Top.Mail.Ru

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро

1914
18+

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 1

Долгожданное для всех нижегородцев событие — открытие двух новых станций метро в верхней части города — с каждым днем становится все ближе. Работа кипит на всех участках, а уже совсем скоро будут запущены тоннелепроходческие комплексы. Корреспондент ИА «В городе N» посетила «стройку века» на площади Сенной и выяснила, что уже сделано и какие действия запланированы на ближайшую перспективу.

Миллиарды под землей

Напомним, последняя на сегодняшний день станция метро в Нижнем Новгороде — «Стрелка» — была открыта в 2018 году накануне чемпионата мира по футболу. Разговоры о необходимости продления «подземки» велись неоднократно, но из-за отсутствия финансирования планы так и оставались планами. Ситуация изменилась в 2021 году, когда регион получил первый миллиард рублей в рамках инфраструктурного бюджетного кредита на строительство новых станций. Их было решено разместить на площадях Сенной и Свободы. Сами работы начались в 2022 году. Общая сумма, как сообщил генеральный директор МКУ «ГУММиД» Андрей Левдиков, составит 35,5 млрд рублей.

Безусловно, строительство такого сложного объекта требует серьезной подготовки, и поначалу нижегородцам могло казаться, что на огражденных площадках ничего не происходит. На самом деле, на сегодняшний день сделано уже многое, но впереди еще немало трудных этапов работы.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 2

Как рассказал начальник участка ГК «Моспроект-3» Сергей Патрушев, на стройплощадке станции «Сенная» уже на 100% закончено устройство ограждающих конструкций, смонтировано 390 тонн креплений котлована, вывезено 28 тысяч кубометров земли, забетонирована плита под монтажный кран, на которую уложено 93 тонны арматуры.

На данный момент  завершено устройство монолитной плиты объемом 810 кубометров, сейчас она набирает прочность. Впоследствии на ней будет монтироваться тоннелепроходческий щит, — пояснил Патрушев.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 3

Сам котлован на Сенной, по словам Андрея Левдикова, готов на 50%. В дальнейшем именно отсюда начнется прокладка тоннелей. Также на площадке продолжается разработка грунта. Нижний ярус уже готов.

В ближайшее время, по словам метростроевцев, будет установлен портал непосредственно для входа щита в породу. Он разработан именно под нижегородский проект.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 4

Три щита

Как сообщалось ранее, для проходки тоннелей будет задействовано три щита. Два из них пойдут в сторону площади Свободы. Расстояние, которое предстоит преодолеть каждому, составит около полутора километров. Со станции «Горьковская» начнет проходку еще один комплекс. Он дойдет до монтажной камеры на площади Свободы, где его демонтируют, снова перебазируют на «Горьковскую» и направят по второму тоннелю в ту же сторону. Таким образом, общая протяженность его пути составит 1 400 метров — по 700 в каждом направлении.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 5

Первый тоннелепроходческий механизированный комплекс «Владимир» уже доставили в Нижний Новгород из Подмосковья. Поездка заняла несколько дней, так как внешний диаметр щита составляет шесть метров, а весит он более 500 тонн. Перевозить такие крупногабаритые грузы можно только в определенное время, чтобы не мешать движению транспорта, и далеко не каждая дорога рассчитана на тралы, занимающие примерно 3,5 полосы. «Владимир» прибыл на стройплощадку ночью в разобранном виде. Теперь метростроевцам предстоит смонтировать его.

Запустить все три щита планируется в этом году.

Юбка для «Владимира»

Как рассказал директор по коммуникациям Группы компаний «Моспроект-3» Роман Зелиб, комплекс представляет собой сложный механизм, состоящий из множества деталей. На фотографии, ранее опубликованной губернатором Глебом Никитиным в соцсетях и растиражированной различными пабликами, видна лишь его часть — ротор. Весит он более 50 тонн, а диаметр составляет шесть метров. Это механизм с режущими инструментами, которые будут заходить в грунт и разрабатывать его. Оболочку комплекса метростроевцы называют юбкой.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 6

Также щит включает в себя транспортный мост и пять технологических тележек. В первой из них находится кабина машиниста, который будет управлять комплексом. С помощью этих тележек разрабатываемый грунт передается в камеру, на конвейеры, а затем на поверхность.

Окончательный монтаж всех элементов будет производиться непосредственно в котловане.

Управляет щитом  машинист — оператор ТПМК. Все идет через компьютер. Оператор будет следить по монитору, чтобы ничего не выходило за рамки возможностей машины. Работы необходимо вести круглосуточно, останавливаться здесь нельзя. Машинисты будут работать по сменам, меняя друг друга, — отметил начальник проходческого участка Юрий Сегунов.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 10

Локомотивная скорость щита составит 250 метров в месяц, однако, по словам Романа Зелиба, на начальном этапе она будет ниже.

Щиты пойдут по достаточно сложным грунтам. Здесь и суглинки, и пески, и глиняные отложения. На разных участках скорости будут отличаться. С учетом накопленного опыта мы уверены, что справимся с этой задачей на отлично, — пояснил директор по коммуникациям ГК «Моспроект-3».

В честь крестителя

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 11

Как пояснил Роман Зелиб, проходческий щит получил имя в честь князя Владимира — крестителя Руси.

Такая традиция введена нашим руководством. Было решено называть тоннелепроходческие комплексы в честь великих деятелей и наших современников, которые внесли большой вклад в российскую историю, — сказал он.

Какие имена получат два следующих щита — пока неизвестно, но, как отметил  Зелиб, они также будут мужскими и связанными с историей России. Ожидается, что они прибудут в ближайшее время. Сам процесс сборки каждого комплекса займет не меньше месяца.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 12

Все зависит от сроков логистической доставки. Самые крупногабаритные части «Владимира» уже прибыли, в ближайшие дни привезут сопутствующие элементы, — сказал он.

Не только на Сенной

Параллельно работы продолжаются и на других площадках. Как сообщил Андрей Левдиков, на улице Горького уже завершены мероприятия по выносу сетей. Сейчас там идет подготовка к разработке котлована, установлены ограждающие конструкции, ожидается поставка тоннелепроходческого щита.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 13

На площади Свободы активно ведется вынос коммуникаций. Основной  акцент делается на окончание работ по теплосети, чтобы не допустить срыва сроков начала отопительного сезона. Параллельно выносятся остальные коммуникации — электричество, канализация, водопровод. Впоследствии там также начнется разработка котлована.

По словам Романа Зелиба, когда щиты закончат проходку тоннелей, начнутся монолитные работы по строительству самих станций. Их проекты и архитектурный облик сейчас разрабатываются.

Надеемся, что в ближайшее время мы представим их заказчику, согласуем с руководством региона и города, при необходимости внесем корректировки, доведем до нужных параметров. Все будет обсуждаться со специалистами и общественностью, — пояснил он.

Как заверил Андрей Левдиков, все работы идут в графике. Откроют новые станции, как и было заявлено ранее, в конце 2025 года.

«Владимир» прибыл: как идет строительство новых станций нижегородского метро - фото 14

Никаких предпосылок для срыва сроков ввода объекта в эксплуатацию нет, — подчеркнул он.

Напомним, студенты ННГАСУ проверили ход работ на строящейся станции метро «Сенная».

 

Автор: Надя Кей·Фото: Надя Кей