Top.Mail.Ru

«Режиссура – умение найти людей, которые с тобой на одной волне», – Александр Велединский

9

Один из сценаристов легендарных сериалов 2000-ных «Бригада» и «Дальнобойщики», режиссер картин «Географ глобус пропил», «Живой» и «Ладога», уроженец города Горького Александр Велединский рассказал журналистам о своих ожиданиях от 2016 года, съемках новой картины и подготовке к экранизации романа «Обитель», проблемах киноиндустрии и будущем Нижнего Новгорода как города-киногероя. На встрече с журналистами, состоявшейся в кинотатре «Орленок» Нижнего Новгорода в рамках Года кино, побывал и корреспондент ИА «В городе N».

2016 — год российского кино

Мне часто задают вопрос, как я отношусь к тому, что 2016 год объявлен Годом кино в России, и я всегда отвечаю одно и то же: для меня это ирония. Год литературы закончился присуждением Нобелевской премии русскоязычному писателю из Беларуси (Светлане Алексиевич — прим. ред.). Кто получит «Оскар» из бывших союзных республик в Год кино, я догадываюсь.

Надеюсь и верю, что все начнет меняться в лучшую сторону, но я реально смотрю на вещи. В России нет киноиндустрии как таковой: снимаются сериалы, но уже нет своего Голливуда, который когда-то был. Свердловская, Горьковская киностудия работают, но они арендуют помещения.

О финансировании

В целом, с финансированием дела обстоят плохо: мне звонят люди, которые на грани и готовы все бросить, но кто-то продолжает снимать несмотря ни на какие сложности. Посмотрим, сколько реально выделят денег в рамках Года кино. Думаю, востребованы у государства будут в первую очередь фильмы про войну и про борьбу.

В моей практике господдержка была: на фильм «Живой» давали деньги на постпродакшн, на «Географ глобус пропил» заранее выделили как на тематический фильм ко Дню учителя. Я бы хотел, чтобы поддерживали в первую очередь авторов, а не проекты. Я сейчас снимаю фильм («В Кейптаунском порту» — прим. ред.) и рассчитываю только на свои силы и тех людей, которые помогают его делать — государство пока ничего не вложило. Возможно, когда три четверти фильма будет отснято, мы получим господдержку. Нам осталось закончить самые дорогостоящие съемки — в Кейптауне. Мы уже были там в декабре, выбрали натуру, нашли актеров и договорились с ними, но это город, который очень многие снимают, особенно из Европы. Мы втиснулись на две недели в марте, если не будет финансирования, только через 2–3 года сможем закончить картину.

Кино о Нижнем Новгороде

Я думаю об этом постоянно, я и первую студенческую работу здесь снимал. Конечно, я хочу снять фильм в родном городе и не опозорить ни себя, ни коллег, но Нижний требует особенного сюжета, если что-что непосредственно сложится и будет связано с историей или еще как-то, тогда да. Пока в планах Нижнего Новгорода нет.

Может, 800-летие Нижнего Новгорода станет таким поводом, но говорить пока рано. Когда был юбилей Ярославля, сняли фильм «Ярослав Мудрый», хороший или плохой, это уже второй вопрос. В Нижнем есть, на мой взгляд, отличная история про Коромыслову башню — она и драмой, и трагедией, и мелодрамой может стать, но это потребует бюджета.

Как только бывает свободное время, возможность, я еду в Нижний. Если это удается сделать хотя бы раз в полгода, уже хорошо. Город как город — прекрасный, но за полгода я пока не заметил в нем особых изменений.

О фильме по книге Захара Прилепина «Обитель»

«Обитель» — это сложная вещь, но в первую очередь требующая серьезных творческих усилий и бюджета. Мы с Петром Тодоровским младшим уже год работаем над сценарием и еще полгода потребуется минимум. Захар (Прилепин — прим. ред) выбрал меня не потому что я его любимый режиссер, а потому что мы оба стояли у истоков этого романа. Когда мне предложили снять что-то на тему Соловков, я сразу позвонил ему, но он ответил, что историческая тема — не его «песня», тем не менее, договорились, что подумает. Он перезвонил на следующий день, полетели вместе с продюсером на Соловки. Захар планировал написать повесть, а через три года вышел роман.

Захар поступил так же, как в свое время Эдуард Лимонов (Александр выступил режиссером фильма «Русское» по рассказам Лимонова — прим. ред.) и Алексей Иванов (автор романа «Географ глобус пропил» — прим. ред.), то есть полностью доверился «делателю» фильма. Книга «Обитель» и так хороша, она будет жить и существовать сама по себе, но если появится еще и хороший фильм, автор будет только рад этому.

Об актерском составе еще рано говорить, но мы, конечно, его продумываем. Если бюджета будет недостаточно, то съемки окажутся под большим вопросом, потому что нужно много строить, чтобы потом полгода эти сооружения обветривались, нужно снимать на Соловках, а это требует больших денег.

О тяге зрителей к коммерческому кино

Так было всегда, и в советское время: в Нижнем были «Орленок», «Рекорд» — в них всегда можно было посмотреть не массовое кино, встретить режиссеров. Почему таких кинотеатров мало? Потому что таких зрителей всегда меньше.

Обижаться режиссеры должны только на себя, если не смогли притащить коммерческого зрителя на свой фильм. Зритель пойдет, если кино про него. Тот же «Географ." это доказал. Скорее мы — режиссеры — не готовы к зрителю, а не они к кино.

Все режиссеры, которые сейчас в России на слуху и одновременно с которыми я пришел в кино, Алексей Герман, Борис Хлебников — они все на 10–15 лет меня младше, им около 40, а они все уже мастера. Как только появятся новые режиссеры, может, и зритель их лучше поймет.

Я готов и сейчас снять коммерческий фильм. 2015 год был не очень удачный, хотя были хорошие картины — «Милый Ханс» Александра Миндадзе, «Орлеан» Андрея Прошкина (снявшего «Спартак и Калашников» — прим. ред). Может, есть еще несколько картин, которые стоило бы упомянуть, но хорошего всегда мало.

О личных кинопредпочтениях

На меня сильнейшее впечатление произвела книга Евгения Водолазкина «Лавр». Не знаю, какая судьба у нее, проданы ли кому-то права, но это очень сильная вещь, но дорогая для экранизации, потому что, как минимум, города придется строить.

Что касается кино, то я бы отметил «Шапито-шоу» Сергея Лобана — кто-то очень точно назвал его инновационным кино. Он состоит из четырех фильмов, но при этом не сериал. Нет героя, есть копия героя, и в этом смысле фильм отражает время.

Творческие планы

Завершить фильм, над которым сейчас работаю, им заняты все мысли последнего года («В Кейптаунском порту» — прим. ред.). Есть проблемы с финансированием, как всегда: последний кадр отсняли в октябре, теперь ждем марта.

Мне абсолютно без разницы — снимать свое кино или только писать сценарий, потому что, когда начинаешь делать фильм, это ты его выбираешь. Все равно начинаешь болеть съемками, делаешь их по-своему. Я не снимаю построчно, а делаю картину по мотивам романа, стараюсь донести ту часть, которая меня волнует. Банально, но я отношусь к картинам, как к детям. У меня был только один случай, когда фильм выбрал меня — «Ладога», его каждый год показывают в канун снятия блокады Ленинграда. Но я не считаю эту картину до конца своей, потому что «влетел» в нее за три дня до начала съемок, потому что режиссер отказался от нее.

С годами отношение к снятым фильмам не меняется. Ведь работа — это еще и общение с людьми — актерами, продюсерами. Когда меня спрашивают про «Бригаду», я всегда говорю, что у нас была задача снять народное приключенческое кино, нам это удалось. Я обожаю этот сериал, но хочу, чтобы люди в нашей стране жили по закону, а не по понятиям. Но я жалею этих ребят, многих из них уже не осталось в живых. Даже когда бастовали дальнобойщики по всей стране, мне вдруг стали звонить и спрашивать мое отношение к происходящему. Да я за дальнобойщиков, конечно.

Режиссура — умение найти людей, которые с тобой на одной волне, с кем можно «поговорить» через экран. Мало мастерства, надо «заболеть» своим делом, потому что оно должно терзать изнутри. Мне скучно снимать экшн, я воспитан на содержательных фильмах. Я хочу быть полезным кому-то, хотя и не думаю, что один фильм может изменить что-то в человеке, но культура может влиять и влияет, вспомнить хоть 1990-ые. Мне интересен человек: как говорил американский режиссер Билли Уайлдер: «Я всю жизнь всматривался в человеческие лица и ничего интереснее не нашел».

Блиц-опрос:

О детской мечте

Свой первый фильм мы «снимали» - без пленки, естественно - с соседским мальчишкой во втором классе. Тогда зародилось желание снимать, но первая работа, не студенческая, осуществилась только в 40 лет.

О детском кинофестивале «Филин»

Слава богу, что такой фестиваль появился: я считаю, все, что развивает в детях творчество, должно иметь поддержку.

О творческой студии Хабенского

Мне было обидно, что студии Константина Хабенского есть в Казани, в Уфе, в Перми целых две, а в Нижнем Новгороде нет. Я постарался свести Костю с нужными людьми и рад, что все получилось. Не все из детей, которые ходят в эту студию, станут актерами, жизнь у каждого своя и расставит все по местам, но, как Высоцкий пел, — главное, что нужные книжки в детстве читал.