Top.Mail.Ru

СамГУПС создает «цифрового двойника» для обучения монтёров пути

16+

СамГУПС создает «цифрового двойника» для обучения монтёров пути - фото 1

В августе ученые кафедры «Мехатроника и автоматизация управления на транспорте» СамГУПС планируют передать в Куйбышевскую дирекцию инфраструктуры опытный образец обучающего виртуального тренажёра для подготовки монтёров пути.

Как пояснил старший преподаватель кафедры МАУТ Владимир Авсиевич, работы по разработке программного обеспечения для тренажера виртуальной реальности выполняются по запросу на инновации Куйбышевской железной дороги.

В марте ученые приступили к разработке программного обеспечения для тренажёра виртуальной реальности по переборке изолирующего стыка на накладках «Апатэк» со скреплением ЖБР-65. Тренажёр виртуальной реальности предназначен для обучения монтёров и бригадиров пути. Сотрудники дистанций пути смогут научиться выполнять все операции по переборке стыка в очах виртуальной реальности. Кроме того, ученые кафедры уже разработали программное обеспечение для виртуального тренажёра по замене железобетонных шпал для работников Дирекции по ремонту пути.

Комплекс программного обеспечения состоит из двух частей — обучающей и тестирующей для закрепления знаний. Тестирование в виртуальной реальности позволит не только закрепить навыки технологических операций по ремонту пути, но и оценить степень готовности работника к выполнению работ в соответствии с технологическим регламентом.

Технологии виртуальной реальности в отличие от традиционного обучения не требуют выхода работника на пути для тренировки механической памяти соблюдения этапов выполнения техпроцесса — «цифровые двойники» участка пути и инструментов полностью воссоздают картину будущей работы. Это безопасно и эффективно для самих работников. Кроме того, в программном обеспечении прописаны разные сценарии под различные виды ремонтных работ с детализацией всего техпроцесса. Обучающие системы виртуальной реальности разработаны в соответствии с регламентами работ и последовательностью действий.

При разработке программного обеспечения нам удалось решить главную задачу — создать «цифровые двойники» инструментов, которые используются только в ОАО «РДЖ». Ведь каждый инструмент или устройство обладает своим набором свойств и ограничений, а также тонкостями использования данного инструмента, которые понимает только специалист, — говорит Владимир Авсиевич.

В марте ученые кафедры удалённо посредством видеоконференцсвязи представили свои разработки на региональной инновационной площадке (РИП) КбшЖД сотрудникам региональных дирекций инфраструктуры и по ремонту пути, руководителям отраслевых служб. Специалистов заинтересовало предложение ученых СамГУПС. Было принято решение о создании опытного образца.

Из дирекций в СамГУПС передали технические регламенты и карту техпроцесса по видам ремонтных работ на инфраструктуре для бригадиров и монтёров пути. В мае ученым совместно с КбшЖД предстоит разработать и утвердить программы-методики проведения испытаний (ПМИ) и методики расчёта технико-экономического обоснования. Летом планируется выполнить испытания опытного образца, затем проанализировать результаты и рассчитать фактический экономический эффект от инновации по результатам испытаний.

Разработка программного обеспечения для VR тренажёров — одно из ключевых направлений в исследовательской деятельности СамГУПС. В перспективе, ученые кафедры МАУТ планируют разработать программное обеспечение для обучения электромонтёров для нужд РЖД.

Фото: СамГУПС