Top.Mail.Ru

В ожидании рок-н-ролльного просвещения. Почему Нижний становится все менее музыкальным

Культура
4

«Брать деньги за вход в бар – это типично российская заморочка,
придуманная для того, чтобы расплатиться с музыкантами,
в европейских клубах вход свободный и музыкантский гонорар извлекается из барной прибыли»


С кем бы из музыкантов я ни говорил, да и не только с ними, все сетуют – «Рок-лето» обломилось, концерты гастролеров отменяются по причине неважных продаж билетов, живая музыка в клубах звучит все реже. Что это с Нижним?

Демография подвела

То, что официальным камнем преткновения в проведении "Рок-лета" стало отсутствие разрешения правоохранительных органов, мне как раз показалось закономерным. Между строк видится – кому-то недодали взяток. Но с другой стороны, были бы организаторы порасторопнее, не понадеялись бы на авось, глядишь, зажглось бы «Рок-лето». А нынче на городе кармическое пятно, и если возникнут новые энтузиасты, непросто им будет убедить рок-публику приехать сюда снова. Чуть раньше фестиваль с участием металлических икон Cradle Of Filth на «Труде», как сообщили организаторы, не состоялся из-за запрета на торговлю на территории стадиона. А как проводить семичасовой open-air без обеспечения питанием? Выходит, опять кому-то недодали?

Насколько я знаю, перед самим фестивалем «Рок-лето» в предпродаже разошлись примерно три тысячи билетов, что, конечно, для подобного феста немного, и мы плавно переходим к вопросу: а почему публика стала плохо посещать рок-мероприятия? Ну, дороговизну билетов никто не отменял. Сходить на местные коллективы – это 200-300 рублей, на звезд второй величины – 450-500, на звезд первой величины – от 1000.

Если учесть, что сегодня все привыкли музыку попросту скачивать из сети, то в идеале есть желание и на концерт залететь на халяву.

А еще любопытную мысль мне подкинул Вячеслав Адушкин из группы "Where Are You Liam", который сам нередко организует в местных клубах выступления инди-групп. Он во всем винит демографию:

– Рождаемость упала в середине 80-х, и это сейчас сказывается, молодежи мало. На концерты некому ходить. Поэтому сейчас зал собирают только те, кто поет для более старшего поколения.

Но тут я бы поспорил – те, кому старше тридцати, на концерты вообще практически не ходят, им достаточно телевизора. Я уж не говорю про тех, кто старше сорока… Пожалуй, лишь приезд «Deep Purple» способен вытащить их из кресел. Напомню, что этих британских рокеров любит сам президент РФ. Помнится, что, когда я беседовал с коллегами-музыкантами об отмене «Рок-лета», Михаил Зельманов из «ill!noiz» посетовал, что, если бы «пёплы» были в списке участников, фестиваль бы состоялся при любом раскладе. И правоохранители с разрешениями не запоздали бы.

Большинство опрошенных мной музыкантов предположили, что на неважные продажи билетов на «Рок-лето» повлияло и участие в нем большего числа нижегородских музыкантов, которых на родной земле традиционно недолюбливают. Существует ходульное мнение – если музыкант не уехал в Москву, значит, он, как бы помягче сказать, третьего сорта. Те же Чиж и братья Кристовские и по сей день играли бы в рок-баре за 8-10 тысяч рублей (за выступление), не случись отъезд в столицы, где их рассмотрели. То есть рецепт успеха прост – беги в столицу, обретай там славу и возвращайся со щитом. И будешь получать те же 8-10, но в у.е.

Дискотека победила

Что касается местных клубов, то градация их нехитра. Нижегородские группы выступают в «Джембори», «Рок-баре», «Шизгаре» и, скажем, в «28 Street». Это питейные заведения, поэтому там приветствуют публику состоятельную. В идеале народа должно быть столько, чтобы столики были заняты, а стоящих зрителей было не слишком много – ведь стоящие как правило не заказывают еду, что для бара скверно, и к тому же мешают сновать официантам. Наверное, в идеале клубным арт-директорам хотелось бы, чтобы музыка играла фоном и не только не отвлекала от процесса поедания, но и каким-то образом провоцировала гаргантюэлевский аппетит.

Но – по себе знаю – музыкантам хочется, чтобы публика именно стояла или танцевала (ей и самой это любо), а клубов, где можно развернуться, у нас недостаточно. Возможно, кто-то не в курсе, что брать деньги за вход в бар – это типично российская заморочка, придуманная для того, чтобы расплатиться с музыкантами, в европейских клубах вход свободный и музыкантский гонорар извлекается из барной прибыли. К примеру, тот же «Рок-бар» понемногу избавляется от живой музыки – все чаще в выходные там проводятся всяческие дискотеки – «Физра-party», «Алкобуз- party», «Воздух- party». Дешево и сердито.

Но есть еще условно большие клубы – «Рокко», «Премио», «T.E.A.T.R.O», в них также чаще устраиваются дискотеки, но иногда проводятся концерты иногородних (читайте – дорогих) рок-музыкантов. Нередко концерты отменяются – плохо уходят билеты. На сайте «T.E.A.T.R.O» написано просто «Концертов нет». Помнится, арт-директор «Премио» уверял меня, что им буйные рок-концерты не нужны, после них кресел недосчитаешься – разломают. Поэтому опять же – дискотеки. Что остается? «Юпитер». Его облюбовали любители шансона. Все же рок-концерты в этом благостном месте – нонсенс. Публика желает проявлять эмоции, вскакивать с мест и подпевать артистам, а тут ее усаживают охранники. А где же демократичные площадки? Вот уснувшая «Матрица», кстати, по слухам, подает признаки пробуждения – сменились владельцы, которые хотят вдохнуть в нее новую жизнь. Но это когда еще будет…

Гитары вместо турников?

Подводим итог: мы имеем захолустье, в котором нет ни одного нормального места для проведения концертов, отсутствуют и люди, которые способны что-то без косяков сделать. Как не вспомнить покойного Вячеслава Уланова, которому в равной мере удавались и «Рок чистой воды», и «Джаз России». Приведу мнение авторитетного музыканта из группы «Chkalov» Данилы Чирьева, у которого весьма нетрадиционный взгляд на тему:

– Во всем виновато государство. Если бы оно не на спорт поставило, а на рок-музыку, все было бы по-другому. Представляете, чтобы на Первом канале после новостей шло бы не «Спортивное обозрение», а «Рок-обозрение» с рассказом о трансфере бас-гитаристов. А канал «Россия-Спорт» назывался бы «Россия-Рок», и там круглосуточно передавали бы архивные записи легендарных рок-концертов. И вместо ФОКов (физкультурно-оздоровительных комплексов) открывали бы РПОКи (Рок-н-ролльно-просветительские оздоровительные комплексы), в которых не качалка, а бесплатные репетиционные точки и студии, набитые аппаратурой. И если в городе строят детскую площадку – чтобы не только качели и турники устанавливали, но и колонки с усилителем. Тогда лет через десять музыкальная жизнь страны забурлит. Пока же в классе у моего старшего сына в футбол умеют играть все, а на гитаре – только мой. Причем даже не желают учиться, поскольку не считают это хоть сколь-нибудь ценным. В мое время было иначе...

Вадим ДЕМИДОВ
Фото Олега ЗАЙЦЕВА.