Top.Mail.Ru

«Сити-менеджер» – что это за блюдо и под каким соусом его подают?

Политика
6

Вчера депутаты городской Думы избрали главу Нижнего Новгорода – им стал Олег Сорокин.

В 2009 году нижегородские депутаты приняли, после долгих обсуждений и препирательств, изменения в Устав города. Теперь помимо мэра, у нижегородцев появится свой сити-менеджер.

Кто это такой и что от него можно будет ждать – мы постараемся разобраться на примерах работы других регионов.

Изменения в Уставе коснулись не только разделения одной должности на два лица. Нового мэра избирали депутаты городской Думы из своего числа. По поводу выбора сити-менеджера Олег Сорокин отметил, что ему необходимо провести ряд консультаций и лично встретится с кандидатами. До этого имена претендентов разглашаться не будут.

Чем же один представитель власти все же отличается от другого?

Мода на «сити-менеджеров» пришла к нам с Запада. В США они впервые появились в 1914 году, а почти повсеместное распространение получили в тридцатые. Сейчас более 90% графств и поселений в США охватывает эта система.

В Россию подобная практика пришла в 2003. Тогда вступила в силу новая редакция Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В законодательство была внесена схема, согласно которой городскую администрацию может возглавлять наемный управляющий – сити-менеджер – профессионал, нанятый по контракту. Эта схема возможна как при прямых выборах главы муниципального образования (собственно мэра), так и при его выборах из числа депутатов. Это сделано для того, чтобы в голове городского главы политика не смешивалась с экономикой.

Сейчас подобные менеджеры работают в Тюмени, Кургане, Челябинске, Екатеринбурге, Татарстане, Башкортостане и Удмуртии, в Белгородской и Брянской областях и других субъектах федерации.

На самом деле подобную схему можно было внедрить и по предыдущему закону о МСУ — 1995 года. Однако, никто не задумывался об этой системе и серьезно не принимал ее в расчет. До реформы ее использовали в паре десятков небольших городов, преимущественно на Севере и Дальнем Востоке. А на большинстве территорий боялись, что переход к ней равнозначен назначению губернаторов — ведь жители не влияют на выбор кандидатуры менеджера.

У системы разделения властей есть существенные плюсы. Хозяйством заведует специально нанятый на конкурсной основе управляющий (сити-менеджер), а официально высшим должностным лицом в городе выступает председатель городской Думы. А что хорошего в том, что главу муниципального образования имеют право выбирать только депутаты?

Во-первых, хозяйством в городе занимается профессионал-управленец, а не политик. Его не волнует проблема, что его не переизберут на второй срок. И может так случится, что он пойдет на непопулярные меры, которые в перспективе обернутся благом для экономики города. Сити-менеджер не занимается политикой, он вне ее.

Во-вторых, не раз в России случались ситуации, когда горожане выбирали нового мэра назло старому. И случайные люди оказывались у власти. Показательная ситуация случилась в Челябинской области. В 2004 глава Миасса Владимир Григориади за вымогательство и получение взяток осужден на 8 лет строго режима. В 2005 году взяли под стражу бывшего главу Снежинска Анатолия Опланчука, позже – главу Сосновского района Виктора Ротатова. Вот вам наглядные и не самые приятные примеры.

В-третьих, выбирать сити-менеджера в Нижегородской области будет, в соответствии с федеральным законодательством, конкурсная комиссия в состав которой войдут представители Городской думы (приблизительно 70%) и Законодательного собрания области (30%) по представлению Губернатора. Как заметили журналисты, избранный несет тройную ответственность.

Закончим обсуждение четвертым пунктом. Сити-менеджера легче освободить от занимаемой должности, чем избранного народом мэра. При невыполнении им контракта собранная двухсторонняя комиссия может его уволить и нанять нового. Процедура смены власти максимально прозрачная.

Считается, что все это в комплексе привлечет инвестиции в регион.

Губернатор Валерий Шанцев не раз высказывался за подобную выборную систему. Хорошие управленцы, по его словам, перестанут перекладывать остро стоящие проблемы на областную власть: «Глава администрации, назначенный по контракту, будет более ответственен, так как будет своим контрактом отвечать за эффективное решение проблем муниципалитета».

С одной стороны, прекрасно, что городская дума станет своеобразным мозговым центром, который думает о направлении, в котором должны развиваться территория, и ищет пути привлечения ресурсов. А мэр, избранный из числа депутатов, этим штурмом руководит. Но наши депутаты, как всем известно, избираются «за активную гражданскую позицию» и большая часть из них, если не все – отстаивают интересы населения в свободное от основной работы время. С огрехами их профессиональной неопытности может исправить профессионал, который более точно реализует планы, разработанные Думой. Здесь ему на руку и аполитичность, и свобода от церемониальных обязанностей.

Однако, есть минусы.

Многие эксперты сомневаются – если для столицы и крупных субъектов федерации лучшие квалифицированные кадры найдутся, то для периферии таких специалистов подобрать не просто. Еще отмечается, что менеджер неподотчетен населению и оторван от разработки долгосрочных планов. И в России сложно найти такого аполитичного работника, вполне может возникнуть зависимость от Губернатора и Думы. В Уральском федеральном округе из-за подобных проблем досрочно прекратили выполнение своих обязанностей около 30 сити-менеджеров.

По предварительным оценкам, изберут сити-менеджера в Нижнем Новгороде во второй половине ноября.

Кто им станет – пока не ясно. Но будем надеяться, что действовать он будет в первую очередь в интересах нижегородцев.