Top.Mail.Ru

«Перед смертью люди думают о любви»: откровенное интервью с нижегородским священником

10560
18+

«Перед смертью люди думают о любви»: откровенное интервью с нижегородским священником - фото 1

Мало кто знает правду о жизни священника. О том, какой это тяжелый труд — практически круглосуточно помогать людям, указывать им правильный путь. И при этом не забывать о собственной жизни, своих интересах и планах, оставлять исповеди и проблемы прихожан в стенах храма, не подпуская слишком близко к сердцу.

Корреспондент ИА «В городе N» взяла интервью у самого молодого настоятеля храмового комплекса Нижегородского кремля, благочинного Нижегородского округа иерея Андрея (Андрея Бандина). Он рассказал о том, как складывается жизнь священника, как он меняет людей и относится к кремации, абортам и разводам в семьях.

«Не было периода, когда я не верил»

Расскажите, пожалуйста, о своем пути в нижегородском духовенстве. Как давно вы стали священником и настоятелем храмового комплекса кремля?

В 2012 году у меня была диаконская хиротония, в 2013 — священническая. За эти 10 лет я служил на нескольких приходах, был настоятелем некоторых храмов параллельно. Как сейчас, например, в кремле. Также я служу настоятелем в небольшом храме в Нижегородском остроге. В кремле несу служение полтора года. 31 декабря 2021 года была освящена Симеоновская церковь, и через полгода, с августа 2022 года, я стал здесь настоятелем.

А как строится распорядок служений между кремлевскими храмами?

Богослужения совершаются по определенному графику. Например, в понедельник, вторник и среду утром служба проходит в Архангельском соборе, вечером в среду и в четверг утром — в Никольской церкви. Почему так? Потому что четверг, например, традиционно посвящен памяти Николая Чудотворца — это служение, закрепленное за днем недели.

Храмы на территории Нижегородского кремля пользуются популярностью у прихожан?

Я сомневаюсь, что кто-то придет сегодня вечером сюда, в церковь Симеона Столпника (речь идет об обычном будничном дне, не о больших церковных праздниках вроде Рождества — прим.ред.). Вечером, как правило, мало приходят. Кремль живет за счет туристов, в первую очередь. А все украшение и благосостояние храмов зависит только от потока. Есть сезон — значит, есть люди, которые зайдут и помолятся, нет сезона — значит, нет.

А какой факт о кремлевских стенах — самый удивительный?

Наш кремль сам по себе является уникальным, начиная от архитектуры стен и заканчивая мельчайшими деталями. Недаром его называют коралловым ожерельем Нижнего Новгорода. Сам кремль расположен на двух холмах, подобного в России просто нет. И башни вынесены за пределы стены — благодаря этому крепость ни разу не была захвачена.

До революции здесь располагались пять храмов, которые были уничтожены и взорваны при советской власти. До середины XVII века был один мужской монастырь (на месте нынешнего храма Симеона Столпника — прим.ред.), а в костнице, среди останков, могут быть и его «братья». Сложно, конечно, себе представить, что на такой маленькой территории существовало пять-шесть храмов. И они были полны, так как это была потребность людей в первую очередь.

Тот вид, тот облик кремля, который он имеет сейчас, частично был восстановлен к 800-летию Нижнего Новгорода. Но опять-таки это только частичное восстановление, полное на данный момент невозможно.

Насколько мне известно, у священников нередко случаются удивительные и необъяснимые истории о том, как они начали верить в Бога. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к служению в православной церкви и что Бог изменил в вашей жизни?

На самом деле верующим человеком я был с самого детства, не было периода, когда я не верил. Младенцем был крещен в маленькой деревенской церкви, где венчались мои бабушка с дедушкой и родители, впоследствии я там же венчался с супругой.

Еще у меня сохранились такие детские воспоминания. У нас на приходе служил отец Иннокентий. Он был монахом в священническом сане. Я его помню в длинной черной мантии, клобуке с наметкой, черными кудрявыми волосами, небесно-голубыми глазами и очками-половинками как у Дамблдора. Еще у него были магнитофон и черная кожаная куртка. Прям монах-монах. Мое первое воспоминание: вот он стоит перед царскими вратами, читает молитвы. А затем следующее воспоминание выпало на середину 90-х, когда в нашей церкви восстанавливали разрушенную колокольню. На тот момент отца Иннокентия уже перевели служить на другое место, но как-то он заехал в наш приход. Его окружила толпа бабушек, он идет сквозь эту толпу. А я сидел в этот момент, плел веночек из одуванчиков. Отец Иннокентий подошел, подхватил меня и подкинул к небу, а я ему сверху этот венок надеваю. И вот в тот момент у меня родилось желание быть священником, похожим на него.

А в вашем роду были священники?

У меня были и столяры, и плотники, и пекари, и электрики — кто угодно, но священников не было. Были люди воцерковленные, верующие бабушки-молитвенницы. Но чтобы мужская линия укрепилась до этого уровня — никогда.

«Мы выбрали сами этот путь»

Какая она — жизнь священника?

Не сахар и не мед. После советской эпохи бытует мнение, что батюшки ездят на «Мерседесах» и живут очень круто. Но человеку с подобного рода вопросом хочется задать встречный: «А где твой сын? Почему он не учится сейчас в семинарии, не готовится к этой роскоши?». Может быть, потому что ее нет? Всей этой роскоши. Есть непосильный труд, шесть-семь дней в неделю по 16–18 часов.

Поговорим о вас как о гражданине за пределами церкви. Чем вы занимаетесь в свободное от служений время?

Вы знаете, у священника, как правило, мало свободного времени, потому что у него не работа, а именно служение. А служат кто? Военные, врачи, священники и педагоги. Военные — потому что готовы положить свою жизнь на защиту отечества. Врачи — потому что отдают собственное здоровье на благо людей. Учителя — потому что отдают свое сердце и свой разум другому человеку. И священник — потому что тоже положил свою жизнь. У нас очень мало свободного времени. Как правило, это один-два часа буквально. И чаще всего они принадлежат семье.

Выходные бывают редко, в полной мере отпуска у священника нет. Как говорит наш владыка: отпуск для священника — это время, когда он может побыть с семьей, оно не для развлечений. Но я думаю, что раз в год сделать приятное семье и сводить ее куда-то в театр можно. Может быть, в паломническую поездку отправиться. Хоть какой-то отдых минимальный все равно должен быть, несмотря на то, что его очень мало. Мы номинально под властью трудового кодекса, а по факту мы выбрали сами этот путь. Нас никто не принуждал.

Какие места в Нижнем Новгороде вас вдохновляют?

Нижегородский кремль. На данный момент он меня вдохновляет (смеется). Я люблю реки, озера, леса. К сожалению, редко получается побывать. Но в то же время отсюда, из кремля, открывается прекрасный вид на Волгу. Почему бы и нет?

Очень люблю сосновый лес, который окружает село Дедово и озеро Свято. Лес, который впечатался в память с самого детства — пахнущий сосной и смолой. Он особенный, имеет свой запах и цвет.

А как насчет книг и фильмов? Какие ваши любимые?

Образ жизни накладывает свой отпечаток — и в большинстве своем это произведения с христианским смысловым подтекстом. Фильмы, которые им обладают, может быть, и становятся самыми любимыми. Допустим, «Властелин колец» во всех трех частях. Время от времени стараюсь пересмотреть. Это такое христианство, завуалированное под маску фэнтэзи.

Выделить какую-то книгу не могу, но могу порекомендовать произведение на определенный жизненный случай. Например, на случай весны и расцвета души — «Несвятые святые» митрополита Тихона Шевкунова.

«Молодежь вдохновляется, интересуется»

Вы развиваете молодежное служение? Это клубы по интересам? Как они проходят?

С молодежью я занимаюсь в центре при манеже — там, где Никольская церковь. Каждую субботу в два часа дня ребята сначала читают акафист архангелу Михаилу в Архангельском соборе, молятся. А в манеже проводим разные мероприятия: лекции, киноклубы, интеллектуальные развивающие игры, литературные вечера.

В настоящее время в Нижегородском кремле молодежная ячейка состоит из 45 человек. А вся епархиальная молодежка в целом — это больше тысячи человек. Хотелось бы, чтобы те, кто приходит в храм, держались за этот храм и за Христа. Но, как правило, случается так, что держатся они за одну личность — за священника, который их ведет.

Взаимодействуете ли вы с министром молодежной политики Нижегородской области?

Да, мы в хороших взаимоотношениях со Светланой Ануфриевой, она поддерживает наши начинания и мероприятия. В частности, была значительная поддержка в 2023 году от шестидневного добровольческого форума «Радость моя», который проходит в Дивееве. Да и просто человеческие отношения положительные. Нас в целом очень поддерживает и региональное правительство, и городской департамент соцкоммуникаций и молодежной политики.

А как проходит этот форум в Дивееве? Кого вы приглашаете? И какая у него программа?

Мы приглашаем ребят, основная масса — 90% — жители Нижегородской области. Стараемся создавать определенный возрастной ценз, не младше 18-ти. Потому что поездки несовершеннолетних вызывают сложности с документами, разрешениями от родителей. Остальные 10% — это ребята из Пензы, Йошкар-Олы, Чувашии, Москвы, Санкт-Петербурга. Это большое количество паломников и даже не совсем воцерковленных людей.

Из спикеров мы приглашаем лидеров и наставников как из светских организаций, так и из духовенства. В свое время у нас были певица Ольга Кормухина, чемпион мира ММА Федор Емельяненко, Отец Павел Островский, актриса Диана Тевосова.

На протяжении шести дней проходят не только форумные мероприятия, но и торжества, посвященные памяти Преподобного Серафима Саровского. Поэтому ребята в большей части помогают монастырю справиться с таким потоком людей.

Как вы думаете, почему сейчас особенно важно привлекать молодых к религии? Нет ли у вас ощущения, что у них, наоборот, отторжение от Бога? Или вы все же с этим не сталкиваетесь?

Почему же не сталкиваюсь? Сталкиваюсь. Дело в том, что деятельность любого молодежного священника делится на два типа: работа с воцерковленными ребятами, с прихожанами, и с не воцерковленными. Со вторыми, скажу честно, работать интереснее. Когда я в первый раз прихожу в вузы, сузы, школы, то вижу примерно одну и ту же картину, как ребята кривятся: «О, пришел…». Во второй раз появляюсь, реакция другая: «О, батюшка пришел». А в третий раз уже — «Отец Андрей пришел».

Случалось ли, что после таких встреч ребята приходили к вам в церковь?

Конечно. Это логическое продолжение того, что начинается в вузе. Мы и идем туда, чтобы ребята пришли в церковь. Может быть, уцепившись вот за эту соломинку, они бы могли прийти к Богу. И вдохновляются, интересуются: что такого идейного, почему такой человек, как я, допустим, не старик, стал служить Богу.

Конечно, православное богослужение тяжелое для восприятия, не всегда понятное и четкое. И удержать ребят можно тем, что ты начинаешь растолковывать богослужение, пояснять, давать ссылки к библейским сюжетам, событиям, образам и общаться. Конечно же, пытаюсь где-то и пошутить.

А в целом молодые люди стали чаще приходить в церковь?

Наверное, все-таки чаще. Это во многом забота и длительный процесс работы в воскресных школах 90-х годов. Дети, которые тогда воспитывались в воскресных школах, сейчас уже приходят осмысленные, приносят своих детей крестить, сами стараются возобновить общение с Богом. Конечно, хотелось бы, чтобы люди могли соприкасаться с верой и Богом, с культурным и историческим религиозным наследием нашего Отечества. И у нас большое поле деятельности, которое церковь может удобрять и возделывать. Предстоит большая работа с невоцерковленными людьми, кому еще стоит донести свет евангельского учения.

Цифры и острые вопросы

Сколько человек вы крестили в 2023 году? И сколько было венчаний?

За прошедший год в Нижегородском кремле было совершено 25 крещений и одно венчание. Это несколько скудные цифры, хотелось бы больше видеть здесь людей. У нас есть возможность и красивых планов фотографии, и фотосессий. Мы всегда с радостью ждем тех, кто хочет крестить своих детишек или повенчаться.

Какая религия является доминирующей в Нижнем Новгороде?

Естественно, православие. По официальным данным, более 90% жителей являются православными. Нижегородский регион во многом исторически православный. И здесь не было каких-либо альтернативных больших религиозных течений. Исторически так сложилось, что все-таки православие преобладало. Католическая община очень маленькая, несколько сотен человек. Насчет протестантизма сказать сложно. Дело в том, что у протестантов очень много ответвлений и сект. И говорить о том, какова их численность, на данный момент невозможно.

О чем чаще всего люди просят на исповедях?

Не раз мне приходилось исповедовать, причащать людей, лежащих на смертном одре. И я не слышал о том, что они не успели заработать миллион. Они сожалеют о том, что не успели сказать «люблю». А в целом разные случаи, конечно, бывали.

Существует стереотип, что в Православной церкви всегда все угрюмые, страдающие и не очень-то дружелюбные. Особенно часто бывают неприветливыми бабушки в церквях и храмах. Приходится ли вам сталкиваться с таким сейчас?

Давайте разведем понятия церкви и храма. Храм — это здание, стены, иконы, подсвечники. А церковь — это люди и община, которые ее наполняют. Конечно, в первую очередь не стоит забывать о том, что храм — это духовная лечебница. И здесь нет идеальных людей. В любом случае человек будет от чего-то зависим и подвержен страстям.

Сейчас приходы обновляются, поколение меняется. Бабушки постепенно уходят на тот свет. Возраст, может быть, не становится ниже, но, тем не менее, люди приходят с другим складом ума, с другим менталитетом, с другими уже взглядами на мир. Коллектив обновляется, омолаживается, что сказывается и на самих прихожанах.

Немаловажную роль опять-таки играет интернет, потому что духовенство тоже ведет какие-то свои небольшие странички. Мы стараемся разъяснить какие-то моменты, которые допустимы и недопустимы в храме.

Расскажите об этом поподробнее. Чему именно учат на таких страницах в Сети?

Во-первых, никого не обижать. Казалось бы, простейшее правило, но требуется иногда несколько лет, чтобы эту мысль людям привить. Не надо девушку дергать, если она, например, пришла в штанах, ничего страшного в этом нет. Она, может быть, первый раз вообще переступила порог храма, и ее можно отпугнуть дерзким словом про неподобающий вид. И хотелось бы, чтобы люди в большей степени понимали и осознавали, что главное — Христос, главное — Бог, а не то, как мы одеты.

Но ведь какой-то смысл есть в том, чтобы выглядеть определенным образом в стенах церкви?

Конечно, глубже погружаясь в веру, люди начинают правильно креститься, подобающую одежду надевать в храм. Это становится не правилом, а внутренней необходимостью. Человек сам уже желает предстать перед Богом хотя бы внешне, физически, благопристойно. Есть так называемый дресс-код, принятый храмом. Сложился он не за один раз, это традиция многих сотен лет и наших предков.

«Перед смертью люди думают о любви»: откровенное интервью с нижегородским священником - фото 3

А как обстоят дела с цветовой гаммой в православии? Что значит тот или иной цвет? К примеру, черный?

Исторически складывалось так, что черный цвет одежды — это цвет смирения, презрения. Первыми, кто среди священнослужителей стал носить черные одежды, были монахи. Сейчас священник облачается в черное только для совершения богослужений Великим постом в будние дни. И никогда больше. В субботу и воскресенье используется фиолетовый цвет.

Конечно, духовенство традиционно носит черные подрясники и рясы, но, тем не менее, на время совершения богослужения сверху еще одевается цветное яркое облачение.

Расскажите, пожалуйста, почему люди привыкли надевать все черное на похороны? И правильно ли это?

Есть традиция, что на погребение и отпевание родственники приходят в черном. Но ведь погребение — это не черный цвет. Священник облачается в белый, одежда усопшего тоже светлая. Момент успения приравнивается к моменту рождения. Человек рождается в чистоте и стремится к тому, чтобы уйти в этой чистоте.

И я стараюсь объяснять людям, что церковь не закладывает никакого смысла в черный цвет на погребение. Он неприемлем в большинстве своем. Но в то же время нам, как православным людям, необходимо понимать, что этот момент очень радостный. У усопшего очень большая радость — он идет навстречу Богу, к тому, кто его создал, к тому, кто даровал дыхание жизни. А его родственники скорбят и облачаются в черное — в цвет смирения и презрения. Когда осознание этого придет, будет и понимание, что черный цвет неактуален.

«Перед смертью люди думают о любви»: откровенное интервью с нижегородским священником - фото 7

А другие цвета что означают?

Белый цвет — господский. Он всегда используется именно в праздники Спасителя: Крещение, Рождество, Пасху, Преображение. Синий цвет — богородичный. Это все праздники Богородицы. Зеленый — символ Духа. И, как правило, на дни памяти преподобных, праведных, день Святой Троицы, тоже используется этот цвет.

Фиолетовый или бордовый может использоваться в субботу и воскресенье Великого Поста, праздники, которые связаны с крестом Господним, воздвижением креста господня, середина великого поста. Красный — пасхальный, как правило, либо цвет мучеников, что ассоциируется с цветом крови, соответственно.

Также на день памяти мучеников или благоверных князей используется бордовый цвет. Желтый — более повседневный, он также относится к дням памяти святителей, апостолов. Его используют для литургий в дни, когда нет особо чтимых праздников.

Среди ваших знакомых есть верующие ученые? Это все к вопросу о стереотипном мышлении. Быть ученым и разбираться в науке, где можно что-то доказать, но при этом уверовать? Для некоторых людей эти вещи несовместимы. Как вы считаете?

Рано или поздно, наверное, любой человек, который занимается наукой, придет к выводу, что мир не мог возникнуть из небытия, он начнет сталкиваться с этими вопросами.

Например, врач-офтальмолог, изучая человеческий глаз, его сложность, структуру, как органа, рано или поздно может понять, что такая сложная структура не могла возникнуть сама собой. Этим процессом кто-то должен был руководить. Что такое человек в рамках всей вселенной? Это даже не песчинка, что-то очень мелкое. Но если внимательно приглядеться — это очень сложная структура, где человеческое сердце должно биться, импульс должен бежать по нервным клеткам, кровообращение должно быть налажено. И все это происходит в синергии.

Мой знакомый нейрохирург, однажды вскрыв человека, понял, что это само по себе не могло возникнуть. Он признался, что после этого не мог войти в операционную, не помолившись. Кто я такой, чтобы вмешиваться в человеческий организм, какие-то изменения вносить по собственной воле, говорит врач. Поэтому он всегда просит Бога о помощи, о том, чтобы он водил его рукой.

В каждой профессии найдется человек, который утвердился в том, что Бог есть, именно его замыслу соответствует творение этого мира.

О смерти и кремации

Если в семье кто-то умер, но нет средств на похороны, то может ли церковь помочь в организации погребения и отпевания? Если да, то как именно?

Скажем так, в храмах нет ценников, но есть рекомендованные пожертвования. В любом случае этот вопрос можно решить, обратившись к настоятелю храма. Гораздо проще, если есть прямой контакт со священником, и тот, кто обращается за помощью, является прихожанином этой общины. Если человек абсолютно сторонний, мы можем оказать финансовую помощь, поддержать. Но, как правило, с такими вопросами не обращаются люди, которые не относятся к церкви.

Сейчас очень много мошенников, к сожалению. Тех, кто именно на чувстве скорби и боли начинают играть. Мы живем в такое время, когда доверяем знакомым людям, а малознакомым — нет. Поэтому нам проще оказать помощь людям, которых мы знаем. Это касается не только церкви, но и общества в целом. Я не могу обобщить и сказать о том, что церковь может начать бесплатно хоронить. Невозможно, потому что в любом случае это будет упираться в финансовые средства. Но посильная помощь в любом случае будет оказана.

Позвольте спросить о запретах абортов в частных клиниках. Ответьте, пожалуйста, как священник и как гражданин, как вы относитесь к таким мерам?

Я скажу исключительно за себя. Аборт — это убийство ни в чем неповинного человека. Человеческая душа зарождается в момент зачатия. Господь посылает душу живую. Чем этот ребенок заслужил смерть? Тем, что связь его матери с его биологическим отцом была случайна? Тем, что он не нужен матери? Чем этот ребенок повинен? Поэтому я считаю, что аборт — это убийство. Все остальное оставим более умным мужам для рассуждения. В любом случае я не поддерживаю убийство, ни в каком виде.

Как православному христианину допускается поминать своих питомцев? Разрешено ли ставить им свечку? Захоронение животного на манер человека — с памятником и крестом — считается грехом?

Душа животного умирает вместе с его телом. Только человек наделен бессмертной душой. Она продолжает мыслить, чувствовать, существовать, жить. Это тот аспект, который заложил в нее Бог. Именно поэтому мы молимся за человека, прощение его грехов, его упокоения. Мы упоминаем его, раздаем милостыню, ставим свечку в храме как символ нашей любви к этому человеку перед Богом. Это физическое выражение нашей любви.

Животные были созданы помощниками, друзьями и спутниками человеку. Я понимаю, что существуют любимцы, домашние зверушки, к которым привязывается человек. Но в моем понимании такое поминовение животных будет являться грехом в той степени, что человек имеет привязанность к нему. А что такое привязанность? Это страсть. И почивший котик может человеку помешать войти в Царство Божие после его кончины земной. Потому что этот котик будет тянуть его обратно к земле, обратно к миру тварному. Человек теряет стремление к нетварности, к духовности, к Богу. Единственное, к чему человек должен во всей своей полноте иметь привязанность, это Бог.

А изменилось ли отношение православной церкви к кремации вместо погребения?

На данный момент православная церковь допускает кремацию в случае, если у семьи почившего нет возможностей (финансовых и физических) для полноценного захоронения. Поэтому со снисхождением было принято решение о том, что это допустимо. Но не рекомендовано. В русской православной церкви на протяжении многих столетий приветствуется традиционный способ захоронения.

«Перед смертью люди думают о любви»: откровенное интервью с нижегородским священником - фото 2

Читайте «Закон Божий»

Есть ли при вашей церкви курсы? Что вы посоветуете почитать и посмотреть, чтобы погрузиться в изучение православия?

Есть при епархии катехизаторские курсы, которые позволяют обучиться именно мирянам, чтобы помочь духовенству в проповеди населения. При 90% приходов есть воскресные школы для взрослых и детей. И на уровне государства предпринимаются попытки. В школах, в четвертых классах, введен такой предмет, как «основа православной культуры» (ОПК). Он нужен для того, чтобы погрузить детей в исторический контекст культурного наследия христианства.

Более редкий аспект просвещения — когда духовенство ведет какие-то курсы, лекции в тех же вузах, сузах. Да и можно всегда заняться самообразованием в этой теме.

Что бы вы порекомендовали почитать или посмотреть тем, кто решил самостоятельно погрузиться в изучение православия?

Первая книга, которую бы я рекомендовал любому человеку, который ищет знания в православном мире, — «Закон Божий». Она известна с давних времен, но я бы рекомендовал в редакции Протоиерея Серафима Слободского. Это краткий рассказ евангельской истории, построенный по событиям, и ознакомительный текст с обрядовой стороной православия: что, где находится, как называется, зачем это совершается.

Потом, конечно, можно углубляться уже в вопросы догматического учения, более подробно изучать какие-то аспекты, потому что христианство многогранно. Всегда, если остаются вопросы или сомнения, можно обратиться к священнику на приходе за ответом: стоит это читать или слушать, или не стоит.

Конечно, сейчас интернет-пространство дает максимальную возможность погрузиться в эту тематику. Есть уже утвердившиеся ораторы и проповедники, общепринятые православным сообществом. Например, профессор московской духовной академии, преподаватель Осипов Алексей Ильич. Есть такой замечательный портал как Экзегет.ру, даже я для себя какие-то моменты освежаю в памяти, время от времени слушаю.

Существуют ли в Нижнем Новгороде курсы при православных церквях о семье и отношениях? Насколько это развито в православной церкви? Есть ли молодые ребята, которые прежде чем венчаться или вступить в брак, проходят такие беседы?

Есть обязательные курсы, по сути своей они называются катехизическими беседами. Это диалог между катехизатором, священником и желающими вступить в брак. Эти беседы небольшие, всего лишь две встречи, но они обязательны. И, к сожалению, даже такой небольшой диалог встречает сопротивление у людей: нет желания, нет времени, нет возможности или что-то еще.

Для желающих вступить в брак есть центр создания семьи. Там заключаются именно православные браки. В первую очередь это центр знакомства, все остальное как бы вытекающий из этого эффект. Руководит центром отец Владимир Цыбышев.

К сожалению, статистика у нас в России неутешительная, да и очень много браков распадаются. Почему? Потому что люди вступают в брак не готовые к тому, что их могут посещать скорби. Что-то случается в жизни, что не позволяет им оставаться вместе, какие-то обстоятельства, кризисы. А вот люди, которые утверждаются в вере, взяв себя в руки, могут преодолеть какой-то кризис. И Господь помогает людям укрепиться, удержаться, стоять на своем выборе. Как говорится, никогда не жалуйтесь на три вещи: на Бога, машину и жену. Выбирал сам. Чего жаловаться тогда? От чего бежать?

Автор: Анастасия Гореловская·Фото: предоставлено героем публикации, Анастасия Гореловская, ИА «В городе N»