Top.Mail.Ru

Владимир Носаков: «К капоту пририсовал целый автомобиль»

318

Известный конструктор легковых автомобилей и автор бренда  "ГАЗель "Владимир Носаков 5 сентября приехал в Арсенал, чтобы встретиться с нижегородцами и поделиться с ними неизвестными фактами о советском автомобилестроении, любопытными моментами своей жизни, а также показать собственные чертежи и детские рисунки. Талант оратора превратил рассказ о машинах в увлекательную беседу, а фото, сделанные много лет назад, помогли гостям ненадолго вернуться в город Горький.

Это же Сталин за рулем!

Страсть к автомобилям у Владимира Носакова пробудилась еще в детстве. Налюбовавшись причудливыми формами советских машин, мальчик начал их рисовать. Начал с простого  попытался изобразить свой любимый ГАЗ М-1 («Эмка»). Вышло по-детски просто и незамысловато. «Страшными были не только водители, но и сами автомобили»  шутит конструктор, глядя на ранние творения. Рисунки удалось сберечь. Кто-то из учеников позже сказал: «Да это там Сталин за рулем!», заметив профиль с выраженным носом на бумаге. Что такое рессоры, как они крепятся? Юному Носакову не нужно было объяснять  в детстве он мог часами сидеть в гараже, находя это занятие невероятно увлекательным.

Березкой крыло выпрямляли 

Свой первый выезд в десять лет на «Эмке» конструктор помнит очень хорошо, и даже описал его в своей книге. Его друг-водитель решил порулить, однако препятствием стала первая же береза. Деревце сломалось, и стволом ребята принялись выправлять помятое крыло.

«Сзади, где находится запаска, был бампер, на котором очень удобно сидеть. Во время своего похода в музей я всем еще раз показал, как нужно кататься на Эмках. Ты там как в кресле сидишь! В детстве ноги до земли не доставали»  рассказал Носаков.

Мог с машины снежинки сдувать 

Мировоззрение юноши изменила книга Долматовского, вышедшая в 1950 году. Она называлась «Повесть об автомобиле». Эта книга была для Володи словно библия на страницах находились сотни рисунков, которые он срисовывал по клеточкам. После прочтения «арты» Носакова приобрели изящность  машины на бумаге выходили красивыми и ровными.

В юности он восхищался горьковскими автомобилями, хотя жил от этого города далеко. По его словам, возле них он мог стоять часами и сдувать снежинки  было жалко, что такую красоту снегом заносит.

Два часа любовался машинами у проходной

В свой первый визит в Горький Носаков сперва обошел его достопримечательности. Сначала пересчитал все ступеньки Чкаловской лестницы, поднялся наверх и пошел гулять по «Свердловке»  так в советские годы называли Большую Покровскую улицу. Дойдя до площади Лядова, молодой человек понял, что ему просто необходимо попасть к Автозаводу. Он прыгнул в трамвай и вскоре был у главной проходной предприятия. Два часа Владимир любовался тем, как оттуда выезжают машины его мечты «Победы»«Газы», грузовики. Долго не мог оторвать от них взгляд, но время поджимало  пришлось возвращаться.

Сделал все, чтобы приехать в Горький

Такое решение будущий конструктор принял в 1957 году. Закончил школу с серебряной медалью, чтобы поступить в политех, и приехал сдавать экзамены. Повезло поступил, однако не попал на направление «автомобили», о котором грезил. Туда принимали лишь золотых медалистов, причем без экзаменов. Взяли Носакова на «кузнечно-прессовые машины», что его вовсе не обрадовало. Абитуриент пошел к декану и договорился с ним, что за отличную учебу тот обязуется перевести Носакова на «автомобили». Сказано  сделано.

Тот, кто окружности рисует без циркуля

Студентом Владимир много снимал Горький, и эти кадры сегодня могут считаться едва ли не энциклопедией советской жизни  чистота, мало машин и много людей. Страницы своей рабочей тетради он позже сканировал, чтобы увековечить рисунки авто. Впрочем, не всегда он изображал технику. Из окна общежития однажды нарисовал площадь Лядова, причем весьма реалистично: с трамваями, машинами, людьми. «А, это тот, кто окружности чертит без циркуля»  говорили про Владимира в политехе.

«Я помню свой дипломный институтский проект. Мне поручили изобразить там замки для капота, противовесы, рессоры Я нарисовал капот. А к капоту пририсовал весь автомобиль! На защите диплома комиссия меня про этот капот даже не спрашивала, а вот про сам автомобиль вопросами завалили».

У легенды черный цвет

«Слава черных Волг до сих пор кормит автозавод»  именно эту фразу конструктора вынесла в заголовок нижегородская пресса в 1996 году. Она стала крылатой, и неспроста: черные «Волги» действительно стали легендарными. Именно цвет выделял их из ряда других моделей.

«За ними сложилась репутация генеральских машин. Черный цвет Волги в то время был словно пропуском. Этим гордились, это было словно каста»  говорит Носаков.
Неудивительно, что на массовый конвейер она так и не вышла  стала возить чиновников и первых лиц, а для народа в то время пустили «Волгу» подешевле. Кстати, на постсоветском пространстве (а также в Польше) еще можно услышать городские легенды, связанные с этой машиной. Якобы, некто за рулем именно такого транспортного средства причастен к массовым похищением людей. Впрочем, великолепия творения советских автомобилестроителей эти слухи не отменяют.

Автор: Арина Суманова, фото автора