Когда врачи спускаются с небес...

12 декабря 2019 15:17
668
16+

Если вас разбудил шум вертолета, не торопитесь ругать бизнесменов. Возможно, это нижегородские врачи спешат спасать жизни. Сейчас на площадке больницы им. Н. А. Семашко стоят два вертолета. На одном осуществляются полеты, а другой проходит техническое обслуживание. О том, как работает система, и в каких случаях вас будет спасать вертолет, ИА «В городе N» рассказал экипаж воздушного судна.

Вылет

Стандартно укомплектованный экипаж медицинского вертолета модели «Ансат», который работает в Нижегородской области, состоит из трех человек: врач-реаниматолог, медсестра — анестезист и пилот. Нашими собеседниками стал анестезиолог-реаниматолог Екатерина Шамраенко и пилоты Наиль Фаизов и Александр Филоненко. Всего на вертолетах работает три экипажа, которые обеспечивают круглосуточную готовность судна к вылету.

Все начинается со звонка-заявки из района, где нужна помощь, в оперативный отдел Центра медицины катастроф поступает заявка из районной больницы, которую передают врачам и пилотам. Пилоты оценивают погодные условия, а врачи — состояние пациента. Если решено лететь, то судно уже через 30 минут отрывается от земли.

Мы можем забрать любого транспортабельного пациента, которого можно снять с койки. Нужно быть уверенным, что перевозка не ухудшит его состояние, — рассказала Екатерина Шамраенко.

Она отметила, что есть определенные противопоказания. Например, по регламенту, нельзя перевозить больного в состоянии комы.

По словам реаниматолога, врачи в районах сознательные — если не уверены, что пациент хорошо перенесет погрузку и полет, они даже не отправляют заявку. Но бывает и такое, что окончательное решение принимается уже на месте.

Бывает, сами доктора не берут больного. Летали в Саров, например, — полетели обратно. Приехали с бригадой, и врач анестезиолог-реаниматолог принял решение не брать. Мы бы запустили, поднялись буквально на 100 метров — и все. Он не перенесет полет, — рассказал пилот Александр Филоненко.

Врачи Центра медицины катастроф стараются получить максимум информации о пациенте: не только о его заболевании, состоянии и основных показателях, но и о возрасте, росте и весе. Все это необходимо для организации перевозки. Например, в холодную погоду пациентов перевозят из больницы в вертолет и машины скорой помощи в спальных мешках, и врачам нужно понимать, смогут ли они его погрузить.

В одной упряжке

Вернемся на базу в Нижнем Новгороде. Когда принято решение перевозить пациента, медработники начинают загружать оборудование в вертолет. Зимой большая часть препаратов и приборов хранится в помещениях или в автомобилях скорой помощи. Врачи отмечают, что очень важно правильно расположить все оборудование.

Все должно быть рационально сложено, закреплено, ничего не должно быть лишнего, никаких посторонних предметов. Это момент дисциплины. Даже обычные мероприятия требуют пространства, — сказала Екатерина Шамраенко.

Место в вертолете «Ансат» действительно очень немного. Помимо сидения пилота, в нем всего два кресла — для врача и медсестры, а также модуль-носилки для больного. Поэтому пациенты, в том числе маленькие дети, всегда едут без сопровождения. Совсем немного пространства выделяется для вещей больного.

Екатерина подчеркивает, что при погрузке оборудования и пациента ей очень часто помогают пилоты и врачи больниц.

По моему опыту, разделение работы врача, медсестры, среднего персонала больше в стационаре. Мы тут — одна упряжка, одна команда, мы помогаем друг другу.

Когда все согласовано, погружено и подготовлено, вертолет поднимается в воздух. Пилоты и техники рассказали, что топлива воздушного судна хватает примерно на 400 км, то есть на 2 часа полета без дозаправки. Многое, зависит от погоды и направления ветра. Как правило, дальше Шахуньи вертолеты санавиации не летают.

Шум винтов

Часто санитарный автомобиль с пациентом уже встречает вертолет на площадке, но иногда больных забирают прямо из палаты, например тех, кто не может дышать самостоятельно. Ко всему оборудованию пациента, по возможности, подключают до погрузки в вертолет. Катетеры тоже ставятся «на берегу».

Работники санавиации подчеркнули, что важно позаботиться не только о физическом, но и об эмоциональном состоянии пациента и его родных.

Некоторые больные боятся, отказываются лететь. Бывало такое, что запускались — выключались, потому что им сразу плохо становилось, если ни разу не летали, — рассказали Наиль и Александр, дополняя друг друга.

Помимо ограничений в пространстве и вибраций, из-за которых сложно проводить некоторые процедуры, пилоты, медработники и пациенты сталкиваются с еще одной проблемой — шумом. Чтобы иметь возможность общаться, и врачи, и пациенты надевают наушники.

Даже если ребенок не понимает, о чем речь идет, в силу возраста или заболевания, мы надеваем на него наушники, чтобы не было раздражителя — шума, чтобы не боялся, — рассказала врач.

К каждому больному, особенно ребенку, подход индивидуальный. Например, детей, которые не могут спокойно лежать на носилках, в течение всей дороги врачи и медсестры держат на руках.

Страхи

К полетам все относятся по-разному: кто-то боится, кто-то нет. Я вот, например, боюсь водить машину. Никогда не была за рулем, даже боюсь спереди в машине сидеть, и неважно, кто ведет. С нашими пилотами я не боюсь летать. Мне нравится полет. Наша область очень красивая в любой сезон. Мы даже лосей видели. Дожди, облака, радуги — это необыкновенно! — делится своими впечатлениями о работе Екатерина.

Когда вертолет приземляется, на площадке уже ожидает санитарный автомобиль. Бригада Центра медицины катастроф перевозит пациента в больницу и передает врачам.

В среднем бригада совершает 2–3 таких полета в день. Летом, когда день длиннее, бывает, что вертолет 4 раза вылетает туда-обратно.

Летом круглосуточный режим был буквален. Светать начинало в три часа ночи, то есть в два мы собирались, у нас в три уже был вылет, — рассказала Екатерина.
В стабильную погоду летом или зимой проблем с полетами нет. Хуже всего в переходный период, когда меняется погода, циклоны подходят, дождь, холодный дождь, мокрый снег — не установившаяся температура, — отмечают пилоты.

В темное время суток посадить вертолет очень сложно: в области практически нет специально освещенных площадок. При этом в «полевых условиях» вертолеты санавиации не сажают, хотя, по словам пилотов, это может быть организовано в будущем.

Без «крыльев»

Даже если погода не летная, врачи не сидят без дела — они ездят на вызовы на санитарных автомобилях Центры медицины катастроф.

Все чрезвычайные ситуации, угрозы взрыва, какие-то обрушения… Например, были проблемы в Дзержинске, были проблемы на железной дороге, в СМИ сообщали, о проблемах в одном фитнес-центре, когда передозировали хлор, кажется. Вопросы по подобным вещам — это вопросы нашей службы. Но преимущественно — ДТП, — поделилась Екатерина.

В остальное время врачи находятся на станции, где подготавливают приборы к следующему вылету, заряжают оборудование и заполняют бумаги.

Если ты не будешь относиться к этой работе как к работе, то качество оказания помощи может страдать. Потому что надо работать быстро, молча, не мешать друг другу, понимать, что сейчас нужно подать, а что самому взять. Если не относиться ко всему спокойно — это невозможно. Все равно мы переживаем, все равно волнуемся. Мы больных жалеем. Человек столкнулся с большой проблемой — это больно, это страшно, — подытожила Екатерина рассказ о своей работе.

401 человек

Санавиация на территории Нижегородской области начала работать в 50-е годы прошлого века, но 90-ые она не пережила. Вновь развиваться направление стало в 2018 году, так как наличие санавиации было одним из требований к территории, где запланирован чемпионат мира по футболу. Тогда на возрождение летающих «скорых» было потрачено почти 50 млн рублей и они не были выброшены на ветер. С сентября прошлого по 5 декабря 2019 года команды воздушных медиков привезли для лечения в крупные клиники 401 человека.

До 2024 года интенсивность полетов должна увеличится до 800 в год, а одновременно работающих бригад до трех на трех вертолетах. В планах также строительство вертолетных площадок в районах.

Фото: Аня Долинина

Ошибка в тексте Ctrl + Enter
Подпишитесь на дайджест новостей от главреда «В Городе N»
На ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения e-mail адреса.
Вы уже подписаны на дайджест новостей от главреда «В Городе N».
Любое использование материалов допускается только при наличии активной ссылки на vgoroden.ru
Ежедневно обновляемое справочное электронное издание сетевого распространения зарегистрировано 7 февраля 2011 года, свидетельство Эл №ФС77-43792. Информационное агентство «В городе N», свидетельство ИА № ФС77-53731 от 26 апреля 2013 г.
Дизайн — Студия Titanium
Яндекс.Метрика
Главное за последний час
Мемориальные доски четырем выдающимся горожанам установят в Нижнем Новгороде
Created using Figma