Top.Mail.Ru

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде

12277
18+

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 1

Шесть лет назад в Нижнем Новгороде начали появляться первые «умные» остановки. Планировалось, что современные павильоны сделают ожидание транспорта более комфортным, и пассажиры будут точно знать, когда приедет нужный автобус, троллейбус или трамвай.

Но оправдала ли новинка возлагаемые на нее надежды? Как сейчас выглядят «умные» остановки и все ли они функционируют? Работу павильонов проверила корреспондент ИА «В городе N».

Без ржавчины и железных сидений

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 2

Напомним, первые «умные» остановки начали появляться в Москве в 2015 году. Помимо табло, показывающего время прибытия автобусов, там предусматривались wi-fi роутер с бесплатным доступом в интернет и USB-зарядки для гаджетов. Спустя пару лет об установке аналогичных павильонов заговорили и в Нижнем Новгороде. Изначально предполагалось, что их будет 350, а в дальнейшей перспективе такие объекты должны были появиться на всех остановках общественного транспорта в столице Приволжья, но в итоге их было смонтировано 334. Кстати, из городского бюджета на реализацию проекта не было потрачено ни копейки. Павильоны установила по концессии компания «Ростелеком». Как сообщалось ранее, в течение 10 лет на создание и содержание объектов планировалось потратить 1,6 млрд рублей.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 3

Первая «умная» остановка в Нижнем Новгороде появилась на Большой Покровской, у «Серой лошади». Впоследствии тестовый экземпляр доработали с учетом выявленных недостатков. Металлические сиденья заменили на деревянные, чтобы и в мороз ожидание транспорта было комфортным, а саму конструкцию сделали из нержавеющий стали, так уже спустя несколько дней элементы опытного образца поразила коррозия.

Пыль, грязь, ошибки

Сегодня «умные» остановки можно увидеть во всех районах города. На первый взгляд павильоны выглядят прилично. Во всяком случае, ржавчины, на которую изначально жаловались нижегородцы, не видно, табло работает, сиденья не разваливаются. Но стоит подойти поближе и присмотреться, как взору открываются и пыльные стекла, и грязные подтеки, и местами облезлые рейки лавочек.

На некоторых павильонах обнаружились рисунки и надписи, оставленные вандалами. Однако в целом видно, что за остановками следят, просто не всегда удается оперативно устранить пыль, грязь и «художества» хулиганов. Кстати, в заречной части города «умные» остановки нам показались более чистыми, чем в нагорной.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 9

Что касается работы табло, то информация о прибытии транспорта на них не всегда соответствует действительности. Иногда разница бывает несущественной, в 2-3 минуты, но и это может сыграть роль. Корреспондент ИА «В городе N» стала очевидцем ситуации, когда молодая пара, увидев, что до прибытия нужного автобуса остается 6 минут, решила заскочить в ближайший магазин за водой, посчитав, что этого времени будет достаточно. Однако транспорт прибыл на две минуты раньше. Вышедшие из магазина парень и девушка увидели уже отъезжающий автобус. Следующего, если верить тому же табло, пришлось бы ждать почти полчаса.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 10

Несколько раз корреспондент ИА «В городе N» и сама становилась «жертвой» «умных» остановок. Например, минувшим летом, во время подготовки материала о работе общественного транспорта, она пыталась уехать со Щелоковского хутора. Согласно информации на табло, автобус должен был прибыть через 17 минут. Вместе с другими пассажирами корреспондент стала ждать его. Однако за 5 минут до указанного времени транспорт просто «исчез с радаров». Не приехал он ни через 5, ни через 10, ни через 15 минут.

А буквально на днях «умная» остановка обещала прибытие автобуса в течение двух минут. Когда время истекло, и транспорт исчез с табло, корреспондент, подождав еще немного, решила, что, как и в случае с транспортом на Щелоковском хуторе, он не приедет, и пошла пешком. Однако буквально через три минуты мимо промчался автобус, который подъехал к остановке позднее.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 11

Кстати, на данную ситуацию нижегородцы жалуются уже несколько лет. Пассажиры неоднократно отмечали, что информация на табло «умных» остановок не всегда достоверная. В Минтрансе поясняли, что техническая ошибка возникает на этапе передачи данных системы «ЭРА-ГЛОНАСС» от ГКУ «Центр развития транспортных систем» «Ростелекому». Проблему обещали решить еще в 2023 году, тем не менее, нижегородцы продолжают сталкиваться с ней по сей день. В некоторых случаях виноваты водители, самовольно меняющие маршруты и сбивающие работу «умных остановок». Раньше этим иногда грешили частные перевозчики. Но сейчас, когда маршруток в городе почти не осталось, казалось бы, проблема должна была уйти в прошлое, но она есть.

Справедливости ради, стоит отметить, что подобное случается нечасто. Как правило, транспорт все же приходит вовремя. Но проблема до конца еще не решена.

Погасшие табло

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 12

Кроме того, мы обнаружили несколько павильонов, которые не работали вообще. «Умные» остановки встречают пассажиров погасшими экранами и табло в основном в центре города. Например, объект около университета водного транспорта на улице Минина не функционирует уже давно. На него мы обратили внимание еще зимой. Тогда мы решили, что его оперативно отремонтируют, но остановка не работает до сих пор. При этом с павильоном, который находится на противоположной стороне дороги, все в порядке.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 13

Также неработающие «умные» остановки замечены на улицах Родионова и Фруктовой, бульваре Заречном и в некоторых других местах.

Как сообщили ИА «В городе N» в пресс-службе ПАО «Ростелеком», из 334 изначально установленных павильонов 300 находятся в исправном состоянии. Оставшиеся 34 выведены из эксплуатации по разным причинам. Прежде всего, это связано с ликвидацией точек подключения в ходе городских инфраструктурных проектов.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 14

Часть остановок демонтирована из-за строительства метро, часть выведена из строя в связи с реализацией проекта «Чистое небо» и реконструкцией трамвайных путей, — пояснили в «Ростелекоме».

В департаменте транспорта и дорожного хозяйства администрации Нижнего Новгорода ИА «В городе N» также сообщили, что ведется работа над восстановлением павильонов. В какие сроки они будут отремонтированы, в мэрии ответить затруднились. Обслуживание остановок осуществляется за счет средств «Ростелекома». Специалисты выезжают на профилактические работы и восстанавливают вышедшие из строя или поврежденные элементы систем и конструкций.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 15

Кроме того, сейчас определяются места для новых «умных» остановок.
Всего их будет 14. На этот раз установка будет выполняться за счет средств городского бюджета. Точные сроки пока не называются, но ожидается, что это произойдет уже в 2025 году.

Карта города и бесплатный wi-fi

Что касается остального функционала «умных» остановок, то на экране сбоку можно вызвать меню и, например, посмотреть, какие в Нижнем Новгороде есть достопримечательности, увидеть транспорт на карте, найти ближайшие кафе и рестораны. К нему нареканий нет, все работает (разумеется, не считая тех павильонов, которые обесточены). Правда, как показывает практика, большинство пассажиров этими возможностями не пользуется. В основном в ожидании транспорта все сидят в телефонах и ищут нужную информацию там.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 16

Впрочем, в ситуации, когда внезапно сядет аккумулятор в гаджете, эти функции действительно могут пригодиться. Хотя сейчас редко кто выходит из дома с незаряженным телефоном. Гипотетически такую ситуацию представить можно, но сложно. Так что получается, что функционал есть, но не используется.

Также на «умных» остановках имеется возможность бесплатно подключиться к wi-fi. Мы проверили: это действительно работает. Правда, для подключения необходимо ввести номер телефона, а затем код, который придет в СМС. Пока пассажир производит все эти манипуляции, может придти автобус, и wi-fi на остановке уже не понадобится. Хотя тем, кому ждать транспорта долго, услуга будет полезна.

Ложь и потухшие экраны: что не так с «умными» остановками в Нижнем Новгороде - фото 17

Кроме того, ранее планировалось оснастить все «умные» остановки контейнерами для раздельного сбора мусора. Из более чем десятка павильонов, которые мы проинспектировали, их не было ни на одном.

В целом «умные» остановки, безусловно, имеют множество преимуществ перед обычными павильонами для ожидания транспорта. Но недостатки есть, и работа по их устранению ведется с переменным успехом.

Напомним, ранее мы рассказывали, почему нижегородский общественный транспорт плохо ходит по вечерам.

Автор: Яна Покровская·Фото: Яна Покровская, Надя Кей