Top.Mail.Ru

Парковочное пространство: как «безболезненно» сделать центр Нижнего Новгорода платным

8157
16+

Парковки - фото 1

На фоне масштабного благоустройства Нижнего Новгорода одно из главных изменений в городе осталось почти незамеченным. Платные парковки, которые «захватят» центр уже в следующем году, стали неприятной неожиданностью для многих нижегородцев. Однако организация парковочного пространства в сердце города преследует благие цели. Основная из них — попытка разгрузить центр и освободить улицы от бесконечных рядов брошенных где попало автомобилей. О том, какие сложности и вопросы возникли при создании почти семи тысяч машиномест в Нижнем Новгороде, разбирался корреспондент ИА «В городе N».

Попытки разгрузить центр

Парковки - фото 2

Проблема с парковочными местами в центре города была очевидна давно. Водителям подолгу приходится «кружить» по кварталу в поисках свободного пространства. Однако, не смотря на удачное место парковки, нет никаких гарантий, что машину не перекроют еще несколько рядов транспорта, водители которых пытаются втиснуть своих «железных коней» поближе к необходимому адресу. Оставленные как попало автомобили в центре города приводят к «сужению» дороги. Водители медленно и аккуратно пробираются сквозь автодебри, что существенно замедляет поток и создает пробки.

Решение проблемы было предложено местной администрацией. Так, в 2016 году появились первые платные парковки на улице Рождественской и площади Революции, а в 2018 году — на улице Ковалихинской и площади Горького.

Оценить, насколько стоянки справились со своей задачей за время своего существования, в региональном Центре организации дорожного движения не смогли.

Сейчас заезд на все четыре территории бесплатный. При этом высокой загрузки на парковках в будни не отмечается, свободными остаются примерно 15–20% парковочных мест. Автомобилисты оставляют машины в среднем на пару часов, этого достаточно, чтобы съездить в центр по делам.

Более глобальная попытка «разгрузки» центра города произойдет в 2021 году. Мэрия планирует избавиться от стихийного паркинга и повысить пропускную способность дорог за счет создания от 5,3 тысяч до 7,4 тысяч платных машиномест. К 800-летию Нижнего Новгорода планируется ввести в эксплуатацию 6,6 тысяч мест.

Парковочное пространство 2021 года

Парковки - фото 3

Информация о создании парковочного пространства в Нижнем Новгороде была озвучена властями еще 2018 году. Тогда планировалось создать 7,4 тысяч машиномест уже на следующий год. Однако и в 2019 году реализация проекта не завершилась. Концессионное соглашение с ПАО «Мегафон» мэрия города заключила только в январе нынешнего года.

Изначально тестовые 16 парковок планировалось запустить еще августе, однако, пандемия внесла свои коррективы, и дату открытия пришлось перенести на неопределенный срок. Сейчас на территории будущих парковок наносят разметку, устанавливают знаки и паркоматы для оплаты.

Всего в проекте будет задействовано 119 адресов. Основная часть парковочного «кольца» будет находиться в центре Нижегородского района, а также на ряде улиц, примыкающих к Московскому вокзалу и Ярмарке в Канавинском районе, а также на Заречном бульваре в Ленинском районе и в Приокском районе на проспекте Гагарина.

Как это работает?

При встрече с дорожным знаком «Парковка», рядом с которым изображены монетки, принцип дальнейших действий известен далеко не каждому нижегородцу.

И чтобы вам в будущем не получить две тысячи штрафа, мы попробуем разобраться, как будет устроена стоянка в центре города.

Начнем с того, что большинство парковочных зон являются платными только в рабочее время с 08:00 до 21:00, после которого машину можно оставить бесплатно. Однако закрытые парковки, то есть те, на въезде на которые установлен шлагбаум, являются платными круглосуточно. Чтобы оставить машину в центре города придется заплатить 60 рублей за час. На оплату места отводится 15 минут, в течение которого машина может находиться на парковке бесплатно, а водитель не получит «письмо счастья» за нарушение.

Что касается оплаты, то она проводится только по безналичному расчету. На месте установлен специальный терминал — паркомат. После ввода данных можно расплатиться банковской или транспортной картой, а вот наличные аппарат не принимает. Рассчитаться можно также бесконтактным способом — через телефон. Например, с помощью СМС или через мобильное приложение, а также на портале www.parkovki-nn.ru.

На парковках также предусмотрены льготы. Так, оставить автомобиль бесплатно смогут инвалиды, для них предусмотрено 10% машиномест, оборудованных специальными обозначениями. Также от оплаты освобождаются машины экстренных служб: пожарная охрана, полиция, скорая помощь; двухколесные мототранспортные средства; многодетные водители и водители-ветераны ВОВ.

Последовательность и поэтапность

Информация о появлении в ближайшем времени платного парковочного пространства стала неприятной неожиданностью для большинства нижегородцев. Вопрос возник случайно в конце лета, когда жители города начали замечать новые дорожные знаки, которые тогда еще были закрытыми черными пакетами. Нижегородцы писали обращения в разные инстанции для прояснения ситуации. Одними из первых отреагировал Общероссийский народный фронт, который собрал несколько круглых столов с представителями мэрии для обсуждения предстоящего нововведения.

Введение парковочного пространства в городе должно быть максимально безболезненным для нижегородцев. Необходимо учитывать своевременность и поэтапность внедрения, — рассказал об основной позиции регионального исполкома ОНФ в Нижегородской области его глава Алексей Алехин.

Для того, чтобы минимизировать ощущение «наказания» рублем за въезд в центр города, необходимо параллельное решение проблем, связанных с общественным транспортом. Речь идет о создании выделенных полос, запуске достаточного количества автобусов на каждом маршруте, появлении перехватывающих парковок на въезде в городу, улучшении пешеходной системы и развитии велоинфраструктуры, которые бы позволили нижегородцам отказаться от общественного транспорта в пользу более здорового варианта.

Перехватывающие парковки, которые позволили бы водителям оставить машину подальше от центра, помогли бы вывести поток транспорта. Однако таких зон в Нижнем Новгороде всего две: одна из них рассчитана на 324 машиноместа и находится рядом со стацией метро «Комсомольская», а вторая — для 800 автомобилей на улице Акимова. Обе стоянки бесплатные, но решить проблему загруженности нижегородских дорог частным транспортом они не особо помогают. Даже, если автомобилист готов оставить своего «железного коня», ему довольно долго придется ждать нужный автобус.

Как нам сообщили в департаменте транспорта и дорожного хозяйства Нижнего Новгорода, к 2024 и последующим года запланировано создание еще четырех перехватывающих парковок на 1600 машиномест. Так, перехватывающие парковки могут появиться около станций метро «Парк Культуры», возле площади Сенной, автостанции «Верхние Печеры» и около железнодорожной станции «Варя».

Не менее «острым» остается вопрос со дворами в центре, куда хлынут громадные потоки машин. Конечно, многие будут ставить автомобили на стоянку, как полагается, но найдутся и те, кто не захочет расставаться с деньгами и завернет в ближайший двор. Заплатить за несколько часов паркинга не столь накладно, при условии, что пользуешься им лишь пару раз в неделю. Для тех же, кто работает в центре, ситуация обстоит куда серьезнее. За пять рабочих дней использования парковки, сотрудникам офисов в центре города придется отдать более 2,5 тысяч рублей, а за месяц сумма возрастет почти до 11 тысяч рублей.

Так, в ходе одного из обсуждений нижегородцы предложили установить шлагбаумы на въезд во дворы, как это было сделано в Москве, используя при этом бюджетные средства, поступившие от платных парковок. Однако, по информации представителей «Мегафона», условия концессионного соглашения не предусматривают такое мероприятие. Администрация также пояснила, что конкретного решения по проблеме заполняемости частным транспортом жилых дворов вблизи платных парковок нет.

Для жителей домов, рядом с которыми будут находиться парковки, прорабатываются особые условия. Им будут предоставляться абонементы, ориентировочная стоимость которых будет составлять три тысячи рублей за год. Принимаются также заявки от представителей фирм, офисы которых расположены в зонах паркинга, с ними вопрос также будет решаться дополнительно.

Больше всего нижегородцев пугают штрафы, которые можно получить по случайности. Из-за низкой информированности о предстоящем проекте, местные жители могут даже не понять, что въехали в платную зону или, как и где оплатить стоянку. Время «на раздумье» было увеличено с 10 до 15 минут. Однако, по заверениям представителей администрации, на время тестовой эксплуатации штрафы взыматься не будут. Алексей Алехин отмечает, что максимальное анонсирование предстоящих изменений — ключевой момент. Как показывает практика других городов — первое время количество штрафов за нарушение ПДД на парковках запредельно высокое.

На начальном этапе необходимо устанавливать баннеры, распространять объявления так, чтобы человек, въезжая в центр, знал, что он находится в зоне платной парковки. Кроме того, нужно указывать, где можно получить всю необходимую информацию об условиях паркинга. Основная задача — проинформировать тех людей, которые действительно законопослушны и готовы оплачивать свою парковку. На данный момент этот вопрос не проработан, — подчеркнул глава регионального ОНФ.

Про деньги

Масштабный по своей идее проект должен принести такие же результаты. По информации администрации, Нижний Новгород может получить более двух миллиардов рублей за 12 лет действия концессионного соглашения. В проект уже инвестировано около 180 млн рублей из 280 планируемых. При этом, по условиям концессионного соглашения, в казну города будут поступать 56% от ежегодной выручки, а также все деньги, полученные за штрафы на парковках. Средства от деятельности платных парковок планируется направить на благоустройство города. Однако, как рассказал Алексей Алехин, у нижегородцев сложилось собственное представление, куда необходимо потрать деньги, полученные от паркинга. В приоритете — ремонт дорог, благоустройство дворов и улучшение работы общественного транспорта.

Должен быть прозрачный и понятный гражданам механизм. Мы предлагали направлять часть средства на обеспечение безопасного дорожного движения детей, то есть организацию пешеходных переходов, установку «лежачих полицейских» и так далее. Нам поступило более ста обращений о небезопасном движения учеников до школы. Вопрос нужно как-то решать, но средств не хватает, — рассказал Алексей Алехин.

Доработки

Количество автомобилей в городе будет расти с каждым годом все больше и больше. Найти эффективный способ для вывода потока машин из центра пока не удалось, да и сделать так, чтобы получилось угодить всем, тоже проблематично.  Сейчас организация ОНФ ведет диалог с представителями мэрии. Из последних достижений — увеличение времени бесплатного использования паркингом с 10 до 15 минут. Продолжается обсуждение проблемы общественного транспорта, решение, которой до сих пор не найдено.

Минтранс региона дал аргументированный ответ о том, что разрабатывает комплексную схему изменения работы общественного транспорта в городе. По их словам, подрядчик уже обозначил существующие проблемы и в первом квартале 2021 года представит предложения по улучшению ситуации, — рассказал глава нижегородского исполкома ОНФ.

Рассматриваются и другие способы разгрузки дорог, но вопрос их реализации пока остается не решенным.

Есть предложения о том, чтобы сделать четные-нечетные даты для парковок на обеих сторонах улицы. Также в крупных городах есть практика поочередного въезда в город  четных и нечетных номеров. Я думаю, что-то подобное будет достаточно сложно сделать в  Нижнем Новгороде, — рассказал Алексей Алехин.

Возникала также идея о переоборудовании части дворов в муниципальных домах, которые находятся в центре, под парковочное пространство. Однако и тут сделать стоянку бесплатной тоже вряд ли бы  получить. Как минимум, потребовались бы средства на содержание объекта.

В итоге, пока администрация завершает оборудование парковочного пространства, ОНФ продолжает настаивать на переносе дат открытия стоянок до решения ключевых вопросов.

Платные парковки — будущее любого современного города. Думаю, они помогут разгрузить центр. Вопрос в том, как  будет при этом организована инфраструктура, — заключил Алексей Алехин.
Автор: Ирина Колобова