Top.Mail.Ru

Валерий Шанцев отчитался перед региональным Законодательным собранием

Политика
1136

Тезисы выступления В.П.Шанцева

 «Прошедший год внес существенные коррективы в деятельность органов исполнительной власти. Работа была выстроена в соответствии с Планом Правительства области по стабилизации ситуации в экономике, в производственном и банковском секторе региона.
Проблемные вопросы развития конкретных предприятий, отдельных территорий, требовав-шие комплексного рассмотрения, оперативно решались на Координационном совете по регулиро-ванию негативных процессов в экономике.
Одну из своих главных задач Правительство видело в минимизации социальных по-следствий кризиса. Велся ежедневный мониторинг ситуации на рынке труда. Практически ни одно заседание Координационного совета не проходило без рассмотрения проблем, связанных с предстоящими увольнениями, выплатой заработной платы. Решались вопросы привлечения заказов на предприятия, проблемы энергоснабжения, урегулирования дебиторской задолженности, кредитования и другие.
Вместе с тем, даже в кризисной ситуации Правительство области стремилось сохранить в своей политике стратегические направления, которые активно развивало ранее.
Кризис подтвердил, прежде всего, верность определённых нами стратегических приоритетов на модернизацию экономики и развитие высокотехнологичных производств.
На практическую реализацию этой задачи были направлены и программы развития произво-дительных сил городов и районов области, и инвестиционная политика, и меры поддержки инно-ваций.
Важным результатом является тот факт, что в сложном 2009 году эти направления деятельно-сти не были свернуты.  А значит, потенциал развития области был сохранен.
Наглядным уроком кризиса стала необходимость усиления работы по диверсификации эко-номики. Прежде всего, это касается моногородов (их у нас 13), которые в большей степени ощути-ли последствия несбалансированной экономики. Поэтому в дополнение к муниципальным про-граммам развития производительных сил сейчас завершается разработка программ модернизации моногородов.
Учитывая, что в посткризисный период будут сохраняться ограничения, связанные с напол-няемостью бюджета, уже в 2009 году для поддержания устойчивых темпов развития области мы взяли курс на ускоренное развитие государственно-частного партнерства. Без него будет невоз-можна реализация крупных инфраструктурных инвестиционных проектов.
Несмотря на негативное влияние кризисных явлений на экономику региона в 2009 году, объём валового регионального продукта – как интегрального показателя уровня экономического развития – за пять последних лет, включая прошедший год, вырос в 2,2 раза.
Производительность труда (объем валового регионального продукта в расчете на одного за-нятого в экономике) за тот же период времени также выросла более чем в 2 раза.
Улучшение этого показателя стало возможным благодаря политике Правительства области, направленной на создание благоприятных условий для технологического обновления произ-водств.
Таких проектов, направленных на модернизацию и поддержанных Правительством как при-оритетные – около 60.
Среди них такие крупные проекты, как создание комплекса глубокой переработки нефти в Кстово и строительство литейно-прокатного комплекса в Выксе – мощного импортозамещающего производства высококачественного листа для труб большого диаметра. Оба они уникальны и по-зволят обеспечить конкурентоспособность продукции.
Следует сказать, что в 2009 году все обязательства перед инвесторами по приоритетным про-ектам были выполнены. Общий объем предоставленных налоговых льгот составил около 400 мил-лионов рублей, 90 миллионов рублей были направлены на компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам (в размере 50% ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации).
В 2009 году – дополнительно к ранее введённым в практику мерам господдержки реального сектора – Правительством области были предприняты антикризисные меры.
Мы воспользовались правом предоставления государственных гарантий по коммерческим кредитам, которое было дано субъектам РФ в 2009 году. Общий объем предоставленных за 2009 год гарантий составил более 800 миллионов рублей. Из них гарантии предприятиям промышлен-ности составили 70%, строительным организациям – 22%, сельхозпредприятиям – 8%.
Был сформирован залоговый фонд в сумме более 500 миллионов рублей. Сегодня он расши-рен до 750 миллионов рублей. Поддержку получили две трети предприятий, обратившихся за пре-доставлением залога на общую сумму более 300 миллионов рублей. Эта практика будет продолже-на и в 2010 году.
Кроме того, ряд мер был направлен на стимулирование спроса на продукцию нижего-родских товаропроизводителей. В первую очередь, автомобилестроения как одной из ключевых отраслей региональной экономики.
Мы использовали государственный заказ в качестве инструмента  формирования спроса. Бы-ли приняты меры по обеспечению приоритетности закупок продукции нижегородских предпри-ятий на средства областного бюджета, в том числе сформирован электронный реестр продукции нижегородских производителей.
В общем объеме реализованной в рамках госзаказа продукции на сумму 8 миллиардов руб-лей, продукция, произведенная на территории области, составила 85%.
Удалось включить автомобильную технику нижегородских производителей, таких как «За-волжский завод гусеничных тягачей», «Арзамасский машиностроительный завод», «ПАЗ», «ГАЗ», в федеральный государственный заказ. В результате только по предприятиям группы ГАЗ объем закупки  в 2009 году составил более 2 миллиардов рублей.
200 автобусов нижегородского производства было закуплено по региональной программе обновления парка автотранспортных средств и коммунальной техники для муниципальных предприятий Нижегородской области.
Начали действовать две областные программы по поддержке потребительского спроса на ре-гиональную автомобильную продукцию: по возмещению расходов по оплате процентов по авто-кредитам и по компенсационным выплатам при обмене старых автомобилей на новые.
Кроме этого, при содействии Правительства области было достигнуто положительное реше-ние о реструктуризации кредитного портфеля Группы ГАЗ под гарантии Правительства Россий-ской Федерации на сумму 20 миллиардов рублей.
Поддержку Правительства области получил целый ряд системообразующих предприятий. Специально созданные рабочие группы из представителей органов исполнительной власти и бан-ков решали широкий спектр вопросов, касающихся проблем с доступностью кредитных средств, с задолженностью по заработной плате, расчётами за газ и электроэнергию и другие. То есть практи-чески осуществлялось «ручное управление».
В результате совместных действий Правительства области и руководства предприятий, после резкого снижения производства, произошедшего в первом квартале 2009 года, уже по итогам первого полугодия ситуация в обрабатывающем секторе промышленности стабилизировалась и начался компенсационный рост производства. Это не значит, что были решены все проблемы, многие из них сохраняются и сейчас. Однако негативная тенденция была переломлена, и экономика начала восстанавливаться.
В 2009 году нам удалось сохранить поддержку сельскохозяйственного производства на уров-не предыдущего года (объем поддержки составил около 2 миллиардов рублей). Из областного бюджета выделялись субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам и займам. Как краткосрочным – до 1 года, так и по долгосрочным – до 5 лет, что в условиях кризиса особен-но актуально для сельхозпредприятий. Причем размер компенсации был увеличен до 95% ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации.
С целью стабилизации работы молочной отрасли осуществлялась поддержка производства сухого молока (26 миллионов рублей).
Для поддержания спроса на зерновом рынке был сформирован региональный зерновой про-довольственный фонд, в который было закуплено более 2 тысяч тонн продовольственной пшени-цы.
Сохранены были и те виды поддержки сельхозпроизводителей, которые работают на пер-спективное развитие. Предоставлялись субсидии на поддержку элитного семеноводства, на стаби-лизацию и увеличение поголовья крупного рогатого скота (в том числе маточного), на возмещение части затрат на сельскохозяйственную технику, приобретенную на условиях лизинга.
Все эти меры сыграли стабилизирующую роль, и 2009 год сельскохозяйственная отрасль за-вершила с положительным результатом: темп роста в сопоставимых ценах составил 103% к 2008 году.
Если говорить в целом о достигнутом уровне развития сельского хозяйства области, следует отметить, что в результате стимулирования сельскохозяйственного производства и решения зада-чи по обеспечению продовольственной безопасности региона объем продукции увеличился на 13,5% (в сопоставимых ценах). Это является серьезным результатом для области, относящейся к зоне рискованного земледелия.
Возможным это становится потому, что за счет проводимой модернизации, внедрения совре-менных технологий    сельскохозяйственного производства увеличивается его эффективность.
Например, на протяжении последних 5 лет на фоне сокращения посевных площадей шло ежегодное (за исключением 2007 года) увеличение валового производства зерна. В 2009 году оно составило рекордную за последние 10 лет величину – почти 1,5 миллиона тонн.
Особое внимание в 2009 году Правительство области уделяло поддержке малого бизнеса, по-скольку значительная часть населения занята в этом секторе экономики (около трети занятых в экономике).
Были сохранены и усилены – в том числе и за счет средств федерального бюджета – все на-ши традиционные меры поддержки малого предпринимательства. В частности, были увеличены размеры компенсации процентной ставки по кредитам коммерческих банков (с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации) и по страхованию предмета залога при получении кредита (с 50% до 80%). В рамках развития инфраструктуры его поддержки завершено строительство бизнес-инкубатора производственной направленности в Тоншаевском районе.
Кроме этого, были приняты решения по дополнительным мерам поддержки антикризисной направленности.
Снижена нагрузка на малый бизнес по арендной плате за нежилые помещения, относящиеся к областной собственности.
Найдены средства для того, чтобы привлечь дополнительные федеральные деньги на разви-тие системы гарантий для субъектов малого бизнеса. А в декабре прошлого года было завершено формирование гарантийного фонда в объеме более 350 миллионов рублей.
Введен новый вид государственной поддержки в виде грантов тем, кто начинает собст-венное дело. Объем поддержки составил 10 миллионов рублей. Гранты получили 34 субъекта малого бизнеса.
В целом в 2009 году была оказана финансовая поддержка по 465 предпринимательским про-ектам на сумму 122,3 миллиона рублей. При этом в экономику области было привлечено около 4 миллиардов рублей кредитных средств. Дополнительно было создано около 1 тысячи 200 рабочих мест.
Следует отметить, что в 2009 году региональная законодательная база по стимулированию развития малого предпринимательства была признана лучшей в Приволжском федеральном окру-ге. 
Безусловно, что в условиях кризиса предприятия вынужденно сокращают свои программы развития. Поэтому в 2009 году Правительство стремилось максимально поддержать инвестицион-ную деятельность и способствовать улучшению инвестиционного климата.
Как было сказано выше, несмотря на кризис, не было изменено ни одно условие господдерж-ки для инвесторов.
Продолжил работу Инвестиционный совет. По одобренным в течение года проектам объем инвестиций составил 362 миллиарда рублей. Кроме этого, 5 проектов с объемом инвестиций 46,4 миллиарда рублей были признаны приоритетными.
У нас начала складываться хорошая практика по подготовке за счёт бюджетных средств ин-женерной инфраструктуры земельных участков, на которых планируется реализация инвестиционных проектов. Так, в отчётном году было выделено 68 миллионов рублей на подготовку участков под малоэтажное строительство.
Усилия Правительства области по созданию благоприятного инвестиционного климата при-вели к тому, что общий объём инвестиций в регионе сложился на достаточно высоком уровне - около 200 миллиардов рублей. С учетом задела предыдущих лет это в 2 раза выше уровня 2004 го-да в сопоставимой оценке. При этом мы существенно опережаем среднероссийскую динамику: по России этот показатель за период с 2005 по 2009 год вырос в 1,5 раза.
Из общего объема инвестиций около 54 миллиардов руб. были привлечены в рамках про-грамм развития производительных сил районов области. Это позволило реализовать целый ряд проектов и оказало позитивное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет области в 2009 году составили 9,5 миллиарда руб. Создано дополнительно 6,3 тысячи новых рабочих мест. 
Весьма существенными были бюджетные инвестиции региона. Их объем в 2009 году соста-вил более 19 миллиардов рублей, что почти в 8 раз больше уровня 2004 года. Это около 10 процен-тов от общего объема капитальных вложений.
Несмотря на кризис, регион в 2009 году получил больше федеральных средств на инвестици-онные цели. В 2009 году объем привлеченных из федерального бюджета капитальных вложений составил 5 миллиардов рублей, а всего за последние 5 лет (2005-2009 годы.) – 15 миллиардов руб-лей.
Существенных успехов удалось достичь в привлечении в регион иностранного капитала. Даже с учетом влияния кризиса их объем в 2009 году превышает уровень 2004 года в 3,3 раза (по Российской Федерации – в 2 раза). Притом, особенно важно, что объем прямых зарубежных инве-стиций вырос в  5,2 раза (по Российской Федерации – в 1,7 раза).
В области инновационной деятельности политика регионального Правительства направлена на решение задачи модернизации экономики.
С 2006 года осуществляется поддержка предприятий, реализующих приоритетные инноваци-онные проекты. Статус приоритетных за это время получили более 40 проектов нижегородских предприятий, из них 27 – с финансовой поддержкой. 
В том числе в 2009 году – 11 производств. Из них 7 – в виде возмещения затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам. Причем размер компенсации процентной ставки в 2009 году в связи с кризисом был увеличен с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования Центробанка Россий-ской Федерации. 8 предприятий были освобождены от налога на имущество. Общая сумма под-держки составила 55 миллионов рублей.
Всего же за 4 года объем господдержки по приоритетным инновационным проектам в виде налоговых льгот и частичной компенсации процентной ставки составил 115 миллионов рублей. В результате объем инвестиций предприятий в инновационные проекты сложился в сумме более 3 миллиардов рублей.
В регионе развивается инфраструктура поддержки инноваций. С 2006 года действует «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор», который в 2009 году был удостоен премии «Элита национальной экономики», учрежденной Государственной Думой Российской Федерации и Фондом содействия развитию предпринимательства.
В 2009 году началось финансирование из Регионального венчурного фонда. Первым проек-том, получившим поддержку в размере 40 миллионов рублей, стало производство сверхчистого субмикронного порошка окиси алюминия  «Нанокорунд». Подписано соглашение о намерениях инвестирования средств фонда в размере 40 миллионов рублей в производство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций «Микрометан-С».
Совместно с федеральным центром  и частными инвесторами в 2009 году была продолжена реализация крупных инфраструктурных проектов по поддержке инноваций: Саровский Технопарк и «IT-парк Анкудиновка».
Первый из них уже действует и активно развивается. На его территории  размещены 22 инновационные организации (в том числе корпорация Intel). Управляющая компания (ОАО «Технопарк «Система-Саров») совместно с Федеральным Ядерным Центром готовятся к участию в конкурсе РОСНАНО по созданию на территории технопарка Нанотехнологического центра.
В 2009 году продолжалось развитие инфраструктуры парка. Строился Бизнес-инкубатор, ко-торый существенно расширит его возможности по предоставлению поддержки инновационно-активным предприятиям (в среднесрочной перспективе - до 200 компаний).
По проекту создания «IT-парка «Анкудиновка» в 2009 году завершено проектирование всех внеплощадных и внутренних сетей и начато строительство объектов инженерной ин-фраструктуры. За период 2007-2009 годов на их проектирование и возведение из федерального и регионального бюджетов выделено 1,4 миллиарда рублей.
Планируется, что в среднесрочной перспективе на территории технопарка будет размещено до 400 малых инновационных компаний, при этом доля импортозамещающей продукции в общем объеме выпуска его резидентов будет составлять до 65%.
Активные действия по созданию условий для инновационной деятельности на территории области  имеют конкретные результаты технологического развития экономики.
Количество предприятий, применяющих передовые промышленные технологии, за период 2005-2009 годов увеличилось в 1,8 раза (с 415 в 2005 году до 758 в 2009 году).
Выросло и число используемых передовых промышленных технологий: в 2009 году на 18% к уровню 2005 года (с 18,8 тысячи в 2005 году до 22,1 тысячи в  2009 году). Нижегородская об-ласть и пять лет назад была лидером среди регионов Российской Федерации по этому показателю. Но если в 2004 году мы опережали следующую за нами Москву на 30%, то теперь - в 1,7 раза.
Кроме этого, в 2009 году было создано 64 новых промышленных технологии (116,4% к уров-ню 2005 года). Из них 5 – принципиально новые, не имеющие аналога ни в России, ни за ру-бежом.
Правительство области акцентировало внимание на реализации инфраструктурных проектов.
Продолжалась реализация проектов по развитию транспортной инфраструктуры. За счёт средств федерального и регионального бюджетов в 2009 году удалось ввести в действие ряд круп-ных объектов.
Это автомобильная часть совмещенного метромоста через Оку и подходы к нему в Нижнем Новгороде; мост через Оку с обходом г. Мурома в Навашинском районе; обход г. Сергача. Сданы в эксплуатацию пусковые объекты дорожного строительства в Пильнинском, Гагинском, Павлов-ском, Сокольском, Сеченовском, Шарангском, Уренском районах и г.Дзержинске. Это мостовые переходы, подъездные дороги с твердым покрытием к сельским населенным пунктам.
Были продолжены работы на таких крупных объектах, как Южный обход г.Нижнего Новго-рода (3-я очередь строительства), автодорога Р-152 Шопша – Иваново – Нижний Новгород на уча-стке обхода г. Балахны.
Всего в 2009 году введено в эксплуатацию около 25 километров автодорог и более 260 по-гонных метров искусственных сооружений.
В рамках строительства метрополитена в Нижнем Новгороде в 2009 году завершена проход-ка правого перегонного тоннеля от правобережного портала до станции «Горьковская» и начато строительство левого тоннеля (завершение проходческих работ состоялось 17 июня 2010 года). За время строительства на объекты метрополитена направлено более 11 миллиардов рублей. В том числе 8 миллиардов рублей – из областного бюджета.
Кроме этого, в течение года велись проектные работы 18 объектов дорожного хозяйства. По-лучено положительное заключение Федерального государственного учреждения «Главгосэкспер-тиза России» по проектной документации строительства моста через Волгу в районе Подновья. В настоящее время Правительством области ведется работа по привлечению инвесторов для реали-зации данного проекта на основе государственно-частного партнерства.
С участием Правительства области продолжалась реализация таких транспортных проектов как организация железнодорожного скоростного движения до Москвы, организация пассажирской канатной дороги до Бора.
Мы поддерживаем уникальный проект по развитию пассажирских перевозок на судах на воздушной подушке нижегородского производства. Сейчас они организованы компанией Лого-пром по маршруту Нижний Новгород – Бор. В ближайшей перспективе планируется организация сообщения между городами-спутниками и районами Нижнего Новгорода.
Продолжается развитие международного аэропорта «Нижний Новгород». С мая 2009 года авиакомпанией «Регион-Авиа» организованы новые регулярные рейсы в Москву, обес-печивающие удобную стыковку на многочисленных внутрироссийских и международных направлениях полета из аэропорта «Домодедово».
В реконструкцию нижегородского аэропорта привлечены федеральные средства (в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России»), а также плани-руются масштабные частные инвестиции.
В соответствии с действующим Соглашением о сотрудничестве Правительства области и РАО «ЕЭС России» в 2009 году продолжалось развитие энергетического комплекса Нижегород-ской области.
Наращивалась трансформаторная мощность электросетевых высоковольтных подстанций (на Подстанции «Нагорная» установлен третий автотрансформатор и на Подстанции «Нижего-родская» начата установка второго трансформатора). Практически завершен проект строитель-ства высоковольтной линии «Нижегородская - Борская».
Продолжалась реализация проектов развития распределительных сетей «Нижновэнерго», объем финансирования которых за 2009 год составил 1,5 миллиарда рублей.
Это расширит возможности подключения конечных потребителей к электрическим сетям и обеспечит надежность энергоснабжения.
В 2009 году продолжалась реализация проектов по развитию генерирующих мощностей.
Выполнен анализ экономической целесообразности реализации проекта строительства паро-газовой ТЭЦ в г.Нижнем Новгороде мощностью 900 Мегаватт. Инвестору выделен в аренду зе-мельный участок под строительство первой очереди, получено согласование Минэкономразвития Российской Федерации на выделение лимита природного газа.
Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» выполнены работы по обоснованию инвестиций на строительство Нижегородской АЭС в Навашинском районе. Проведены общественные слушания по предварительному варианту материалов оценки воздействия на окружающую среду строительства и эксплуатации энергоблоков. Правительством области выполнены необходимые работы по оформлению земельного участка под размещение АЭС.
В 2009 году продолжалась реализация ряда крупных проектов по строительству, реконструк-ции и техническому перевооружению объектов транспорта газа, компрессорных станций и храни-лищ газа. Все они были направлены на обеспечение реализации приоритетных инвестиционных проектов и проектов по развитию производительных сил городов и районов области.
Таким образом, в 2009 году, несмотря на кризис, была продолжена работа по снятию инфра-структурных ограничений развития области, которая ведется Правительством уже несколько лет.
Главной задачей 2009 года было сохранение социальной стабильности в регионе, несмотря на финансово-экономический кризис. Определяя для себя основные направления социальной политики, мы исходили из оценки возможности развития тех или иных негативных последствий кризиса для населения, сконцентрировав усилия на самых существенных из них.
Нижегородская область на протяжении нескольких последних лет была одним из лучших российских регионов по такому показателю социального благополучия, как уровень регистрируе-мой безработицы. В условиях кризиса реально возникла угроза роста безработицы – как неотъем-лемого атрибута экономического кризиса.
Действительно, на протяжении 2009 года отмечался постепенный рост безработицы, и в кон-це года на учёте в службе занятости в качестве безработных состояли 36 тысяч жителей области, тогда как в начале года их было немногим    более 14 тысяч.
Однако следует отметить, что уровень регистрируемой безработицы даже в конце 2009 года не превышал 2% экономически активного населения области, то есть не превысил даже докризис-ного среднероссийского уровня.
Сдержать разрастание проблемы удалось благодаря предпринятым комплексным мерам. Мы весьма оперативно, одни из первых среди российских регионов разработали областную целевую программу «О дополнительных мерах, направленных на снижение напряженности на рынке труда Нижегородской области в 2009 году». Общий объём финансирования программы за счёт средств бюджетов всех уровней составил 756,2 миллиона рублей.
Результаты целенаправленной работы по сдерживанию роста безработицы в 2009 году  мож-но кратко охарактеризовать следующим образом.
В общей сложности за год при содействии службы занятости были трудоустроены около 160 тысяч человек из 225,5 тысячи обратившихся, то есть более 70 процентов.
Почти 70 тысяч человек были заняты на общественных оплачиваемых работах.
Более 1800 выпускников образовательных учреждений были направлены на стажировку в организации области.
2120 безработных получили помощь в открытии собственного дела (1992 зарегистрированы как индивидуальные предприниматели и 128 – как юридические лица).
Адресную поддержку по переезду в другую местность для трудоустройства получили более 750 человек.
Новым и, как показала практика, весьма эффективным с точки зрения поддержки населения было такое направление, как организация опережающего профессионального обучения, то есть профобучение работников, находящихся под риском увольнения. За 2009 год через профподготов-ку по данной программе прошли 5,4 тысячи работников.  99% из них сохранили рабочие места, остальные трудоустроились в других предприятиях. Более того, когда на их предприятиях завершится посткризисное восстановление производства и начнётся полномасштабное развитие и модернизация, такие работники окажутся наиболее подготовленными для работы в новых условиях. В общей сложности 74 предприятия       приняли участие в опережающем обучении, а самыми активными были предприятия Группы ГАЗ.
В целом же службой занятости было организовано профобучение 7,4 тысячи человек. Следу-ет подчеркнуть важность данного направления работы для стабилизации ситуации на рынке труда. Мы наблюдаем значительный дисбаланс спроса и предложений на рынке труда именно в плане готовности претендентов выполнять ту или иную профессиональную работу. Банк вакансий службы занятости сейчас (начиная с середины апреля 2010 года) превышает численность безработных. Тем не менее, снижение безработицы идёт не так быстро, как всем нам хотелось бы. 
Еще одним из приоритетных направлений нашей работы в кризисном 2009 году было сле-дующее: не допустить резкого роста цен на потребительском рынке. Уровень инфляции, составив-ший за год 108,4%, оказался самым низким за весь период наблюдения с 1992 года. Впервые за много лет рост цен в регионе оказался ниже среднероссийского уровня (108,8% - в среднем по Рос-сии).
Существенный вклад в сдерживание цен внесла планомерная работа по насыщению рынка продовольствия продуктами непосредственно от производителя. В области создано 79 сельскохо-зяйственных потребительских кооперативов, в том числе 39 снабженческо-сбытовых и 16 перера-батывающих.
В Нижнем Новгороде были организованы и еженедельно работали 11 торговых площадок, где свою продукцию представляли местные производители. Начал работу областной сельскохозяйственный рынок, предоставивший им возможность работать без посредников. Открыто 70 магазинов «шаговой доступности», где реализуется местная продукция по весьма доступным ценам.
Во многом благодаря перечисленным мерам темп роста цен на продовольственные товары в области за 2009 год составил 103,8%, что на 2,3 процентных пункта  ниже среднероссийского по-казателя, на 12,7 процентных пункта ниже показателя 2008 года и самый низкий показатель с мо-мента его исчисления.
В числе мер, предпринимаемых нами для сдерживания инфляции, ведется контроль ценооб-разования на лекарственные средства, изделия медицинского назначения, продукты детского питания (нарушения были обнаружены примерно в 60% случаях). В 2009 году регулирование надбавок осуществлялось на все лекарственные средства, в отличие, например, от таких регионов Приволжского федерального округа как Удмуртия, Пермский край, Пензенская область, где регулирование было введено только на жизненно необходимые и важнейшие лекарства. А в Самарской области регулирование надбавок вообще не осуществлялось.
Необходимо добавить, что в 2010 году в соответствии с решением Правительства Россий-ской Федерации принят новый порядок регулирования цен на лекарственные средства. В частности, Правительством области установлен уровень предельных оптовых и розничных надбавок на жизненно необходимые и важнейшие лекарства.
Хотел бы отметить, что мы впервые разработали и приняли программу «Развитие конкурен-ции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы», имеющую цель - развитие конку-рентной среды и благоприятного делового климата. Она будет способствовать появлению новых участников, прежде всего на потребительском рынке, а, следовательно, и сдерживанию инфляции.
Замедление роста цен явилось одной из важных составляющих того, что в 2009 году не про-изошло вполне ожидаемого снижения покупательной способности доходов населения области и увеличения доли бедного населения (с доходами ниже прожиточного минимума). Показатели остались на уровне предыдущего года, были лучше, чем в 2007 году и существенно лучше, чем, например, в 2004 году.
Вторая составляющая данного результата – это поддержание уровня доходов населения на достаточно высоком для условий кризиса уровне.
Поскольку от депутатов Законодательного Собрания поступил вопрос о том, как выглядит наша область по ряду показателей уровня жизни населения на фоне других российских регионов в период 2005-2009 годов, отмечу следующее.
Доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 20,4% в 2004 году до 13,5% – в 2009 году. По данному показателю в 2008 году наша область вышла на среднероссийский уровень (в Российской Федерации доля была 13,4%), тогда как в 2004 году мы были очень далеки от него (в Российской Федерации доля была 17,6%). То есть сокращение бедно-сти у нас проходило быстрее, чем во многих других регионах.
Среднедушевые доходы населения в 2009 году превзошли величину прожиточного миниму-ма в 2,85 раза (в 2004 году соотношение было 2,1 раза).
Сложившиеся в среднем по области доходы населения (14,4 тысячи рублей в месяц на чело-века) в 2009 году были на 10% выше, чем в 2008 году (в действующих ценах).
В результате опережающих темпов роста почти в 2 раза сокращено отставание среднедуше-вых доходов населения области от среднероссийского уровня: с 25,2% в 2004 году до 12,4% в 2008-ом. В кризисном 2009 году отставание составило около 15%. С 2006 года по уровню средне-душевых денежных доходов область опережает среднее значение по Приволжскому федеральному округу.
В этом результате есть определённый вклад и Правительства области.
Несмотря на кризис, были сохранены все 53 социальные выплаты отдельным категориям граждан, выплачиваемые за счет средств областного бюджета. При этом с 1 января 2009 года была проведена их индексация на коэффициент 1,1.
С 1 января 2009 года минимальный размер оплаты труда увеличен до 4 тысяч 330 рублей.
С 1 апреля 2009 года  осуществлен переход на отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Далеко не все российские регионы смогли осуществить его. В результате рост средней заработной платы в данном секторе, ранее оплачиваемой по единой тарифной сетке, со-ставил 30% по сравнению с уровнем 2008 года. На эти цели из средств областного бюджета допол-нительно было выделено около 5 миллиардов рублей.
В целом же по области средний уровень зарплаты вырос относительно 2008 года на 9,5% (в действующих ценах) и составил 14,7 тысячи рублей. В условиях, когда из-за кризиса значительно возросла неполная занятость работников (простои, сокращённая рабочая неделя, вынужденные от-пуска без сохранения или с частичным сохранением зарплаты), такие результаты следует расцени-вать как весьма достойные. В текущем году мы вышли на первое место в ПФО по этому показате-лю.
Следует признать, что, несмотря на активные действия областной власти, направленные на снижение просроченной задолженности по заработной плате, полностью снять проблему пока не удаётся. На то есть объективные причины. Сейчас уже более 80% общей суммы образовавшейся задолженности приходится на долю предприятий, находящихся в процедуре банкротства.
Мониторинг задолженности по заработной плате ведётся у нас в ежедневном режиме.
Для работы с предприятиями-должниками создана и продолжает активно действовать рабо-чая группа по обеспечению своевременной и в полном размере выплаты заработной платы в орга-низациях Нижегородской области. В 2009 году 70 предприятий – самых крупных должников - прошли через рабочую группу, из них 50 организаций полностью погасили задолженность и еще 4 – сократили её более чем наполовину.
Отдельные предприятия рассматривались и на координационном совете, созданном изна-чально как антикризисный для оперативного рассмотрения наиболее проблемных вопросов, а в настоящее время действующий как координационный совет по экономическому развитию облас-ти.
С удовлетворением следует отметить, что кризис 2009 года не стал препятствием для про-должения весьма позитивных демографических тенденций в нашей области, наблюдаемых на про-тяжении нескольких последних лет - а именно, с 2006 года.
По сравнению же с 2005 годом итоги 2009 года выглядят весьма внушительно: рождаемость увеличилась на 22,5%, смертность снизилась на 12,5%, естественная убыль населения замедлилась на 40,5%.
И надо совершенно справедливо заметить, что определённый вклад в наметившееся решение давнишней демографической проблемы региона вносит социальная направленность политики ре-гионального Правительства.
Сегодня в Нижегородской области много внимания уделяется развитию социальной сферы, подкрепленного значительными финансовыми вложениями, поскольку повышение доступности и качества услуг населению – это важнейшая задача Правительства области.
Бюджетные расходы по отраслям социальной сферы за 2009 год превысили 50% общих рас-ходов консолидированного бюджета и выросли по сравнению с 2008 годом на 9,6 процента, что говорит о социальной направленности бюджета.
С 2007 года основная часть средств бюджета развития направляется на областную целевую программу «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области», в рамках которой осуществляется строительство и реконструкция значимых объектов. За первые два года с начала ее реализации объемы средств из областного бюджета на эти цели увеличились более чем в 38 раз – до 14,2 миллиарда рублей в 2008 году.
В 2009 году, несмотря на вызванные кризисом сложности,  областная целевая программа «Развитие…» была сохранена. Из областного бюджета она была профинансирована на сумму 8,6 миллиарда рублей. А в целом за счёт всех источников – на 12,4 миллиарда рублей. За год в рамках данной программы финансировалось строительство 282 объектов. Были завершены работы по строительству и реконструкции 117.
За три года введено в эксплуатацию более 700 социальных объектов. В том числе 50 – в сфе-ре образования, 22 –  здравоохранения, 24 – культуры, 50 – в области соцзащиты, более 250 – гази-фикации, что практически в каждом в районе области. Возводились мосты, строились дороги, му-зейно-туристические комплексы, современные комбинаты бытовых услуг.
Только за 2009 год было открыто 8 физкультурно-оздоровительных комплексов в разных районах и городах области.
Создание условий для занятий спортом – это весомая часть нашей планомерной и всесторон-ней работы по формированию у населения приоритета здорового образа жизни. По сравнению с 2008 годом численность занимающихся физкультурой и спортом в области увеличилась на 44 ты-сячи человек и теперь таковых насчитывается  400 тысяч – почти 12% жителей. Но должно быть гораздо больше. Мы не снимаем с повестки дня строительство Физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных сооружений во всех районах и городах области.
На формирование здорового образа жизни направлена и работа по созданию в городах и рай-онах области центров здоровья на базе муниципальных учреждений здравоохранения. Это новое и, по нашим оценкам, весьма перспективное направление в данной сфере. В 2009 году было организовано и оснащено оборудованием для экспресс-методов диагностики и лечебной физкультуры 13  таких центров (в городах Бор, Выкса, Заволжье, Кстово, Павлово, Арзамас, Дзержинск, Нижний Новгород). В том числе 2 специализированных центра для подростков. Нижегородцы начали активно пользоваться услугами этих центров. Такое отношение населения к своему здоровью не может не радовать.
В 2009 году по сравнению с предыдущим годом в области зафиксировано снижение смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий с 23,5 до 21,8 случаев на 100 тысяч населения.
Важным показателем качества медицинских услуг является уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. За отчётный год этот уровень уменьшился на 12%. И здесь самое боль-шое снижение было отмечено по смертности от сердечно-сосудистых заболеваний – на 21%.
Существенно меньше, чем  в 2008 году, была материнская смертность. Её уровень за год упал на 48%.
На 30% за год снизился показатель смертности от туберкулёза. Притом что, благодаря всё возрастающему охвату населения профилактическими осмотрами, случаев заболеваемости им ста-ло выявляться больше.
Результаты проводимой планомерной работы по совершенствованию системы профи-лактики заболеваний дают полное основание ожидать продолжения позитивных демографических тенденций в регионе.
Что касается развития сферы образования, то хотелось бы отметить следующие результаты 2009 года.
В области построены 3 школы; 3 детских сада; учебный корпус Сосновского агропромыш-ленного техникума и другие объекты.
Совместно с работодателями создано 3 ресурсных центра начального и среднего профессио-нального.
В дополнение к приоритетному национальному проекту «Образование» для поощрения грантами Губернатора Нижегородской области были проведены конкурсные отборы учреждений дополнительного образования детей и детских садов, а также воспитателей и педагогов, работающих в этой сфере и осуществляющих инновационные образовательные  программы. 
Мы располагаем данными об отношении населения к различным аспектам деятельности ре-гиональной исполнительной власти. Согласно им, удовлетворённость медицинской помощью, ус-ловиями для занятий физкультурой и спортом, качеством общего образования имеет позитивную динамику. В 2009 году, по сравнению с предыдущим годом, по каждому из этих видов социаль-ных услуг она выросла до 4-х процентных пункта.
В сфере культуры в 2009 году произошло долгожданное для нижегородцев и гостей города событие. После реставрации открылось здание Нижегородского художественного музея на Верх-неволжской набережной. Начались проектно-изыскательные работы по строительству нового Ни-жегородского театра оперы и балета. Для работников культуры построено комфортабельное об-щежитие квартирного  типа  в Нижнем Новгороде.
С успехом продолжается практика проведения ставших уже традиционными праздников, фо-румов международного и межрегионального уровней. Таких, как фестивали искусств им. Сахарова, «Болдинская осень и многие другие. Закладываются основы новых традиций. Правительство области оказывает поддержку многим творческим коллективам для участия в них.
Немаловажной задачей повышения качества социальных услуг является кадровое обеспече-ние данной сферы. На решение этой задачи направлена областная целевая программа по поддерж-ке молодых специалистов, работающих в области образования, здравоохранения, культуры, физ-культуры и спорта.
Всего же участниками программы по поддержке молодых специалистов с 2006 года стали более 2 тысяч человек.
Выше уже было сказано о том, как решается у нас транспортная проблема в части строитель-ства дорожных объектов. Но есть и такой ее аспект, как состояние пассажирских перевозок. С 2006 года мы серьёзно взялись за обновление пассажирского транспорта.
За этот период значительно – почти на 60% – обновлен подвижной состав, выполняющий со-циальные перевозки. Приобретено 1 тысяча 199 автобусов. Объем инвестиций составил более  3 миллиардов 800 миллионов рублей. Вклад 2009 года, несмотря на кризис, – 418 автобусов.
В 2009 году продолжалась реализация программ газификации области.
На строительство газовых сетей за счет всех источников финансирования было направлено 980 миллионов рублей.
В 2009 году в Нижегородской области было введено 523 километра газовых сетей, газифицировано 12 тысяч квартир и частных домовладений. А за 2005-2009 годы в области проложено 3 тысячи 382 километра газовых сетей, что на 489   километров больше, чем за пре-дыдущие 5 лет. А объем финансирования газификации за этот период составил 3,8 миллиарда рублей. При этом большая часть, почти 60% профинансирована за счет консолидированного бюджета области.
Подробнее остановлюсь на вопросах жилищной политики и модернизации жилищно-коммунального хозяйства.
Несмотря на устойчивую тенденцию роста объемов ввода жилья в последние годы, одной из серьёзнейших проблем остаётся его доступность для населения.
В 2009 году в эксплуатацию введено более 1,4 миллиона квадратных метров общей площади, что более чем в 2 раза превышает объем ввода, достигнутый в 2004 году. В результате мы вышли на среднероссийский уровень ввода жилья в расчете на одного жителя региона – 0,42 квадратных метра. Задача, которая стоит на перспективу – 1 квадратный метр на человека.
В части жилищного кредитования следует отметить активную работу Государственного предприятия Нижегородской области «НИКА». В 2009 году, по сравнению с предыдущим годом, оно более чем в 2,2 раза увеличило объём выданных ипотечных жилищных кредитов и займов.
В 2009 году Правительством области сделан акцент на расширение малоэтажного жилищно-го строительства.
Для его дальнейшего развития создана Нижегородская ассоциация малоэтажного строитель-ства (НП НАМС), объединившая более 100 организаций. При участии Ассоциации активно ведет-ся работа по формированию проектной и градостроительной документации территорий.
В Правительстве действует рабочая группа по развитию малоэтажного жилищного строи-тельства.
В настоящий момент выбраны крупные земельные участки, ведутся предпроектные работы и подготовка проектной документации территорий малоэтажной застройки с нанесением их на кар-ты районов области и  указанием потребности в обеспечении жильем этих категорий граждан. Рассмотрение данного вопроса планируется на заседании Правительства Нижегородской области в ближайшее время.
Кроме этого, по нашей с вами совместной инициативе разработан законопроект о бесплат-ном предоставлении земельных участков в районах области в собственность гражданам этих же категорий для индивидуального жилищного строительства. При этом на период застройки участок передается в аренду до 3-х лет, а после этого – бесплатно в собственность.
В 2009 году в полном объёме была реализована региональная адресная программа проведе-ния капитального ремонта многоквартирных домов. Работы были завершены по  1 тысяче 37-ми многоквартирным домам в 38-ми муниципальных образованиях.
Общий объём финансирования Программы на 2009 год составил более 1,6 миллиарда руб-лей. В основном это средства Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства (1,4 миллиарда рублей).
Отремонтировано 414 тысяч квадратных метров крыш, 84,5 тысячи квадратных метров под-вальных помещений, фасады, произведена замена лифтов. Затраты на ремонт внутридомовых ин-женерных систем составили 769,3 миллиона рублей.
Важнейшим направлением для нас сегодня является модернизация коммунальной сферы. Мы решаем, в частности, задачу привлечения стратегических инвесторов в теплоэнергетический ком-плекс.
Утверждена Концепция регионального стратегического развития систем теплоснабжения в  2009-2013 годах.
Предполагается модернизировать системы теплоснабжения 29-ти  муниципальных образова-ний.
По ряду объектов  в 2009 году начато рабочее проектирование с использованием средств об-ластного бюджета (разработка проектно-сметной документации на реконструкцию центральной котельной и тепловых сетей в р.п.Тонкино,      на строительство блочно-модульной котельной в п.Сява   Шахунского района).
Мы также заключили соглашение с компанией «Ремондис» по модернизации водоканализа-ционного хозяйства Арзамаса.
Правительство области уделяет особое внимание повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти, поскольку она является необходимым условием реализации стра-тегических установок по развитию региона. Прежде всего, это относится к оптимизации бюджет-ной политики.
Осуществлен переход к среднесрочному финансовому планированию на основе реестра рас-ходных обязательств, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета.
Завершен первый этап внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, направ-ленного на улучшение качества государственных услуг. С одной стороны, разработана методика оценки результатов деятельности субъектов бюджетного планирования по осуществлению функ-ций. С другой - разработан и введен в действие  порядок формирования и финансового обеспече-ния выполнения органами исполнительной власти государственного задания по предоставлению государственных услуг.
Проводилась работа по эффективному управлению государственным долгом. В результате по итогам 2009 года объем госдолга Нижегородской области составил 38% годового дохода. Это обеспечивает большой запас прочности регионального бюджета, поскольку Бюджетным кодексом Российской Федерации госдолг допускается в размере 100% доходной части.
В 2009 году его исполнение проходило в жестких условиях.
Была активизирована работа с Управлением Федеральной налоговой службы по Нижегород-ской области, службой судебных приставов и крупными предприятиями-налогоплательщиками по поступлению доходов в областной бюджет в запланированных объемах, а также погашению за-долженности по налогам.
Были приняты меры по оптимизации его расходов.
В том числе, определены приоритетные (защищенные) статьи расходов: социальные выпла-ты, медикаменты, стипендии, питание, оплата коммунальных услуг, межбюджетные трансферты нижестоящим бюджетам. Сокращены более чем на 50 процентов капитальные затраты. А также с целью недопущения роста кредиторской задолженности введены предельные объемы финансиро-вания.
Несмотря на все трудности, доходы консолидированного бюджета в 2009 году составили 97,4 миллиарда рублей, что на 8,8% ниже уровня предыдущего года, но при этом в 3 раза больше, чем бюджет 2004 года.
Бюджетная обеспеченность  по доходам на душу населения составила по Нижегородской об-ласти за 2009 год – 29,15 тысяч рублей (49 место среди субъектов Российской Федерации и 6 место среди субъектов Приволжского федерального округа). В 2004 году Нижегородская область зани-мала по данному показателю 63 место среди субъектов Российской Федерации и 9 место среди субъектов  Приволжского федерального округа.
Всего за пять лет (2005-2009 годы) на реализацию областных целевых программ из областно-го бюджета было выделено 47 миллиардов руб.
Кроме этого, в рамках реализации Федеральных целевых программ и Федеральных адресных инвестиционных программ за 2005-2009 годы в Нижегородскую область было привлечено более 22,4 миллиарда рублей федеральных средств.
С 2009 года начала использоваться система электронных аукционов. В электронном формате было осуществлено 27%  от общего количества проведенных торгов.
Вместе с тем, ключевая задача на данном направлении - переход к оказанию государствен-ных услуг в электронном виде. Мы уже завершили первый этап. Создан интернет-портал государственных и муниципальных услуг.
Немало сил в отчетном году было направлено на антикоррупционную деятельность. Создан межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при Губернаторе.  Аналогичные советы также начали работать в городах и районах области. То есть мы систематизи-ровали работу в данном направлении.
Принята областная целевая программа «Противодействие коррупции в Нижегородской об-ласти» на 2009-2011 годы.
На официальном сайте Правительства региона создан специальный раздел, посвященный этим вопросам. На областном портале государственных услуг открыт раздел, в рамках которого любой посетитель может сообщить о фактах коррупции. Работает телефон доверия.
Повсеместно созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению дан-ной категории граждан и урегулированию конфликта интересов.
Проведено обучение по вопросам противодействия коррупционным проявлениям в органах исполнительной власти.
В течение 2009 года осуществлялась оптимизация системы местного самоуправления облас-ти.
В 2009 году в связи с принятием антикризисных мер и необходимостью внесения соответст-вующих изменений в нормативную базу Правительство и областное Законодательное Собрание осуществляет тесное сотрудничество. Проделана огромная работа по определению целесообразно-сти и обеспечению взвешенности тех или иных решений.
Законодательным Собранием в течение 2009 года при обсуждении проектов нормативно-правовых актов было дано около 60 рекомендаций по различным вопросам социально-экономического развития региона. Все рекомендации Правительством выполнены.
Такой конструктивный подход говорит о том, что мы на правильном пути.
Взаимодействие законодательной и исполнительной власти действительно имеет большое значение при формировании региональной политики. Итоги развития региона являются результа-том наших совместных действий.
В заключение следует сказать, что в текущем году принят среднесрочный План по переходу к устойчивому развитию области. В соответствии с ним в 2010 году сохраняются практически все дополнительные меры поддержки, принятые в 2009 году.
Положительная динамика основных показателей развития за 5 месяцев текущего года свиде-тельствует об активном компенсационном росте экономики. Полного восстановления мы ожи-даем в 2012 году.
Для того чтобы обеспечить опережающие темпы роста и возврат на стратегическую траекто-рию развития, мы должны укреплять нашу политику модернизации экономики, т.е. продолжать наращивать государственную поддержку инноваций и стимулировать инвестиционную деятель-ность. Поэтому быстрыми темпами необходимо восстанавливать и увеличивать бюджет развития.
Только вместе, консолидировав усилия исполнительной и законодательной власти, а также бизнес-сообщества и всех созидательных сил региона, мы сможем добиться реальных результатов в наращивании темпов экономического развития. А главное, - в достижении благополучия каждой нижегородской семьи, каждого нижегородца».

Источник: Пресс-служба Правительства Нижегородской области