ИА «В городе N» продолжает цикл материалов об истории районов Нижнего Новгорода. В пятом из них мы расскажем о последнем из тех, которые находятся в Заречной части города, — Московском. Его принято считать спальным, но несмотря на это, он обладает богатой историей, а расположенные там предприятия сделали очень многое для страны во время Великой Отечественной войны.
Зарождение района
Земли, на которой сейчас располагается Московский район, раньше называли «балахонской стрелицей». Считается, что земли неподалеку, а может быть, и сама территория будущего района была заселена еще в каменном веке. Однако первые упоминания о поселениях на этом месте встречаются в документах начала XVI века. Тогда здесь находились деревни Бурнаковка, Горнушкино, Княжиха, Костариха и Ратманиха и еще несколько маленьких населенных пунктов.
Фото: Бурнаковский лесозавод (1920-1930)/ НГИАМЗ
Жизнь крестьян в этих деревнях простой назвать было нельзя. Земли были покрыты мелкими речками, а значительную их часть занимали болота. Крестьяне выращивали в основном капусту и картошку, которые не очень прихотливы. Также деревни регулярно страдали от паводков и затопления грунтовыми водами. Зато заливные луга позволяли держать местным жителям скот, а в лесах было много ягод и грибов. Еще они были излюбленным местом охотников.
На рубеже XV–XVI веков к проблемам крестьян прибавилась еще и Смута: в начале столетия в окрестностях Нижнего Новгорода, в том числе на территории современного района, велись ожесточенные бои со сторонниками Лжедмитрия II. Дворы пустели, а пахоты зарастали лесом.
В 1775 году в России была введена новая система территориального устройства: были созданы губернии, в состав которых входили уезды и волости. Деревни на территории будущего района вошли в состав Гордеевской волости Балахнинского уезда.
Жители деревень в основном занимались ковкой гвоздей, производством бубенчиков и колокольчиков, шерстобитным делом, мочальным промыслом и плетением рыболовных сетей. Они ориентировались на нужды Нижегородской ярмарки, которая каждый год открывалась неподалеку, и сами торговали на ней.
До 1861 года большинство крестьян на этой земле были крепостными. Затем из числа освободившихся формируются коллективы новых заводов неподалеку от деревень, в что числе завода «Красное Сормово» и нефтеперегонного завода В. И. Рагозина (ныне АО «Варя»). В начале XX века многие рабочие нижегородских заводов активно участвовали в революционном движении, проводили забастовки, митинги, случались и вооруженные стычки.
Советское время
Фото: Жилой дом завода имени Сталина (1932-1950)/ НГИАМЗ//госкаталог.рф
В XX веке эти земли ждало множество административных преобразований: они относились то к одному району, то к другому. В 1917 году была создана Сормовская волость, частью которой стали сельцо Варя, выселок Варёнок, деревни Горнушкино, Дарьино, поселок завода Тер-Акопова и Бурнаковские лесозаводы. Спустя пять лет был образован рабочий поселок Канавино, в состав которого вошли село Гордеевка, деревни Старая и Новая Ратманиха и поселок Казачиха. Через два года был создан Сормовский рабочий район с центром в городе Сормово. Он включал в себя Бурнаковку, Варю, Горнушкино, Дарьино, Княжиху, Костариху и другие населенные пункты.
Фото: Барачный поселок /pastvu.com
В 1920-х на болотах началось строительство крупнейших предприятий не только района, но и всего Нижнего Новгорода. В голодные годы власти решили построить в районе поселков Ратманиха и Варя филиал завода «Красное Сормово». Строительство велось невыносимо тяжело: часто рабочие трудились по пояс в воде из-за постоянных затоплений и использовали только лопаты, кирки, ломы и тачки, а главным транспортным средством оставались лошади.
Фото: Общая панорама строительства машиностроительного завода (1927)/МБУК «Музей истории и культуры Московского района»// opentextnn.ru
В ноябре 1929 года на предприятии началась первая смена, а в 1932 году оно из филиала «Красного Сормова» стало полноценным оборонным заводом «Новое Сормово». Благодаря подвигу рабочих, он был запущен до начала Великой Отечественной войны, в которой предприятие сыграло важную роль.
Фото: Л. И. Шапиро. Монтаж цеха №3 завода «Новое Сормово»/ книга «Товарищ завод»
Примерно в те же годы, опять же на болотах, в междуречье реки Левинка и Березовки начинается строительство авиационного завода № 21. Оно велось в режиме строжайшей секретности: газеты о нем молчали, площадка была окружена лесами, даже большинству рабочих не говорили, что именно они строят, а те, кто знал об этом, давали подписку о неразглашении. Официально завод, который сейчас известен как «Сокол», был запущен в 1932 году.
Спустя год для иностранных специалистов центре Нижнего Новгорода возвели гостиницу «Интурист». В Московском же районе открытие предприятий способствовало появлению новых заводских поселков — поселка им. Орджоникидзе авиастроительного завода и поселка им. Калинина машиностроительного завода. Со временем они поглотили ранее существовавшие деревни.
Фото: Поселок имени Калинина/ НГИАМЗ
В 1928 году Сормово и Канавино присоединили к Нижнему Новгороду, но транспортные связи между ними оставались крайне слабыми. После того, как Нижний Новгород переименовали в Горький, начало меняться и районирование.
Фото: Общежития на ул. Чаадаева/ pastvu.com
Так, в 1936 году из частей Сормовского и Сталинского районов был образован Кагановичский район. Его границы почти идентичны границам современного Московского района. Тогда там проживали около 40 тысяч человек.
Район был назван в честь партийного деятеля Лазаря Кагановича, а его старший брат Юлий в середине 1930-х годов был председателем Горьковского облисполкома. Исследователи рассказывают, что у Юлия Кагановича были новаторские идеи благоустройства этой территории: он предлагал превратить ее в «горьковскую Венецию». Дело в том, что развитие района, строительство дорог и домов тормозили топи и паводки. Тогда Юлий Каганович предложил избавиться от болот, превратив их в транспортные каналы, в том числе судоходные.
Фото: Дом завода «Нефтегаз»/ госкаталог.рф
Представьте! Горький прекрасно благоустроен, перерезан каналами, откосы которых покрыты зеленью. Пароходы, груженные баржи, катера идут от Сормова к Автозаводу, минуя Стрелку. И вы едете на моторной лодке к своей квартире, — описывал проект Юлий Каганович.
Однако из всех планов председателя Горьковского облисполкома был создан только Шуваловский канал. Дело в том, что карьера партийного деятеля пошла на спад и его отправили в Монголию, что, по мнению историков, и помешало реализации амбициозного проекта.
Фото: Строительство школы №66/ pastvu.com
В 1939 году на территории района уже было 11 школ, 14 детских садов и две поликлиники. В то время велось активное строительство жилье, но поскольку нужда в нем была очень большой, появлялось множество бараков.
Фото: Л. И. Шапиро. Улица Красных командиров (50-летия Победы)/ Книга «Товарищ завод»
Годы войны
К началу войны на территории района проживали около 75 тысяч человек, многие из которых работали на местных предприятиях. За пять страшных лет население сократилось примерно на 15 тысяч человек, около 1700 из которых погибли на фронте. Ушедших воевать мужчин у станков все чаще заменяли женщины и дети. Также они собирали деньги и вещи для солдат, сдали около 19 тонн крови для раненых.
Заводы в те годы подвергались массированным атакам, поэтому их маскировали. Машиностроительный завод «Новое Сормово» сверху напоминал рабочий поселок. В 1941 году на предприятии создали противотанковую машину ЗиС-30, а всего за военное время с конвейера сошло более 100 тысяч пушек различных модификаций.
Фото: Цех по сборке самолетов ЛаГГ-3/ pastvu.com
Авиационный завод замаскировали под парк. За годы войны он выпустил более 19 тысяч самолетов, то есть примерно каждый третий советский истребитель был произведен жителями района. В 1944 году с его конвейеров сходило 26 самолетов в сутки.
Послевоенные годы
Фото: Памятник Петру Ионовичу Баранову/ pastvu.com
После окончания войны Кагановичский район вновь разделили между Сталинским и Сормовским районами. В конце 40-х — начале 50-х годов, в на этой территории, как и по всему Горькому, велось активное строительство малоэтажных жилых домов. Примерно в это время были построены двухэтажные деревянные и кирпичные дома по улицам Героя Рябцева и Героя Давыдова, которые дожили до наших дней, сформировав современную уличную планировку.
Фото: Жилищное строительство (1950-е)/ МБУК «Музей истории и культуры Московского района»//opentextnn.ru
В послевоенные годы активно строились школы и медучреждения, а в 1949 году был открыт первый в районе Дом культуры — «Победа». Там были и киносеансы, а спустя примерно 30 лет на территории района открылся и кинотеатр «Москва».
Фото: Строительство I микрорайона на Московском шоссе в г. Горьком/ НГИАМЗ//госкаталог.рф
В 1970 году на базе машиностроительного завода был создан Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник». Сначала он занимался производством вооружения, но спустя десять лет, помимо военных разработок, начал производить продукцию гражданского назначения.
Фото: Жилой дом на Московском шоссе/ госкаталог.рф
В том же году из частей Сормовского и Канавинского районов был создан Московский район. Однако еще в течение десяти лет его границы не были четкими: отдельные улицы переходили то в Сормовский, то Канавинский район.
Развитие Московского района не останавливается и сейчас. Там ведется активное строительство и благоустройство, а свою работу продолжают множество предприятий, прославивших его в прошлом.



