Top.Mail.Ru

Миф об элитности парусного спорта развеял Михаил Тихонов

325

Ты помнишь, как все начиналось?
Все было впервые и вновь.
Как строили лодки, и лодки звались
«Вера», «Надежда», «Любовь».
Как дружно рубили канаты,
И вдаль уходила земля.
И волны нам пели, и каждый пятый,
Как правило, был у руля.

 

(текст песни «За тех, кто в море» «Машины времени»)

О нижегородце Михаиле Тихонове ходят слухи, как о гениальном яхтенном конструкторе, спортсмене и мечтателе, претворяющим в жизнь свои замыслы.

- Михаил Юрьевич, расскажите, а как все начиналось?

- Я поступил в Горьковский политехнический институт, правда, вот закончил уже Нижегородский политехнический институт. Сейчас же этот ВУЗ называется Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ).

Причем поступал я на автомобильный факультет, а потом во мне проснулось призвание, и я перевелся на кораблестроительный. Там же, обучаясь любимому делу, я встретил свою будущую жену Наталью. Эта встреча изменила многое. До этого я учился я на «тройки», но на 4-м курсе женился, вот тогда мне стали нужны деньги. Тогда я и стал учиться на одни «пятерки», благодаря чему начал получать повышенную стипендию.

Сейчас у нас трое детей: полуторагодовалый Алексей, 6-летний Артем и 9-летняя Мария. У меня есть небольшая мечта: бросить, забыть обо всем на время и отправиться с семьей в кругосветное плавание. Как дети подрастут, обязательно возьмем их с собой в кругосветку.

- Мечтают ли ваши дети о том, чтобы как мама и папа строить корабли? Как думаете, они продолжат ваше дело, когда подрастут?

- Мальчики пока слишком малы, а старшая дочь занимается музыкой и танцами. Она замечательно играет на фортепиано.

- Михаил Юрьевич, какой самый важный совет Вы готовы дать детям? Каким опытом поделиться?

- Когда на свет появляются дети, нужно лишь к ним приглядеться повнимательнее, вот тогда можно заметить, что у каждого из них уже есть свой характер. Детей можно научить только тому, как правильно вести себя в обществе и другим подобным вещам. В целом же, они уже с самого рождения – сформированные личности.

А вот возможности для развития им можно предоставить. Более того, можно направить их творческие способности, чтоб каждый мог в полной мере реализовать себя, скажем, в спорте или музыке. Не запрещать, а создать условия, чтобы была возможность попробовать себя в разных направлениях. Я не буду их строго направлять в парусный спорт. Хочу, чтобы у моих детей была свобода выбора и каждый из них нашел свою дорогу в жизни. 

- Скажите, а когда Вы начали проектировать и строить яхты?

- По окончании ВУЗа я устроился на работу в конструкторское бюро по проектированию судов ОАО КБ «Вымпел». Работая и проектируя различные сухогрузы, я дорос до зам.главного конструктора. Там же я построил свою первую яхту, которую назвал «Ветер». Дело было еще в далеком 2000 году, сейчас эта яхта ходит в Санкт-Петербурге. Более того, «Ветер» недавно занял 2-ое место на Чемпионате России. А вот после «Вымпела» я ушел строить яхты, потому что мне очень этого хотелось.

Собственную мастерскую, которую Михаил Юрьевич в шутку называет «кружком умелые ручки», он открыл 4 года назад. За это время было построено около 20 больших яхт.

- Так кто же Вы: конструктор, спортсмен или мечтатель, претворяющий в жизнь свои мечты?

- Изначально я все же конструктор. Мне не хочется рисовать «на полку». И для того, чтобы увидеть свои творения на воде, пришлось заняться еще и строительством. Это непрерывный процесс: нарисовал, построил, а потом сам же проверил и испытал на себе. Если хотя бы один из пунктов исключить – будет уже не так интересно. Я сделал свое хобби работой, но оно прибыльным быть не может.

- Почему?

- Потому что в этот момент любимое дело перестанет быть хобби. К тому же, нельзя заниматься тремя вещами одновременно: проектировать, строить и руководить, потому что всегда что-то будет получаться хуже. Я нашел свой баланс, при этом понимаю, что мое увлечение не будет прибыльным.

- Понятно. Спасибо за честность. А откуда Вы черпаете идеи?

- Если говорить о тех маленьких лодочках «Ракета», на которых сейчас тренируются юные нижегородцы, то все началось с телефонного звонка. Мне позвонил президент Нижегородской федерации парусного спорта Александр Бобылев и поделился своими мыслями. Он предложил создать недорогую лодку для начальных занятий парусным спортом. После этого своеобразного техзадания, состоящего всего из нескольких слов, мысли в моей голове начали крутиться вокруг этой идеи: для кого мы это делаем, как сделать лодку менее затратной и при этом более комфортной и удобной для детей. Для начала мы решили выйти на бюджет в 50 тыс. рублей одна лодка – это вполне подъемно для муниципальных учреждений.

Таким образом, наши с Александром мысли совпали. Я давно уже задумывался о том, как бы сделать так, чтоб наши дети учились не на «Оптимистах», а на современных яхтах.

- Значит, сейчас детские швертботы класса «Оптимист» устарели?

- Вы знаете, соревноваться можно на чем угодно, лишь бы в гонках все находились в равных условиях. Но прогресс не стоит на месте: спортивные лодки, в том числе и олимпийских классов, становятся все более скоростными и требуют от спортсменов серьезных практических навыков. Именно поэтому дети уже сейчас должны учиться на современных лодках.

Исходя из этих соображений, мы и начали выпускать лодки нового класса «Ракета 270». При этом само по себе производство лодок не является для нас самоцелью. Они нужны для того, чтобы обеспечить недорогой материальной частью вновь открываемые в Нижегородской области детские парусные клубы. Эту задачу Александр Бобылев успешно претворяет в жизнь: сейчас детские парусные школы созданы в Выксе, Чкаловске, Сокольском и на Бору. В будущем сезоне Нижегородская федерация парусного спорта (НФПС) планирует открыть школы в Павлово, Навашино, Дзержинске, Кстово и Лысково.

Мы стали выпускать новые лодки для новых школ. Всем очень понравилось, причем настолько, что в марте прошлого года Нижегородская федерация получила приглашение от Всероссийской федерации парусного спорта представить детско-юношеский швертбот «Ракета 270» на четвертой международной выставке катеров и яхт «Московское Боут Шоу».

На выставке было получено много положительных отзывов, проект оценили по достоинству. О «Ракете» заговорили, как о будущем национальном классе России. Таким образом, наш проект вышел за рамки Нижегородской области. В настоящее время мы работаем над улучшением конструкции «Ракеты», чтобы вывести этот класс с регионального на федеральный уровень и утвердить в качестве национального. Причем «Ракету 270» заметили в России благодаря активной позиции Александра Бобылева. Что касается ближайших планов, то в марте этого года мы планируем принять участие в московской выставке, которая будет посвящена 100-летию Всероссийской Федерации Парусного Спорта. В ходе выставки на стенде ВФПС будет представлен обновленный вариант «Ракеты 270».

Кстати, «Ракетой» яхта названа не в честь летательного аппарата, бороздящего космические просторы. Дело в том, что, когда я решил строить лодки, то первая из крейсерских яхт класса «Open 800» была построена специально для внука первого знаменитого нижегородского конструктора Ростислава Алексеева - Глеба Сулоева, которому надоело ходить на лодках устаревших конструкций. И новая красивая яхта получила свое название в честь первого теплохода на подводных крыльях, который ходил по Волге и носил гордое название «Ракета». Это было первое детище Ростислава Алексеева. С тех пор ряд моих яхт носит это имя, в том числе и маленькая «Ракета 270».

- Михаил Юрьевич, Вы еще являетесь и президентом российской Ассоциации крейсерских яхт «Open 800». Каковы итоги прошедшего 2011 года: чего удалось добиться, наиболее успешные проекты и горький опыт, если таковой, конечно, имеется? Кроме того, в этом году истекает срок Вашего президентского правления, каковы дальнейшие планы? Планируете ли продолжать работу в прежней должности?

- Этот пост я занимаю третий год подряд, отчетно-выборная конференция Ассоциации пройдет в конце 2012 года, поэтому все зависит от того, выберут меня снова или нет. Кстати, началось все еще в 2003 году, когда на «Кубке Волги» в Ульяновске собралась группа яхтсменов-единомышленников, именно там было принято решение организовать новый класс. В настоящее время яхты «Опен 800» - это единственный в современной России класс крейсерских яхт, целиком и полностью построенный в нашей стране. Эти современные лодки не стыдно показать и за границей.

- Михаил Юрьевич, а кто привил Вам любовь к парусному спорту? И как давно Вы занимаетесь данным видом спорта?

- С 12 лет занимаюсь парусным спортом. Пошел я еще в школе, как говорится, за компанию со своими одноклассниками. А потом стало интересно. Более того, со временем это стало темой жизни. Неоднократно я и сам участвовал в соревнованиях. Раз пять становился призером Чемпионатов России, но победителем не был ни разу. В настоящее время являюсь мастером спорта.

- Как Вы оцениваете состояние и перспективы развития парусного спорта в Нижегородской области?

- Если серьезно, то в настоящее время есть смысл говорить только о развитии именно детского парусного спорта в Нижегородской области. Со временем, конечно, разовьется парусная культура, но для этого потребуется 10-15 лет. Три года назад президент Нижегородской федерации Александр Бобылев в качестве приоритетного направления развития парусного спорта в области выбрал именно детский парусный спорт. Тогда же практически на пустом месте было создано несколько школ за один год.

- Заниматься парусным спортом сегодня - это дорого для детей?

- В пределах нашей области - все бесплатно. Это уникальный проект. Преимущество парусного спорта в том, что у него нет возрастных ограничений, можно заниматься хоть до 80 лет.

Вокруг парусного спорта ходит миф о его элитности. Люди, как правило, с придыханием рассказывают о том, как катались во время отпуска на яхтах в Греции или Турции. Или же о том, как мечтают когда-нибудь в своей жизни это попробовать. Порой даже сами нижегородцы не знают, что для этого совсем не обязательно лететь куда-нибудь за границу. Достаточно просто прийти в яхт-клуб, причем это ничего не стоит даже взрослому человеку. Вот тогда у человека действительно появится повод рассказать знакомым об отлично проведенных выходных.

- Михаил Юрьевич, а есть ли у Вас новые планы, новаторские идеи и интересные конструкторские задумки, которые Вы еще хотите претворить в жизнь? Расскажите о них подробнее.

- Хочу двигаться к мечте. Мечтаю о том, что наступит такой день, когда русская яхта, спроектированная и построенная в России, выиграет какое-нибудь крупное соревнование, например, кругосветку или же, к примеру, достойно выступит в престижной регате на «Кубок Америки».

Пока же мы проектируем и осваиваем новые технологии, которых до этого еще не было в России. Кстати, в нашей стране за места лидеров борются, в основном, нижегородские и питерские яхты. Сейчас мы объединили свои усилия по созданию и строительству крейсерских яхт.

Помимо этого, мне, как конструктору, хочется продолжить работу над детскими швертботами и «двоечку» нарисовать (яхту для двоих детей). Не все же талантливы как рулевые. Кто-то должен быть и так называемым матросом (или шкотовым). А их тоже нужно обучать, чтобы из детей, походивших на «Оптимисте» и «Ракете», можно было впоследствии сформировать энергичную «двоечку». Детям же нужно доверять: моторика у них развита, голова соображает, не хватает лишь жизненного опыта и страха за семью (смеется).

К сожалению, в Нижегородской области развитие сдерживает отсутствие береговой инфраструктуры и настоящих яхт-клубов. Но об этом должны позаботиться местные власти. Строятся же ФОКи, так почему бы не построить пару яхт-клубов? Тем более, что Нижний Новгород находится на слиянии двух больших рек, тут, как говорится, сам Бог велел.

- В заключение хочется узнать: Вы определили для себя какой-либо «секрет успеха», что Вам помогло и оказало поддержку?

- Я считаю, что нужно просто идти к своей цели. Мне доводилось слышать много раз, что мы делаем не то и не так, что нужно развивать «Оптимист»...  Несмотря ни на что, мы начали создавать что-то новое и всем понравилось. Хочется, чтобы это все развивалось не локально, а стало настоящим прорывом. Мы проводим большую работу для того, чтобы нижегородские яхтсмены смогли участвовать в российских, а в будущем и в мировых соревнованиях.