Нижний Новгород поражает многообразием своей архитектуры, а каждый район города имеет свои уникальные черты. Здесь можно погулять и среди памятников деревянного зодчества, и по купеческим улицам, и увидеть монументальные постройки советского периода.
ИА «В городе N» решило запустить цикл материалов об истории районов приволжской столицы. Первый из них посвящен Автозаводскому.
Зарождение района
Фото: Деревня Монастырка 30-е годы ХХ века/ администрация Нижнего Новгорода
История Автозаводского района, разумеется, тесно связана с историей ГАЗа. До открытия предприятия на этом месте было несколько деревень и болота. В мае 1930 года здесь начали строить автозавод и заселять первые бараки. Для возведения корпусов съехались множество крестьян из разных уголков Нижегородского края, и так появились Восточный, Западный, Северный и Американский поселки.
Фото: Строительство Горьковского автозавода 1930 г./ администрация Нижнего Новгорода
Фото: музей ГАЗ (1929 - 1930 гг.)
Поскольку завод строился далеко от остальных частей Нижнего Новгорода, в 1931 году было принято решение сформировать здесь отдельный район.
Фото: Строительство жилых домов 30-е годы ХХ века/ администрация Нижнего Новгорода
Тогда же начали возводить первые кварталы Соцгорода, в котором планировалось воплотить идеал коллективистских форм жизни. На проектирование был объявлен конкурс, в котором победили наработки студентов МВТУ. Уже в следующем году был заложен первый камень дома на проспекте Жданова (сейчас проспект Молодежный). Помимо жилых комнат, в здании были уголки коллективного отдыха, общие кухни, туалеты и ванные. Рядом возвели клуб с залами для собраний и занятий спортом, столовой, библиотекой, киосками и почтово-телеграфным отделением.
Фото: Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд// ЦБС Автозаводского района
Осенью следующего года дом начали заселять. Изначально планировалось строительство еще нескольких подобных зданий, но проект решили доработать. В результате началось возведение четырехэтажных домов с общими коммунальными и подсобными помещениями.
Фото: Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд// ЦБС Автозаводского района
Жилое строительство не успевало за темпами развития ГАЗа, и для размещения всех заводчан решили построить несколько сотен временных деревянных двухэтажных домов.
Фото: Жилой дом барачного типа 1934 г./ администрация Нижнего Новгорода
За год в Автозаводском районе построили хлебзавод, а затем и баню, прачечную, фабрику-кухню, школу и магазины. Появились бетонные дороги, асфальтированные тротуары, был разбит сквер с фонтанами на проспекте Ильича. В 1933 году вдоль района был пущен первый трамвай № 12, а спустя месяц открылся мост через Оку. В эти годы на карте города появилась уникальная гостиница «Волна».
Развитие Автозавода
В 1933 году завод решили расширить, а значит потребовалось новое жилье для рабочих. К тому времени на смену минимализму в архитектуре пришел сталинский ампир. Начали строить замкнутые по периметру дома с арками и общественными помещениями на первых этажах. Фасады становились более «нарядными», а квартиры — более комфортными.
Фото: Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд// ЦБС Автозаводского района
Среди архитектуры того периода выделяются радиусный квартал по проспекту Жданова и Бусыгинские дома, названные в честь зачинателя стахановского движения на Автозаводе, жившего в одном из них.
Фото: Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд// ЦБС Автозаводского района
В 1937 строится здание универмага и несколько школ, киноконцертный зал, где сейчас находится кинотеатр «Мир». В конце 30-х на Автозаводе появилась станция Детской железной дороги «Счастливая». Сейчас в этом здании Дворец бракосочетания.
Фото: Нижний Новгород : иллюстрированный каталог памятников истории и культуры федерального значения / авт. коллектив ; рук. А.Л. Гельфонд// ЦБС Автозаводского района
В эти же годы силами полутора тысяч горьковчан был разбит Городской сад сейчас, который сейчас нижегородцы знают как Парк культуры и отдыха, а в 1936 году в Соцгороде появился трамвай, который к концу десятилетия пустили до поселка Гнилицы. В это же время начинается строительство аэропорта.
Фото: Главный вход в парк культуры и отдыха/ Музей архитектуры им. А.В. Щусева// pastvu.com
Военное время
Фото: Фото: ЦБС Автозаводского района
Автозавод сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Но, несмотря на это, продолжилось создание Парка культуры и отдыха, в котором появился фонтан и деревянный Летний театр, который затем стал кинотеатром «Родина».
Больше всего в годы войны пострадало само предприятие, но горьковчанам удалось восстановить сооружения автозавода всего за 100 дней, за что в 1944 году предприятие наградили орденом Красного Знамени, а спустя год коллектив ГАЗа был удостоен ордена Отечественной войны I степени за успешное выполнение заданий ГКО по выпуску артиллерийских самоходных установок.
Фото: Детский сад в Автозаводском районе г. Горького после налета. П.А. Вознесенкий/ НГИАМЗ// ГОСКАТАЛОГ.РФ
Послевоенные годы
Война прервала масштабное строительство. В послевоенные годы для решения проблемы с жильем возводились индивидуальные дома с использованием производственных отходы и малоэтажные здания. Заводчане начали строить жилье своими силами. Так, методом «народной стройки» был создан поселок 40 лет Октября.
Фото: Жилые дома на пр. Ильича/ администрация Нижнего Новгорода
В середине столетия на карте района появились стадион «Торпедо», новые больницы и ДК им. Ленинского Комсомола. Был проложен трамвайный маршрут № 17. На смену пышному сталинскому ампиру пришли «хрущевки», которые были безликими, но зато могли обеспечить жильем большое количество горожан и расселить коммуналки.
В 60-е годы были построены молокозавод, бассейн и Дворец культуры Автозавода. В этом время на улицах района уже можно было заметить троллейбусы.
В 70-80-е годы начинается строительство Соцгорода-II, открывается музей истории и трудовой славы Автозавода, монумент Славы павшим автозаводцам и филиал Горьковского политехнического института на улице Лескова, начинается строительство метро.
Современность
90-е годы стали непростыми, как для автозавода, так и для района вокруг него. Несмотря на все трудности, которые страна переживала в это время, были построены Дворец спорта «Торпедо» и стадион «Пионер» , торговый центр, мясоперерабатывающий комплекс, реконструирован проспект Молодежный.
И сейчас Автозаводский район продолжается развиваться и застраиваться, но все равно остается уникальным памятником советской мечте.
Читайте такжеФоторепортаж: как выглядит и чем восхищает Соцгород в Нижнем Новгороде
















