Россия совместно с Европейским космическим агентством планируют две миссии к Марсу в рамках проекта «ЭкзоМарс» — в 2016 и 2018 году. Об этом заявил заместитель руководителя Роскосмоса Сергей Савельев в интервью «Российской газете».
Савельев рассказал, что в 2016-м к Марсу будет запущен орбитальный аппарат, главная цель которого — исследование атмосферы планеты, а также обмен данными с марсоходом.
По словам чиновника, на 2016 год запланирован и спуск на Марс посадочного аппарата, тестирующего мягкую посадку, однако главная часть программы намечена на 2018 год: на Красную планету высадится марсоход с научными приборами, в том числе российскими.
Он также подчеркнул, что оба этапа проекта «ЭкзоМарс» будут реализованы с помощью российской ракеты-носителя «Протон-М».
МКС — главное направление сотрудничества с США в космосе
Представитель Роскосмоса рассказал также о сотрудничестве с США в космической сфере. В частности, он отметил, что главная работа с американскими партнерами ведется по Международной космической станции (МКС).
Впрочем, по словам Савельева, не все проекты с США имеют научный характер, есть и коммерческие. Специалист привел в качестве примера подобного сотрудничества поставку двигателей.
Так, желание США заменить двигатели, закупленные в России в 90-е, в 14 запланированных запусках ракет «Антарес» (одноразовая ракета-носитель для запуска полезных грузов массой до 5500 кг на низкую орбиту — прим. ред.), по мнению Соловьева, не приведет к снижению объемов производства российской ракетной промышленности. Он объяснил, что в настоящий момент на «Антаресе» используются старые ракетные двигатели НК-33, которые были произведены еще в СССР в конце 60-х-начале 70-х годов, поэтому сокращение их использования вполне закономерно.
«В настоящее время американская компания „Орбитал“ (оператор ракеты „Антарес“ — прим.ред.) стоит перед проблемой поиска нового двигателя. И не исключено, что компания сделает выбор в пользу другого российского ракетного двигателя» — сказал Соловьев.
Россия сотрудничает с Германией по проекту орбитальной обсерватории
Специалист упомянул о еще одном важнейшем международном проекте — «Спектр-РГ», (международная орбитальная астрофизическая обсерватория, предназначенная для изучения Вселенной в гамма- и рентгеновском диапазоне). По словам Соловьева, главный иностранный партнер России в этом проекте — Германия, так как на борту космического аппарата планируется использовать два телескопа — немецкий и российский. Однако он отметил, что в российском телескопе используются также и американские компоненты.
Представитель Роскосмоса выразил надежду, что никаких препятствий перед запуском проекта не будет.
Проекты с Китаем и создание новой российской орбитальной станции
Отвечая на вопрос о создании новой российской орбитальной станции, Соловьев подтвердил, что такая возможность существует, но не в ближайшей перспективе. Причем, по его словам, этот проект может быть реализован и в международной кооперации, в том числе — с Китаем. Однако чиновник добавил, что вопрос ее реализации, скорее всего, будет увязан со сроками эксплуатации МКС.
Касаясь перспектив сотрудничества с Китаем, замглавы Роскосмоса считает, что в ближайшем будущем наиболее реально проведение совместных экспериментов на борту российского сегмента МКС, а в дальнейшем и взаимное размещение научных приборов на межпланетных станциях наших стран.
А вот возможность прилета на МКС китайского корабля «Шэньчжоу», Савельев опроверг, объяснив это тем, что китайский корабль ещё нуждается в доработке, а более высокое наклонение орбиты МКС является нестандартным для китайцев. Маловероятен, по мнению российского специалиста, и прилет российского корабля на китайскую станцию.
«Такие посылы если и звучат, то пока серьезно не рассматриваются. Нельзя забывать о том, что любая страна, обладающая космическим потенциалом, имеет собственные планы и амбиции в области космоса» — подчеркнул он.
«Поэтому мне кажется, здесь следует придерживаться политики поэтапного, выверенного продвижения вперед, не бросаясь из крайности в крайность. Что касается, скажем, Китая, то идея в том, чтобы насытить более масштабными проектами российско-китайскую программу сотрудничества в области космоса. Например, по исследованию Венеры и других ближних планет Солнечной системы. Китайские партнеры проявляют заинтересованность в такой тематике», — отметил специалист.
На вопрос о том, повлияли ли санкции на развитие российской астронавтики, Сергей Савельев ответил отрицательно: «Нет ни одного действующего международного проекта с участием России, реализация которого была бы приостановлена. Их специфика такова, что сменить партнера на лету невозможно».



