Top.Mail.Ru

«Я уверен, что Нижний Новгород должен стать культурной столицей Приволжья», - Игорь Кораллов

148

 

Игорь Владимирович Кораллов — заслуженный артист РФ, профессор кафедры медных духовых и ударных инструментов Нижегородской консерватории им. Глинки. Он успешно совмещает свою артистическую карьеру с общественной деятельностью. Почти 30 лет он является солистом музыкального коллектива «Нижегородский сувенир», известного далеко за пределами нашей страны.

В 2012 году Игорь Владимирович был назначен на должность директора Нижегородского музыкального колледжа имени Балакирева. На этой неделе это одно из старейших учебных заведений города отметило свой 140-летний юбилей. Накануне праздника мы встретились с его директором и обсудили, к каким результатам пришел колледж сегодня.


Игорь Владимирович, вы стали директором нижегородского музыкального колледжа им. Балакирева в прошлом году. С какими проблемами вам пришлось столкнуться и что удалось сделать за прошедшее время?

— Как таковых больших проблем не возникло. Много внимания пришлось уделить ремонту фасада здания училища, его помещений и классов. Это не говорит о том, что мы подстраивались под конкретную дату, но юбилей хотелось встретить в обновленном виде.
За год мы привели в порядок концертные залы, большой и малый, отремонтировали холлы, коридоры, библиотеку, открыли новую экспозицию нашего музея. Но в первую очередь перед нами стоит просветительская работа и имиджевая работа.

Что вы имеете в виду?

— Мы должны заявить о себе как об одном из самых престижных учебных заведений не только региона, но и страны. Ведь так и есть на самом деле. Мы были одним из первых музыкальных учебных учреждений, основанных после московской консерватории и санкт-петербургской.

В первую очередь просветительская работа заключается в проведении всевозможных мастер-классов, открытых уроков, конференций, методических чтений. Немаловажно, что мы активизировали и нашу концертную деятельность. Наши выпускники и студенты, педагоги, коллективы участвуют во многих мероприятиях, которые проводят районные администрации, департамент культуры Нижнего Новгорода, региональное министерство культуры. Это праздник 9 мая, День города, День России, День народного единства и многие другие. При этом мы выступаем на лучших концертных площадках, среди которых площадь Минина и Пожарского, театр оперы и балета им. А. С. Пушкина, нижегородская филармония, консерватория. Для нас это очень почетно, ответственно и важно.

Другой составляющей этого процесса является участие наших студентов во многих музыкальных конкурсах. В прошлом году более 150 наших воспитанников стали лауреатами не только региональных, но также всероссийских и международных конкурсов. Это весьма значимая цифра, которая доказывает основательность нижегородской музыкальной школы.

А как сами студенты откликнулись на такую активизацию работы?

— С большим энтузиазмом. Ведь в первую очередь мы готовим не только педагогов, но и исполнителей, музыкантов. Каждый из них мечтает о сцене, а выступление на подобного рода концертах и конкурсах всегда престижно для будущего артиста. Это наивысшая точка его подготовки. Ну и, конечно, любой студент заинтересован в своем продвижении.

Как изменились предпочтения абитуриентов? На какие отделения конкурс высок, а на какие наблюдается недобор?

— Тенденция развития музыкального искусства вообще и музыкального образования в частности, к сожалению, не особо радует. За последние два десятилетия интерес к эстетическому образованию снизился. Раньше конкурс был настолько высок, что количество абитуриентов могло обеспечить наполняемость училища на несколько лет вперед. Этому способствовал и пик развития детского музыкального образования. Ведь в училище поступали выпускники школ, студий, члены коллективов при Дворцах культуры.

Думаю, что сегодня политика государства в этом отношении меняется. Нам отрадно думать, что появилась тенденция большего притока студентов. На ключевые специальности, такие как вокал или фортепиано, конкурс традиционно есть. Безусловно, испытываем нехватку абитуриентов на отделениях народных и духовых инструментов. Но мы стараемся работать и в этом направлении. В частности, воспитываем ребят на нашем детском отделении.

А поступают ли в колледж те, кто пришел к музыке в зрелом возрасте?

— Пример этого года убеждает меня в том, что любовь к музыке не бывает случайна, она всегда в твоем сердце, в твоей душе. Набор этого года показал, что люди приходят к такому образованию вполне осознанно: семь абитуриентов поступили к нам с дипломами о высшем образовании. В свое время они получили совершенно другую профессию, но музыкальная стезя притягивала их к себе, не отпускала.

Есть ли обратные примеры? Можно ли найти себя в другой профессии, имея за плечами музыкальное образование?

— Зачастую так и бывает. Наши студенты получают хорошее базовое среднее образование. У нас очень квалифицированные педагоги по русскому языку, математике, информатике, литературе. Наши выпускники — люди эрудированные, сведущие во многих вопросах. Кто-то находит себя в журналистике, есть те, кто успешно развивается в области IT-технологий. Ведь музыка сродни математике. Здесь надо уметь считать, выстраивать логическую цепочку.

Что нового может предложить нижегородский музыкальный колледж им. Балакирева сегодня, перешагнув порог своего 140-летия?

— Безусловно, мы приходим к мировой системе образования. Учебный процесс необходимо сделать таким, чтобы полученные навыки могли пригодиться не только внутри страны, но и за рубежом. Большинство выпускников, конечно, остаются в Нижнем Новгороде, кто-то разъезжается по другим регионам. Но есть и много примеров, когда ребята получают блестящее образование в США или европейских государствах. Более того, они становятся известными и востребованными музыкантами.

Тем самым мы интегрируемся в мировой процесс, что дает нам широкие возможности для развития. В планах у нас — открытие новых специальностей. Ведь время стремительно летит вперед, необходимо использовать новое оборудование, новые программы. Поэтому нам интересно развитие звукозаписи и звукорежиссуры, даже современной хореографии. Вводим мы и занятия в направлении «музыкальная журналистика». Ведь есть масса газет, журналов, Интернет-ресурсов, в которые требуются квалифицированные специалисты. А об искусстве нужно говорить и писать правильно.

Чтобы подготовить такого специалиста как звукорежиссер, нужно соответствующее оборудование? А это колоссальные средства. Думаете, государство готово их выделить?

— Это насущная проблема. Но знаете, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Нас услышали учредители в лице министерства культуры. Надо просто правильно ставить задачи и оптимизировать финансово-экономическую деятельность. Я считаю, что самый важный приоритет — это учебный процесс, для которого необходимы соответствующие условия. Если мы видим перспективные задачи, то их надо начинать реализовывать.

Речь ведь идет не только о современной компьютерной аппаратуре, но и непосредственно о музыкальных инструментах?

— Да, это, наверное, краеугольный камень во всех музыкальных учебных заведениях нашей страны. Я не понаслышке знаю о состоянии дел в музыкальных школах и вузах области и страны. И везде остро стоит вопрос о новых инструментах. То, что было закуплено десятки лет назад, износилось. В первую очередь это касается духовых и ударных. Поймите, чем лучше инструмент, тем проще обучить на нем играть ребенка. Это не просто вопрос комфорта, а проблема правильного развития слуха.

Могу сказать, что всем учебным учреждениям нужны хорошие концертные залы и хотябы один концертный рояль. На отделении у нас учится от 50 до 70 пианистов. Представьте, что останется от инструмента после того, как каждый на нем позанимается?

Вы состоите в партии «Единая Россия», и наверняка знакомы не только с политическими деятелями, но и с бизнесменами. Может быть, есть перспектива меценатской помощи колледжу?

— Это никогда не отставлялось в сторону. Мы всегда говорим о том, что образование требует пристального внимания всего общества, в том числе и бизнеса. Но здесь нужны более серьезные и масштабные подходы. Ведь невозможно отдельно взятому бизнесмену курировать отдельно взятое учреждение образования. Дорога должна быть двусторонней: если бизнес помогает кому-то или чему то, значит нужно помочь и ему самому.
Вспомните наших величайших нижегородских меценатов, которые строили театры, содержали артистические труппы и оркестры. Сегодня даже крупные корпорации не могут похвалиться такими действиями. Со своей стороны я призываю бизнес к такому творческому объединению. Но нужно понимать, что от образования не стоит ждать сиюминутных дивидендов. Отдача будет, когда в культуру начнут вкладывать достойные средства.

У вас огромный педагогический опыт, вы стали руководителем колледжа. Скажите, готовы ли вы в будущем сменить эту деятельность на работу чиновником?

— Я не чиновник и не политик… Я в первую очередь музыкант и представитель культуры. Почти 30 лет я работаю в коллективе «Нижегородский сувенир», столько же преподаю в консерватории. Я хорошо умею заниматься администрированием, решать многие вопросы, связанные, например, с формированием бюджета, его расходной части. Кроме того, я более десяти лет состою в партии, сейчас даже являюсь членом президиума. Мне понятны не только задачи, стоящие перед государством, но и перед культурой в частности. Также я неразрывно связан со всеми учреждениями культуры города и области.

Хочу доказать, что наш колледж — одно из лучших учебных заведений в России. А вообще я знаю, что Нижний Новгород должен стать культурной столицей Приволжья.