Top.Mail.Ru

Евгений Петров: наибольшее количество жалоб нижегородцев пришлось на ОАО «Сбербанк России»

Экономика
1051

«Потребители — это все мы. Потребители — это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно», — именно этими словами 35 президент США Джон Кеннеди в 1961 году дал рождение Дню защиты прав потребителей, который вот уже 50 раз пройдет по всему миру 15 марта (в России праздник отмечается с 1994 года).

Ежегодно День защиты прав потребителей проходит под определенным девизом. В 2011 лозунгом выбран — «Потребители за честные финансовые услуги», «Consumers for fair financial services».

Накануне праздника руководитель Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Евгений Петров и начальник отдела защиты прав потребителей управления Нина Цветкова встретились с представителями СМИ, чтобы рассказать, почему выбранный девиз актуален в нашем городе и насколько качественно защищены нижегородские потребители.

«Сегодня финансовые услуги представляют собой сложную для понимания систему. Число обращений граждан по вопросам кредитования и оказания жилищно-коммунальных услуг растет в геометрической прогрессии. Так, в 2010 году в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило 256 обращений граждан на действия кредитных организаций, в том числе 253 письменных обращения (в 2009 году — 116 обращений, из них 108 – письменных)», — сообщил Е. Петров.

По словам начальника Управления Роспотребнадзора, основные причины обращений граждан следующие: одностороннее изменение процентной ставки; незаконность взимания Банком дополнительных платежей; навязывание потребителю услуги по заключению договора страхования и навязывание Банком условий о подсудности возможных споров.

В 2010 году Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области в рамках работы по обеспечению защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования проведено 188 проверок (годом ранее – только 23). Наибольшее количество жалоб и, как следствие, проверок пришлось на ОАО «Сбербанк России»: заемщики пытаются вернуть денежные средства, уплаченные за ведение и обслуживание ссудного счета (в форме комиссии). По результатам проверок кредитной организации ОАО «Сбербанк России» неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений.

Также в 2010 году Управлением рассмотрены обращения граждан на неправомерные действия ОАО КБ «Стройкредит», выразившиеся в одностороннем изменении банком процентной ставки в сторону увеличения. При проведении проверок по фактам, изложенным в данных обращениях, установлено также включение банком в кредитные договоры с гражданами условия о безальтернативной подсудности по месту нахождения банка.

Как правило, такие случаи распространены в Нижнем Новгороде, где большинство банков – филиалы головного офиса в Москве. То есть, если права гражданина при выдаче кредита в таком банке нарушены, для проведения судебного разбирательства ему придется ехать в столицу.

Всего по результатам проверок в отношении хозяйствующих субъектов (банков), проведенных Управлением в течение прошедшего года, вынесено 8 постановлений и 79 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. Кроме того, дано 345 заключений по делам защиты прав потребителей в сфере оказания финансовых услуг.

Из всего объема судебных дел в сфере оказания финансовых услуг, рассмотренных с участием специалистов Управления, порядка 90% решений вынесено судебными органами в пользу потребителей. Так, по решению суда в пользу пострадавших потребителей присуждено 6 836 000 рублей, в том числе 178 000 – сумма возмещения морального вреда.

«Увеличившееся в 2 раза количество обращений нижегородцев в управление Роспотребнадзора по вопросам финансовых услуг говорит о том, что граждане знают, что их интересы есть, кому защитить», – считает Е. Петров.