Top.Mail.Ru

Молодежный экстремизм: причины и методы борьбы

Общество
75

Распространение молодежного экстремизма сегодня называют одной из главных проблем современности. В чем причины этого явления, как с ним бороться, есть ли для него сегодня почва в Нижегородской области, существуют ли механизмы правового противодействия, рассказали участники круглого стола, посвященного данной теме, передает корреспондент ИА «В городе N», присутствовавший на мероприятии в Приволжском филиале Российского государственного университета правосудия.

Теория расходится с практикой

Как отметили участники дискуссии, данная проблема касается каждого нижегородца и затрагивает интересы разных социальных слоев и групп. Кстати, в прошлом году десять жителей столицы Поволжья были привлечены к уголовной ответственности за экстремизм, еще более сотни — к административной за распространение в интернете запрещенных материалов. Впрочем, как утверждают участники круглого стола, тема была актуальна во все времена.

«Большое количество радикальных организаций появилось в 20-е — 30-е годы ХХ века. Это было связано с окончанием первой мировой войны и крушением колониальной системы. На Ближнем Востоке такие организации аккумулировали определенное недовольство местного населения. Изначально они воспринимались как часть народно-освободительной борьбы. Наша страна вновь столкнулась с этим явлением в 1990-х годах после распада СССР, когда эти организации начали открывать свои филиалы на территории бывшего Советского государства и развернули свою подрывную деятельность», — рассказал председатель «Конгресса ираноязычных народов» Эрадж Боев.

По его словам, сегодня радикалы предпочитают действовать через интернет, где функционируют многочисленные сайты, ориентированные на обращение неофитов. Он также отметил, что зачастую речь идет о так называемых исламских организациях, которые на самом деле имеют мало общего с традиционными ценностями.

«Когда мы говорим о деятельности радикальных исламистских организаций, которые действуют сегодня на Ближнем Востоке и за его пределами, мы должны понимать, что они имеют достаточно далекое отношение к исламу, как таковому, хотя называют себя исламскими. Дело в том, что эта религия, в отличие от многих других, имеет большое влияние на политическую жизнь общества. Это определенная система ценностей и даже в какой-то мере образ жизни. Современные радикальные группы, с одной стороны, ищут опору в исламе, но, с другой — кардинально отличаются от своих предшественников и традиционного ислама в целом. Теория у них расходится с практикой», — пояснил Боев.

Необходим ликбез

По его словам, деятельность данных организаций представляет опасность в первую очередь для самих представителей ислама, против которых идет волна дискредитации. По этой причине молодежь, воспринимая такую пропаганду, получает неправильные представления об этой религии, а это приводит к нагнетанию напряженности и формированию негативного отношения к выходцам из мусульманских регионов.

«Как правило радикалы игнорируют национальные и культурные традиции мусульманских народов. Если говорить о мерах противодействия их агитации и пропаганде, то в первую очередь необходимо активное взаимодействие с официальными религиозными организациями. Так, у нас в Нижегородской области есть Духовное управление мусульман, которому необходимо усилить свою работу прежде всего среди мигрантского сообщества. Необходимо также проводить мероприятия, направленные на некий ликбез среди представителей немусульманского населения», — отметил Эрадж Боев.
Работа в вузах

Важную роль, по его словам, играет и обращение к национальному культурному наследию как русского, так и других народов, что служит определенного рода барьером для проникновения идеологии радикальных организаций.

«Необходимо привлекать к мероприятиям, связанных с этнической культурой, как можно большее количество людей, чтоб показать, что традиционный российский ислам — это сложное и многогранное явление и никакой угрозы не представляет. Лучше заниматься вопросами профилактики, чем потом решением проблем», — считает Боев.

Многие эксперты полагают, что попасть в радикальные группы чаще всего рискуют одинокие люди, не имеющие интересов и увлечений и не определившие для себя жизненный путь после окончания школы. Однако, их процент достаточно невелик. Источником возникновения радикальных взглядов зачастую может служить низкое материальное положение, экономические трудности и недостаток образования. Исследования по психологии также говорят о том, что у каждого могут быть свои причины и мотивы обращения к экстремистской деятельности, связанные больше с индивидуальной историей жизни человека, а не с религией.

«Безусловно, знать историю и понимать, чем радикальные организации отличаются от классических мусульман, необходимо. Но если говорить о профилактике молодежного экстремизма, то в свое время в Нижегородской области были организованы комиссии по борьбе с этим явлением на уровне районов. Работу также необходимо вести и в учебных заведениях, в том числе в рамках предметов, которые изучают студенты. Мы должны затрагивать и уже затрагиваем эту тему», — рассказала доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РГУП Елена Базурина.

Специалисты также уверены, что нельзя забывать и о тех молодых людях, которые не поступили в вузы, так как они больше, чем студенты, имеющие мотивацию на учебу, подвержены влиянию со стороны.

Поиск новых правовых инструментов

«Экстремизм сегодня и его наиболее радикальная форма — терроризм — являются геополитическим оружием, направленное на захват территории и передел экономических ресурсов. Говоря о России, можно отметить, что это явление исторически не присуще нашему обществу и государству, так как наша страна всегда была многонациональной и многоконфессиональной. Эту проблему можно считать новой для нас, поэтому правовая основа борьбы с ней появилась только в 2002 году, в момент принятия федерального закона „О противодействии экстремистской деятельности“. Но сегодня необходим поиск новых правовых инструментов», — считает профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России Алексей Петрянин.

По его словам, одна из проблем, которая сегодня существует не только в рамках уголовного законодательства, но и в целом в праве состоит в том, что на нормативном уровне отсутствует само понятие экстремизма.

«Законодатель пытается формировать концепцию противодействия экстремизму, в том числе уголовно-правовую. Яркий пример — статья 280.1 УК РФ — „Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации“. Она была принята в конце 2013 года и вступила в силу в знаковую для нас дату — 9 мая 2014 года. Буквально за полгода было возбуждено 8 уголовных дел по данной статье, а в 2015 году их стало уже 28. Притом что апробация новых норм всегда достаточно сложна», — подчеркнул Петрянин.

Впрочем, как отметил Петрянин, уголовное законодательство и усиление ответственности не должны быть единственными инструментами в борьбе с экстремизмом.

Альтернатива комсомолу

Участники дискуссии вспомнили и об опыте советской эпохи, когда дети и молодежь объединялись в различные организации. Многие уверены, что у октябрят, пионеров и комсомольцев досуг был организован так, что на сомнительные «подвиги» у них не было времени, да и воспитаны они были иначе. Причем, напоминают специалисты, комсомол существовал не только в школах и вузах, но и на предприятиях. Есть ли сегодня альтернатива этим организациям?

Как сообщила руководитель аппарата комитета Законодательного собрания Нижегородской области по регламенту, информационной политике и вопросам развития гражданского общества Наталья Красильникова, работа по профилактике молодежного экстремизма в регионе ведется достаточно активно.

«Говорят, что государство мало внимания уделяет молодежи, но это не так. В Нижегородской области зарегистрировано более 4000 некоммерческих и молодежных общественных организаций разной направленности. Это и молодежный парламент, и советы рабочей молодежи в районах области, и межнациональные советы, и многие другие. Через данные структуры идет взаимодействие и понимание проблем и направлений работы. Для нашего многонационального и многоконфессионального населения крайне важно иметь площадку для дискуссий, обсуждения своих проблем, нахождения путей решения, чтобы люди могли понимать, что органы власти его слышат и защищают. Необходимо более активно работать в этом направлении», — заключила Красильникова.