Top.Mail.Ru

От метро до второй канатки: что известно о самых важных стройках Нижнего Новгорода

9549
18+

Сразу несколько социально значимых объектов строятся сейчас в Нижнем Новгороде. Это и метро, и IT-кампус, и дублер проспекта Гагарина, и Ледовый дворец. География широкая — масштабные работы ведутся в разных уголках города.

И несколько проектов только готовятся к реализации. В скором времени начнется возведение второй канатной дороги, океанариума, еще двух дублеров.

Нижний семимильными шагами стремится из «гадкого утенка» стать современным, комфортным и доступным урбанизированным городом. Корреспондент ИА «В городе N» решила выяснить, как продвигается процесс. Она посмотрела на некоторые стройплощадки, пообщалась с подрядчиками. И собрала все, что известно о самых крупных объектах, которые в ближайшие годы удивят и осчастливят нижегородцев.

Развитие метро

«Площадь Свободы» и «Сенная»

Активные работы по обновлению города и его развитию ведутся даже под землей. Сейчас строятся сразу две станции метро — «Площадь Свободы» и «Сенная».

В центре города развернуты четыре стройплощадки: непосредственно на одноименных площадях будущих станций, а также на улице Горького и рядом с гостиницей на пересечении с Ковалихинской. Работы ведутся полным ходом. По информации источника ИА «В городе N», знакомого с ситуацией, есть небольшое отставание по графикам, но на данном этапе это не критично.

Что же происходит на стройке? В конце января с Сенной был запущен тоннелепроходческий щит «Владимир». Он должен дойти до площади Свободы этой осенью. Сборка второго метрощита уже началась. Его тоже отправят с Сенной в сторону центра Нижнего Новгорода — запуск запланирован на четвертый квартал 2024 года.

А на улице Горького скоро начнут собирать щит, который проложит тоннель до площади Свободы. Активных работ на стройплощадке пока не ведется, метростроевцы ждут экспертизы по домам рядом. В настоящее время на стройплощадке стартового котлована разбит головной штаб, складированы комплектующие и щит. Сам котлован почти готов, рассказали в пресс-службе генподрядчика. При этом когда именно техника начнет бурить землю – пока неясно, точных сроков еще нет. 

Около пересечения Белинки и Ковалихинской продолжается строительство котлована для будущей веншахты.

На площади Свободы возводят ограждающие конструкции котлована для щита. Параллельно там ведутся работы по выносу сложных коммуникаций. И продолжается строительство «стены в грунте» — ограждающих конструкций будущих демонтажных камер для щитов. В монолитные конструкции уже залито свыше пяти тысяч кубометров бетона и уложено около 750 тонн металла — это 50% монолита ограждений демонтажных камер на этой сложной площадке.

А что с «Сормовской»?

В ближайшие два-три года появится еще одна новая станция метро — ее откроют в центре Сормова. Само строительство пока не началось, ведется подготовка. Документация по планировке территории в границах улиц Станционной, Коминтерна и Бурнаковской утверждена.

Новый тоннель протянется где-то на 2,8 км. А у выхода на улице Станционной организуют перехватывающую парковку, подведут автобусные маршруты. Это позволит разгрузить улицы Коминтерна и Культуры.

Кроме того, «Сормовская» расположится возле ж\д станции, а значит до метро можно будет легко добраться на электричке.

Это плюс не только для сормовичей, но и для жителей Заволжья и Балахны. Территория, на которой будет строиться станция метро, получит импульс к развитию, произойдет модернизация микрорайона, появятся новые жилые постройки, торговые зоны, рабочие места, — рассказал собеседник ИА «В городе N».

На продление Сормовско-Мещерской ветки уйдет 19,4 млрд рублей. Контракт заключен с компанией «Моспроект-3», которая строит и две станции в верхней части города.

Планируется, что сормовичи получат новую станцию к концу 2026 года.

ИТ-кампус мирового уровня «Неймарк»

Еще одна масштабная стройка ведется сейчас в центре Нижнего Новгорода. В районе улицы Большие Овраги и у проспекта Гагарина возводят ИТ-кампус. Он станет ключевым элементом «Квантовой долины» и Квартала высоких технологий.

От метро до второй канатки: что известно о самых важных стройках Нижнего Новгорода - фото 6

В самом образовательном корпусе появятся аудитории, коворкинги, амфитеатры, рабочие кабинеты и лаборатории. А уличная территория будет доступна для всех нижегородцев и интегрирована в городскую среду.

Строительные работы поделены на несколько этапов: первый и пятый затронут территорию у метромоста, а в районе университета имени Лобачевского возведут объекты всех остальных очередей.

В рамках первой очереди появятся 18 коливингов — так называемых домиков-общежитий, рассчитанных на 1,3 тысячи студентов и преподавателей.

На сегодняшний день готовность первых трех корпусов и здания ОКН — 100%. В 2024 году получено разрешение на ввод по объекту культурного наследия. Общая строительная готовность по остальным корпусам (4–18) составляет порядка 41%. Сроки завершения строительно-монтажных работ по всем корпусам — к 2025 году, — сообщили ИА «В городе N» в ООО «РИП».

Пятая очередь предусматривает появление главного ИТ-хаба «Неймарк» на 5 тысяч мест.

Вторая и третья очереди предполагают строительство двух корпусов высоток-общежитий на 4 тысячи человек, а четвертая — учебного центра на 2 тысячи студентов, ФОКа и конференц-зала, спортивных и медицинских центров рядом с госуниверситетом.

По первому корпусу полностью завершены свайные работы, по корпус № 2 пройдены испытания свай. Также уже завершена разработка проектной документации, заключен договор с Главгосэкспертизой, идут подготовительные работы на стройплощадках по четвертой и пятой очередям.

Общая площадь кампуса превысит 216 тысяч кв.м. Еще 3,2 га займут парковые пространства. Территория будет разбита на восемь функциональных зон: жилую, исследовательскую, образовательную, предпринимательскую, коммерческую, культурно-досуговую, социальную и спортивную.

Ввод всех объектов в эксплуатацию запланирован на 2026 год. И тогда Нижний Новгород смело можно будет назвать «столицей айти» или «столицей студентов». В кампусе смогут обучаться до 8 тысяч студентов.

Строительством квартала высоких технологий занимается ООО «Развитие инновационных проектов» по концессии с региональным правительством. Работы потребуют около 41 млрд рублей, из них 19,4 млрд предоставит федеральный бюджет. Договор генерального подряда заключен с ООО «Монотек Строй».

Ледовый дворец на Стрелке

Ледовая арена строится с 2022 года рядом с футбольным стадионом «Нижний Новгород». Она будет рассчитана на 12 тысяч зрителей.

Внутри обустроят хоккейную площадку с трибунами, две тренировочные площадки на 250 человек, универсальный спортзал и зал акробатики. Строительство ведется по концессии, заключенной правительством Нижегородской области с корпорацией развития ООО «Ледовый дворец». А генподрядчиком является крупный девелопер АО «Крокус», входящий в Crocus Group. В реализацию вложат 15 млрд рублей.

Согласно графику, Ледовый дворец должны сдать в 2025 году. Но подрядчик рассчитывает успеть в 2024-м.

В ближайшее время начнется монтаж оборудования и внутренних коммуникаций. Сейчас на объекте работают около 925 человек, задействовано порядка 20 единиц техники. Подрядчик монтирует настилы трибун, прокладывает инженерные сети, занимается отделкой помещений.

К монтажу многослойной кровли приступили в январе 2024 года, она уже выполнена на 60%.

История на века. Фуникулер в Нижегородском кремле

О восстановлении фуникулера на территории Нижегородского кремля заговорили более 10 лет назад. Подъемник, подобный тому, что появился еще в конце 19 века, изначально должен был заработать в ноябре 2012 года, в день 400-летия подвига Нижегородского ополчения. Но этого не произошло.

Потом объект планировали запустить к 800-летию Нижнего Новгорода, в июле 2021-го. И с тех пор сроки постоянно переносились. На месяц, полгода, еще полгода, еще несколько месяцев. Причин было несколько — от оползня, сошедшего со склона у Северной башни кремля, до подорожания стройматериалов. Но фуникулер так и не сдан до сих пор.

2 июля 2024 года генподрядчик ГП НО «ДиРОН» сообщил, что объект готов на 98% и запуск состоится во второй половине августа.

Благоустройство около верхней станции фуникулера уже завершилось. Там появилась смотровая площадка с деревянными настилами. Почти закончено и обновление площадки вокруг нижней станции с восстановленным историческим обликом, которая выходит на площадь Народного единства.

Дублер проспекта Гагарина

К его строительству приступили в марте 2024 года.  Эта дорога является, пожалуй, самой ожидаемой для жителей Нижнего Новгорода, которые ежедневно стоят в огромных пробках на проспекте Гагарина, въезде в город и выезде из него со стороны Богородска.

Трасса протянется почти на 13 км — от улицы Ларина через Ольгино и Новинки, на новый мост через Оку и до улицы Юлиуса Фучика на Автозаводе.

Изначально строительство планировали вести в четыре очереди, каждая из которых разделена еще на несколько этапов. От первой (участок от Анкудиновского шоссе до улицы Ларина) пока решили отказаться.

Вторая очередь охватит более 6,5 км новой дороги от улицы Ларина до трассы Нижний Новгород — Саратов. Подрядчик хочет возвести еще и 140-метровый мост в составе двухуровневой транспортной развязки, арочный мост через овраг, а также съезды двухуровневой транспортной развязки протяженностью 900 метров.

В рамках третьей очереди будет построена дорога длиной почти в 2 км. Она возьмет начало от транспортной развязки на пересечении с трассой Р-158, пройдет мимо ЖК «Новинки Smart City» и соединится с трассой Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород. Там же будет создана разноуровневая развязка в форме клеверного листа.

Четвертая очередь предполагает продолжение дороги-дублера по новому мосту через Оку. Работы будут поделены на пять этапов: возведение самого моста; обустройство «клеверной» развязки и путепровода длиной 92 метра; реконструкция дороги на улице Фучика; ремонт дороги на улице Героя Шнитникова; установка автоматизированной системы дорожного управления и взимания платы за проезд.

Что касается IV очереди строительства: в настоящий момент финансирование не производится, к началу производства работ планируется приступить в I квартале 2025 года, — сообщили корреспонденту ИА «В городе N» представители холдинга «Автобан».

В настоящее время ведутся подготовительные работы на второй и третьей очередях. Специалисты разбивают полосы отвода, проводят геодезические работы. Вместе с тем идет обустройство строительного городка. Также на третьей очереди специалисты переустраивают сети связи Минобороны и сотовых операторов, реконструируют водопровод у ЖК «Smart City».

Летом подрядчик планирует снять растительный слой, расчистить площади от деревьев, кустарников и мелколесья в районе трасс Р-158 и «Большая Ельня — Ольгино», а также установить временные дорожные знаки и ограждения.

Соглашение по строительству дублера заключено с ООО «Концессионная строительная компания № 11» (дочернее предприятие ДСК «Автобан»). Завершить три очереди хотят до конца 2028 года, но концессионер рассчитывает опередить график. В общей сложности работы оцениваются в 64,4 млрд рублей.

На низком старте

Среди самых масштабных проектов есть и такие, которые пока только готовятся. Разрабатываются проекты, утверждаются объемы финансирования и сроки. Самих строительных работ еще нет. Но начнутся в скором времени.

Дублер проспекта Ленина

Этот проект —  один из тех, которые были задуманы еще в начале 2010-х годов. Но серьезно взялись за него только сейчас. Сначала дублер был в планах к 2011 году, потом — к чемпионату мира по футболу в 2018-м. Теперь его готовятся построить к 2030-му. Но на этот раз к вопросу подошли серьезно. Даже нашелся потенциальный концессионер — ООО «ДЛ ПЛЮС» («дочка» ООО «Дорожная строительная компания»).

Начало строительства запланировано на 2025 год. Будущая магистраль, по предварительным расчетам, растянется на 8 км, однако окончательная длина будет известна после выбора варианта трассировки и положительного заключения госэкспертизы.

Эта стройка поделится на две очереди, при этом подрядчик надеется на одновременное возведение участков. Первым будет отрезок от улицы Советской до Заречного бульвара, а вторым — от Молитовского моста до Мызинского моста через улицы Памирскую, Карповскую, Баумана, набережную Оки. На новой дороге также появится двухуровневая транспортная развязка (в районе пересечения улиц Героя Попова и Новикова-Прибоя).

По предварительным данным, в общей сложности дублер проспекта Ленина обойдется в 15 млрд рублей.

Не исключено, что и он будет платным.

Строительство дублера необходимо с целью обеспечения качественными транспортными услугами жителей нижней части города, сокращения времени в пути, улучшения связанности территории, разгрузки УДС города, улучшения экологической обстановки, — сообщили ИА «В городе N» в региональном правительстве.

Вторая канатная дорога

Она соединит проспект Ленина и парк «Швейцария». Новая воздушная переправа поможет разгрузить пассажиропоток между верхней и нижней частями Нижнего Новгорода.

В ГК «Урбантех», которая занимается реализацией проекта, рассказали ИА «В городе N», что строительство канатки начнется в 2024 году после положительного заключения Госэкспертизы. А сдать объект хотят в 2026-м.

Сейчас ведется проектирование в соответствии со сроками, установленными в концессионном соглашении. Им занимается инжиниринговая компания «Национальные канатные дороги».

Переправа растянется на 3,34 км, время в пути на ней займет 15 минут. Станций будет три: одна — у станции метро «Заречная», вторая — в конце Заречного бульвара, ближе к реке, а третья — около ТЦ «Океанис». Вдоль Заречного бульвара проектом предусмотрена установка опор высотой 30 метров, чтобы снизить риски для жителей близлежащих домов и избежать вырубки деревьев.

Рендеры станции на проспекте Гагарина уже есть. Строение может быть двух- или трехэтажным, футуристичной формы и с застекленными стенами. При этом архитектурно-градостроительный облик переправы все еще находится в разработке, новую концепцию Архсовет рассмотрит в июле.

Увы, без ограничений на время строительства не обойдется. Но подрядчик обещает, что они будут несерьезными. 

Будут введены стандартные минимальные ограничения, необходимые для обеспечения безопасности и соблюдения строительных норм. Они не окажут влияния на жизнь жителей Ленинского района, — подчеркнули в ГК «Урбантех».

Также идут разговоры о том, что вторая канатка будет включена в единое тарифное меню, чтобы при поездке с пересадкой (например, с автобуса или метро) пассажиры могли пользоваться единым проездным билетом. 

Строительство переправы оценивается в 4,9 млрд рублей.

Океанариум на Гребном канале

Решение о строительстве трехэтажного развлекательного центра было принято в 2021 году. Тогда же областной Минград утвердил документацию по планировке территории на Гребном канале и проект получил положительное заключение Госэкспертизы.

Под океанариум был выделен участок площадью 13 тысяч квадратных метров в границах набережной Гребного канала и улицы Красная Слобода. Проект будет реализован в несколько этапов. Три года назад строительство оценивалось в 1,2 млрд рублей. Не исключено, что цифры уже изменились.

На базе океанариума планируется открыть научную лабораторию, в которой будут проводиться исследования в области биологии, ихтиологии и аквариумистике. Также инвестор намерен оборудовать кабинеты, где будут проводиться лекции для детей. Трехэтажное здание займет площадь 3 400 кв. м, а пристроенный к нему фудкорт — 1 800 кв. м.

Кстати, изначально океанариум планировалось сдать в 2024 году. В 2022-м участок огородили забором, а потом сроки перенесли из-за корректировок в проект, в том числе из-за замены оборудования, попавшего под санкции. По последним официальным данным, работы по возведению должны начаться в этом году. Однако есть риск, что и на этот раз все перенесется.

Источник ИА «В городе N», знакомый с ситуацией, заявил, что инвестор «пока молчит». А 1 июля стало известно, что он попросил совет по имущественным и земельным отношениям продлить договор аренды площадки до 2030 года. Также выяснилось, что у компании есть задолженность по арендной плате в размере около 500 тысяч рублей. Члены совета предложили взыскать ее через суд. Однако они признали, что океанариум городу необходим и приняли решение продлить договор, но не до 2030 года, а до 2025-го.

Дублер улицы Родионова

В планах у властей есть еще одна крупная транспортная артерия — дублер улицы Родионова. Он пройдет от улицы Максима Горького до улицы Бринского вдоль реки Кова и станет продолжением улицы Ковалихинской.

В департаменте градостроительства ИА «В городе N» рассказали, что местоположение определено генпланом города. При этом сроков начала строительства пока нет.

Сейчас администрация готовит проект планировки территории и прорабатывает варианты размещения.

Что касается цены, то в 2022 году стоимость строительства дублера улицы Родионова оценивалась примерно в 25 млрд рублей. И этот показатель еще может не раз измениться.

Кстати, еще планировалось построить дублер главной пешеходной улицы Нижнего Новгорода — Большой Покровской. Но от этой идеи мэрия отказалась

Автор: Анастасия Гореловская·Фото: автора, пресс-служба правительства Нижегородской области, АО «ДСК «Автобан», ООО «Аквариум»