На прошлой неделе в Нижегородском Управлении Федеральной антимонопольной службы РФ прошло заседание Общественно-консультативного совета. Об этом сообщает пресс-служба Нижегородского УФАС России. На заседании было рассмотрено четыре блока вопросов: о ситуации на продовольственном рынке, о ситуации на рынке нефтепродуктов, о спорных вопросах в сфере оказания госпреференций региональному предпринимательству и, наконец, о проблемах в сфере ЖКХ и о компетенции и полномочиях Нижегородского УФАС России по их разрешению.
Принимая во внимание то, что уровень цен в определённой степени показывает состояние конкуренции на каждом конкретном товарном рынке, а также может говорить об их монополизованности, руководство Нижегородского УФАС России в начале 2009 года решило регулярно проводить мониторинг розничных цен на отдельные виды продуктов питания.
Нынешняя ситуация на рынках розничной торговли социально значимыми продуктами питания, по данным последнего мониторинга, довольно стабильна и, по прогнозу, будет оставаться под контролем, если в силу не вступят какие-либо непрогнозируемые макроэкономические, природные или техногенные факторы.
В то же время Нижегородское УФАС обратило внимание Совета на то, что у антимонопольного органа, как у органа власти, отсутствуют полномочия по установлению и регулированию цен на какие бы то ни было товары, включая продукты питания. Определяют стоимость товаров только те, кто занимается их реализацией.
В этой связи члены Совета обратили внимание УФАС на появившиеся в области случаи давления торговых сетей и учредителей рынков на независимых и мелких продавцов с целью искусственного повышения цен на некоторые продукты питания. Руководитель Нижегородского УФАС М. Теодорович призвал членов Совета и общественность незамедлительно сообщать в антимонопольный орган о подобных случаях по телефону «горячей линии» или контактной форме на сайте Управления.
Что касается ситуации на топливном рынке региона, то она тоже относительно спокойна. Не наблюдается ни перебоев с поставками топлива, ни проблем с его реализацией, ни ценовых аномалий.
По данным Управления ФАС, за пять месяцев 2011 года рынок несколько изменился. «Потребитель начал идентифицировать продавца. Рынок расслоился, и сегодня у каждого продавца (и торгующего относительно дешевым бензином, и торгующего более дорогим) есть свой потребитель», – объяснил Михаил Теодорович.
На заседании также был проанализирован механизм оказания госпреференций предпринимательству в Нижегородской области. Совет призвал более широко информировать бизнес-сообщество и все заинтересованные стороны о подобной возможности, а также высказался о целесообразности развития деятельности регионального правительства по поддержке инновационных проектов и проектов, направленных на модернизацию региональной экономики.
Самой же проблемной темой обсуждения стала тема ЖКХ.
По данным Управления, в 2010 году пятую часть от всех заявлений, касающихся рынков естественных монополий, составили обращения граждан и юридических лиц о злоупотреблениях именно в сфере ЖКХ. Показательна динамика: за 5 месяцев 2011 года получено уже 40 заявлений на эту тему, в то время как на весь 2010 год пришлось 50. В то же время, антимонопольный орган обратил внимание на то, что значительная доля обращений находится вне его компетенции, и напомнил, что в полномочия антимонопольной службы входит, в частности, не проверка обоснованности тарифа, который устанавливает региональный тарифный орган, а контроль за тем, как ресурсоснабжающие компании этот тариф применяют.
Сопредседатель Совета, депутат ЗСНО Владимир Буланов сообщил, что в отношении ОАО «Нижегородская сбытовая компания» начато депутатское расследование на предмет обоснованности уровня тарифов на электроэнергию в Нижегородской области.
Нижегородское УФАС указывает на то, что на сегодня, в условиях несовершенства законодательства, сложилась ситуация, при которой гражданам навязываются платежи за несуществующие услуги и дополнительные расходы при плате за потребленные ресурсы и коммунальные услуги. При этом антимонопольный орган не имеет права контролировать работу независимых ДУКов и ТСЖ.
В данной ситуации открытыми остаются два вопроса: о статусе ТСЖ, которые де-юре не являются участниками рынка, во взаимоотношениях с жильцами и о доминировании ДУКов и ТСЖ в географических границах рынков, на которых они работают. Сложность ситуации в том, что ДУКи нельзя признать монополистами, потому что по закону монопольное положение ДУКа можно установить лишь в географических границах муниципалитета, а в Нижнем Новгороде нет доминирующей группы ДУКов, каждый из них ведет самостоятельную хозяйственную деятельность. При этом Нижегородское УФАС убеждено, что по факту каждый ДУК является монополистом на соответствующем локальном рынке, поскольку граждане заключают с ДУКом срочный договор и в течение нескольких лет не могут менять управляющую компанию.
В ходе заседания Совета Председатель Дзержинского Правозащитного центра Эмма Фельдштейн познакомила участников с опытом жителей Дзержинска в ситуациях, когда им навязывают дополнительные услуги и платежи, и проинформировала о способах документирования злоупотреблений со стороны ДУКов и ТСЖ. Э. Фельдштейн также подняла проблему так называемых «фальшивых ДУКов» – формально независимых компаний, на деле составляющих доминирующую в городе группу. Совет рекомендовал Нижегородскому Управлению ФАС проанализировать рынок домоуправления в г. Дзержинске на предмет согласованности, а также обсудить вопросы, поставленные Правозащитным центром, совместно с рабочей группой по противодействию преступлениям в сфере экономики при областной прокуратуре.



