Top.Mail.Ru

Елена Беленко: «Второй смены в „Школе 800“ не будет»

5612
16+

Елена Беленко: «Второй смены в „Школе 800“ не будет» - фото 1

Строительство учебного комплекса «Школа 800» началось 1 июня прошлого года и продолжается до сих пор. Образовательное учреждение включает в себя три корпуса. Здание на бульваре Южном в Автозаводском районе рассчитано на 1500 мест, в Верхних Печерах в Нижегородском — на 1500, в границах улиц Машинная-Победная в Сормовском — на 1100. Также на Бору разместится центр дополнительного образования. Изначально проект возглавлял экс-министр образования Сергей Злобин, однако, позднее его отстранили от должности. Сейчас директором автономной некоммерческой общеобразовательной организации является Елена Беленко, которая имеет большой опыт педагогической деятельности. В большом интервью для «ИА В городе N» новый директор рассказала о том, как будет выстроен педагогический процесс, когда школа заработает на полную мощность и чего ждать от образовательного учреждения ученикам и их родителям.

Отстранение Злобина

Елена Юрьевна, насколько неожиданным было для Вас предложение возглавить «Школу 800»?

Для меня сюрпризом стало то, что Глеб Сергеевич (Никитин — губернатор Нижегородской области — прим. ред.) ко мне обратился с просьбой стать частью этого проекта.

Но я была готова к тому, что это может случиться. Год назад мне предлагали поучаствовать в подготовке школы. Но тогда, в силу независящих от меня причин, я не оказалась в команде Сергея Васильевича (Злобина — бывшего руководителя проекта «Школы 800» — прим. ред.).

Это вы были не готовы?

Нет, это он не был готов до конца взять меня в свою команду.

Скажите, отстранение Злобина от управления школы связанно со срывом сроков ее строительства?

Я бы не стала связывать два этих факта. Задачей Сергея Васильевича, а сейчас уже и моей, является организация образовательного процесса, строительством объекта занимаются другие люди.

И повлиять на это вы никак не можете?

Повлиять на это мы можем только в том случае, если своевременно сообщим первому лицу региона о проблемах, возникших во время стройки. Мы просто третьи лица, которых могут услышать.

Известно, какая должность предложена Злобину и куда он ушел?

Нет. На сегодняшний день он — советник при губернаторе.

Открытие «Школы 800»

Сейчас уже известно, когда школа откроет свои двери для детей?

Все дело в том, когда объект введут в эксплуатацию. Это, в свою очередь, зависит от сил региона, которые будут подтянуты для завершения объектов. Ведь что происходит сейчас? В связи с тем, что в городе идет большое количество строек, не все силы сконцентрированы на нашем проекте. Необходимо также лицензирование школы, но оно возможно только после того, как объекты будут сданы в эксплуатацию. По времени это чуть больше месяца

В планах все-таки открыть школу в середине учебного года, непонятно только пока в какой четверти?

Скажем так, 2021–2022 годы должны состояться в стенах «Школы 800».

Три основных корпуса нового учебного заведения начнут работу одновременно или предусмотрена какая-то очередность?

Исходя из ситуации, в которой мы сейчас находимся, здания откроют в определенной последовательности. Первым, скорее всего, будет корпус в Печерах, а после него с небольшой разницей во времени — на Автозаводе и в Сормове.

Проект будет полностью государство финансировать?

Да, на сегодняшний день это субсидирование государства. Однако, мы разводим строительство и образовательный процесс. Организация учебно-воспитательной деятельности финансируется государством.

В «Школе 800» будут обязательные взносы на развитие школы?

Это предстоит обсудить, так как я в проекте еще только три недели. Мой опыт подсказывает и диктует, что родители однозначно станут участниками каких-то процессов, однако, не могу сказать, как это будет организованно. Например, дополнительное образование, я думаю, частично будет платной услугой, конечно в пределах правовых норм. Как будет что-то еще выстроено там, я не готова вам сказать, мне для этого нужно поговорить со своими учредителями. Есть модели, как надо это сделать, но для этого необходимо получить разрешение руководства.

Какую систему безопасности установят в зданиях?

Это первый и главный вопрос, который я задавала, прежде чем войти в этот проект, потому что понимаю — это объект первой категории опасности — будет шесть или восемь только главных входов, к ним прибавляются спортивные объекты, которые расположены в каждой точке школы: беговые дорожки, поля и многое другое.

Если говорить о внутренней безопасности, то у нас будет продуманная и очень серьезная система видеоаналитики. Персонал специально обучат, как с ней работать.

Если ребенок, например, где-то упал, у оператора, который этим занимается, сработает определенный сигнал. Это нужно для того, чтобы ребенку вовремя оказать помощь, так как территория очень большая и поблизости может просто не оказаться человека.

С точки зрения того, кто будет попадать в школу, на всех входах установят СКУДы (систему контроля и управления доступом) с термометрией. Не могу сказать, какое точно будет сканирование, сейчас мы дорабатываем кое-какие правовые вопросы. Но могу сказать, что ни один посторонний человек на объект не попадёт. Во время родительских собраний или каких-то больших мероприятий рассматриваем вариант организации службы охраны. Этот момент необходимо также обговорить с родителями.

Так что, на мой взгляд, с точки зрения антитеррористической безопасности там сейчас максимально все продумано.

В «Школе 800» предусмотрена только одна смена?

Да. По-другому быть не может. Во-первых, это майские указы президента, и сейчас мы все переходим на одну смену. Во-вторых, именно такие площади, инфраструктура и сам образовательный процесс, который мы собираемся выстроить, рассчитан именно на одну смену. Фактически, школа полного дня для детей 1–8 классов. У старшего звена совершенно другие образовательные системы.

Основной принцип набора детей — это принцип территориальности. Это правильно на ваш взгляд?

Я считаю, что нет. По моему мнению, родители должны иметь право выбора учебного заведения. Я бы отменила это правило, если бы у нас было достаточное количество учебных заведений, которые могли бы выбрать родители, и они были бы все интересные. Мне бы не хотелось, чтобы в моей школе действовал территориальный признак, но мы будем работать в тех условиях, которые предусмотрены законом.

После начальной школы будет какой-либо отбор?

Сложно сейчас сказать. Я бы сделала отбор внутри школы. Не для того, чтобы ученик покинул стены учебного заведения, а для того, чтобы ребята выбирали локации и образовательные треки.

Педагогический состав

Теперь поговорим о педагогах. Вы будете работать с тем людьми, которых собрал Сергей Злобин или внесете свои коррективы?

Если мы будем находиться в экстренной ситуации, когда школу уже завтра нужно будет запускать, я беру тот коллектив, который уже сформирован. У меня не будет других вариантов, и спасибо Сергею Злобину, который поработал в этом направлении.

Есть ли те, кто хочет уйти сам из-за смены руководителя?

Пока ни один человек не написал о том, что он выходит из проекта по этой причине. Наоборот, хочу сказать спасибо коллективу, многие поздравили с назначением, так как знают меня.

Да, офис Злобина ушел вместе с ним. Это для меня стресс и проблема: тебе сообщают, что ты 2 августа выходишь на работу, а у тебя нет ни одного сотрудника…

Как проходил набор педагогов?

По моим сведениям, всего было около трех тысяч заявок, из которых отобрали тысячу, из них тоже кто-то отсеялся. В результате на выходе мы получили около 280 педагогов и 20 человек административного состава.

Во время отбора была входная диагностика, а также собеседование с предметно-экспертной комиссией. По каждому составлен оценочный лист, а на их основе выстроен рейтинг. Единственный минус в том, что не создали цифровые профили педагогов, но мы уже всех коллег зарегистрировали на Leader-ID, там они также пройдут диагностику.

В настоящий момент отобранные кандидаты проходят обучение. 180 из них — в Московском педагогическом университете. 17 сентября у них будет защита и вручение дипломов.

Административная команда повышала свои навыки в КУПНО (Корпоративный университет при правительстве Нижегородской области — прим. ред.), где выяснилось, что они умеют работать в команде в условиях стресса, но у многих не достаточно знаний для понимания педагогического процесса.

То есть в настоящий момент есть команда, которая на 100% укомплектована и готова начать работу?

Нет. Мы все еще нуждаемся в учителях начальной школы, математики, русского языка и литературы и двух педагогах музыки.

В принципе, в городе сейчас напряженка с учителями, и для меня было приятным сюрпризом, что, в общем-то, ситуация не совсем критическая. С другой стороны, для меня это вызов, потому что еще не знаю людей, но задачи поставлю перед ними очень большие. Поэтому или мы начнем работать, подстраиваться и брать высокую планку, или, возможно, с кем-то нам придется расстаться в конце года, так как они сами поймут, что им это не подходит. В таком случае просто опять начну искать сотрудников. Все как в обычной школе, но усложняется ситуация тем, что набираю я не сто человек, а четыреста.

А завучи уже назначены?

Сейчас начала собеседовать тех, кого отобрали мои предшественники, и надеюсь, что мне удастся среди них выбрать подходящие кандидатуры. Выступая на всероссийском педагогическом совете, я сказала, что с управленцами в образовании все гораздо хуже, чем с педагогами. Людей, готовых взять на себя ответственность в управлении такими образовательными комплексами, нет, поэтому нужна немедленная подготовка в нашей области соответствующих специалистов.

«Школа 800» — это фабрика высококлассного образования, у которой несколько огромных, прекрасных цехов, и ими надо управлять. Представьте, какой уровень профессионализма должен быть у людей.

Конечно, для подобных комплексов руководящих специалистов нужно было обучать минимум год, причем в Сколкове или Университете 20.35, но я думаю, что мы своих найдем, вырастим и потом будем тиражировать наш опыт подготовки по всей России.

То есть, вы уже сейчас начинаете с ними работать, а значит, фактически срываете с прежних мест работы.

Мы пока не срываем. Они по-прежнему числятся на предыдущих местах работы, однако обучаем их под себя. То есть мы рискуем, вкладывая в них силы и средства.

Благодаря вам школа № 186 стала одним из брендовых учебных заведений. Уверены, что после ухода сохранятся созданные вами традиции?

Я проработала в школе № 186 без малого 25 лет, поэтому с полной уверенностью могу сказать, что мое имя и фамилия связаны с этим учебным заведением полностью и ко многим традициям и проектам, которые там заложили, я действительно имею отношение.

Но это и есть проектность. То, чему мы когда-то положили начало, уже выросло и окрепло, поэтому я иду дальше, но остается сильная команда, перешедшая в новую стадию, которая будет все реализовывать.

Что до меня, то уход был осознанным решением. Могла бы прекрасно почивать на лаврах, преумножаться в этом состоянии, но, как говорят многие, надо пойти и в другом месте сделать хорошо. Самое главное, я из города никуда не исчезаю, просто перемещаюсь из одной истории в другую.

На сегодняшний день я не забираю ни одного человека с прежнего места работы, поэтому директор школы может быть спокоен в этом плане.

Но ведь гораздо проще, когда идешь на новое место с единомышленниками, в которых уверен и потенциал которых знаешь.

Да, я с вами соглашусь, но это просто нечестно по отношению к той организации, в которой я работала.

Получается, есть люди из 186 школы, которых вы очень хотели бы взять с собой?

Да, конечно. Вот мы год-два поработаем, все встанет на свои места, тогда уже будем встречаться и думать. Если кто-то сам захочет и скажет, что у него есть желание пойти в большой проект, тогда, безусловно, мы будем его рассматривать.

Если честно, всю бы команду забрала. Но еще одна причина, из-за которой я нахожусь в этом проекте, в том, что абсолютно уверенна в себе. Думаю, что у меня есть силы создать коллектив, который меня поймет, и тогда будет еще одна команда. Поэтому только брендирование, только высокая планка и «мы первые в России». По-другому быть не может.

Правда, очень важно запустить процессы так, чтобы после ухода конкретных личностей, механизм продолжал эффективно работать.

По моему мнению, сейчас появляются сильные школы и, в связи с этим, возрастает конкуренция. Конечно, хорошо когда ты один, а когда соперников становится больше, происходят подобные «войны». Поэтому я уверенна, что мы тоже с этим комплексом немного внесем диссонанс в чью-то жизнь, даже уже вносим. Должна сказать честно, что, включаясь в этот проект, осознавала, что он раздражает людей во многих параметрах. И я понимала, что как личность тоже буду людей раздражать (улыбается — прим. ред.), поэтому ничего страшного.

Сколько на ваш взгляд должен получать педагог?

От 70 тысяч рублей абсолютно точно.18 часов отвел — эту сумму получил, чуть больше — зарплата подходит к 100 тысячам. Наш уровень заработной платы необходимо прировнять к московскому, в пределах Садового кольца. К сожалению, сейчас учитель получает около 25 тысяч рублей.

Плюс-минус — зависит от категории, есть ли классное руководство и так далее. Конечно, когда ты ведёшь 30 часов можно выйти на 40 тысяч рублей, или, если у тебя эффективный контракт, то в декабре получить в районе 50 тысяч премии.

В «Школе 800» мы будем стремиться к достойным зарплатам, но сможем ли сделать чудо — навряд ли.

Зарплата учителей «Школа 800» будет выше, чем в обычной школе?

Пока положение об оплате труда стандартное, но с Глебом Сергеевичем обсудили, что если мы открываем подобные образовательные центры, говорим о крутом административном составе и лучших педагогах, конечно же, нужно что-то делать с зарплатой. Глава региона пока не дал никакого ответа, но, возможно, будет выделена поддержка в виде грантов для поддержки высококвалифицированных педагогов.

Точечно как-то или у каждого педагога, кто трудоустроился в школу, будет какая-то надбавка?

Пока не могу вам ответить, так как мы просто не понимаем до конца финансово-экономическую модель. У нас опыта работы именно такой школы еще просто нет.

Вы можете сказать, какая на сегодняшний день самая главная проблема в российских школах?

Отсутствие финансирования. Его так и нет в достаточном количестве. Я говорю это как человек, который в школе № 186 был занят, в том числе и экономической работой. Моей задачей было привлечение разных инвестиций, и, на мой взгляд, мы достигли таких успехов, потому что делали хорошее образование, в нас, я не побоюсь этого слова, вкладывают.

Что не дает сделать отсутствие финансирования?

Без него трудно создать хорошую инфраструктуру, технологическую платформу, ну и, конечно же, обеспечить достойный уровень заработной платы.

Как бы мы сейчас не облегчили труд учителя, нагрузка остается колоссальной. Педагог всё время должен идти на шаг вперёд, а не просто в ногу со временем. Он всегда находится в состоянии профессионального роста, вместе с этим должен выполнять много функций, за одно это ему должны доплачивать. Уровень базовой ставки должен быть достойным и только тогда нас будет ждать успех и лучшие педагоги будут оставаться в отрасли.

Что ждать ученикам

На ваш взгляд как педагога, смена места учебы в середине образовательного процесса отразится на детях?

Вы знаете, это очень спорный вопрос. Я как мама и педагог вообще не вижу в этом проблемы. С точки зрения образовательных треков, согласно федеральным государственным стандартам, которые мы реализуем, для ребенка здесь нет стресса.

Он просто переходит из одного здания в другое. Программы, которые у него были, продолжат реализовываться, только в другом месте.

Но ведь меняется коллектив, в котором ребенок учится, меняется педагогический состав.

Да, безусловно, но это и будет задачей руководителя: за короткий промежуток времени помочь ребенку адаптироваться в новых реалиях.

Сегодня это называется гибкий навык работы в условиях неопределенности. Мы к этому как раз и готовимся. Моя задача — дать механизм в руки педагога, который позволит ребенку практически не почувствовать этой разницы. Все зависит от меня и команды, которую соберем и родителей, которые станут нашими помощниками.

К тому же, ученик попадет в большую школу и другой коллектив, столкнется с новыми возможностями. Здесь, наоборот, может быть ситуация успеха и мотивации, которая перекроет дезадаптацию.

Что будет браться за основу: желание ребенка или мнение родителей и педагога?

Я думаю, что это, абсолютно, комплексная история: начиная от времени и от нового атласа профессий (проект об актуальных профессиях и компетенциях ближайшего будущего — прим. ред.) до возможностей ребенка на старте. Сюда подключится желание родителей и видение педагога. Когда все это будет в одном процессе, только тогда мы встроим этот образовательный трек.

Вообще, во всю эту «историю» ребенок попадает в 5–6 классе, он еще маленький, и ему трудно сориентироваться и понять, что хочет, поэтому, как правило, выбор делается интуитивно.

Дальше он начинает расти, и его интересы формируются в какую-то константу. В этот момент ему на помощь приходит психолог, который профориентирует ребенка, и учитель, который говорит, на что нужно обратить внимание.

Тут еще дело в поиске баланса, ведь прежде чем усиливать одно, мы должны посмотреть на слабые стороны, которые есть у ученика. Подобные несовпадения могут привести к дисбалансу.

У меня большой опыт в этом отношении. Иногда ученик подходит к старшей школе, кажется, что он определился, как вдруг говорит: «Я, пожалуй, в Бауманку», — хотя сидел всегда в гуманитарном классе. Придумал себе технологичный проект и у него пошло все с ног на голову. В этом случае мы перестраиваем его маршрут, переводим в другую профильную группу.

Конечно, амбиции моих предшественников были большие, я знаю, что многое из того, что они задумали, очень трудозатратно. Придется сильно постараться, чтобы все реализовать, а кое-какие вещи скорректировать.

Возвращаясь к концепции и уникальности школы, скажу, что некоторые вещи будут доработаны, а какие-то интересные проекты только появятся. Мы в этом направлении начали работать, и я думаю, что нашему электорату и родителям все должно понравиться.

Сколько примерно времени будет проводить ребенок в школе?

Сейчас трудно об этом говорить, так как детей мы пока не видим, их потребности не знаем. Если рассматривать классическую школу полного дня, то в среднем до 9 часов в день. Сюда входят 5–6 уроков и 3–5 часов занятий в кружках и секциях, которые ребенок возьмет уже в школе, когда будет выстраивать для себя индивидуальный образовательный маршрут. У каждой возрастной группы этот процесс будет происходить по-разному.

В начальной школе это один сценарий, потому что там внутри будут процессы дополнительного образования, в среднем звене — другой, у старшеклассников вообще третья история — профориентация, исследовательская деятельность и так далее.

Поэтому образовательную историю мы будем кроить уже непосредственно с колес. Времени, конечно, нет…

Что вы можете сказать о дистанционном образовании?

У меня только положительные эмоции. С обучения в режиме онлайн мы вышли с таким профицитом, даже не могу вам описать. Я как руководитель получила практический навык дистанционного управления, и кейсы, которые у нас появились в период «дистанта», мы потом просто перенесли в обычную жизнь.

Наверное, это связанно с тем, что моя команда была готова, она изначально вела много цифровых проектов. Например, мы уже сидели на платформах Сбера, уже все были в «Зуме». Все родители мне сказали: «Елена Юрьевна, вы что знали, что будет „дистант“? Вы специально к этому готовились?».

Но как же живое общение детей друг с другом и учителями?

«Дистант» прекрасен в условиях пандемии, но коммуникацию нельзя ничем заменить. Когда меня спрашивают, какая будет школа в будущем, я говорю так: дети примерно два дня будут учиться на «удаленке», а остальные 3–4 дня им нужны для того, чтобы поговорить на любые темы: о проектах, о жизни и так далее. У ребят сегодня нет локации для коммуникации, школа станет как раз этим местом, а «дистатнт» — крайняя мера.

Имея такой огромный педагогический опыт, чему вы научились от детей?

Каждый раз, когда приходила к ним на урок, я училась чему-то новому. Например, правильно реагировать на ситуации, проектности, потому что каждый урок был проектом. Самое удивительное, что ты никогда не знал, куда дети тебя выведут, приходя к ним с одной историей, я уходила с другой.

Также научилась быть всё время в жизненном тонусе и на позитиве, так как детей не волнует какое у тебя настроение и что у тебя в жизни произошло. Еще научилась дружбе, и до сих пор продолжаю тесно общаться со своими учениками, у меня выросли прекрасные достойные ребята.

Я научилась смотреть на этот мир, как мне кажется, современным взглядом и правильно реагировать на то, что происходит вокруг

А кого вы считаете своим главным учителем?

Конечно директора школы, где я работала — Бурова Михаила Васильевича. Проработала с ним 25 лет, и именно он научил меня всему. Ведь, я пришла к нему очень молодым специалистом, мне было 19 лет. Он сам преподавал русский язык и литературу. Я видела его за работой, прошла с ним все стадии, научилась всему чему только можно научиться.

Какой глагол вы выберете: любить или воспитывать?

Конечно, любить! Часто слышу, как задают вопрос: «Нужно ли любить детей?». На мой взгляд, это не категориальное понятие. Это либо есть, либо, вообще, нет. Ведь когда ты любишь — воспитываешь.

Автор: Кристина Аверина·Фото: предоставлено героем публикации