раз, когда Табаков шел по залу, зрители аплодировали ему стоя.

Незадолго до смерти Табакова, человека невоцерквленного, его друг Анатолий Смелянский спросил, что тот будет делать, если на небе он предстанет перед худсоветом во главе с Олегом Ефремовым (руководил МХАТом с 1970 по 2000 год)? «Оправдаюсь, — ответил Олег Павлович и продолжил, — поддерживал, помогал, выручал, хоронил, доставал, делился».

Кот Матроскин

 

На вопросы о том, как появился голос Матроскина, сам Табаков отвечал, что похожая манера речи была у его сына Антона, когда тот был еще ребенком. Режиссер постоянно вспоминал своего персонажа, и даже отвечал его голосом на телефонные звонки, что всегда обескураживало собеседников. По словам Смелянского, в Олеге Павловиче текла не только русская, но и еврейская и польская кровь. Но артист никогда не кричал: «я русский» или «я еврей», он говорил: «Я — кот Матроскин».

Все, что связано с именем Олега Табакова, имело успех: у него были самые лучшие ученики и самые громкие премьеры. О том, что он считает своим главным достижением, актер и режиссер сказал на праздновании своего 80-летия: «Главное мое достижение — это то, что выросло, кажется, непоротое поколение».

Автор: Анастасия Рыбакова