Top.Mail.Ru

Любимые детдомовцы?

12

Отчего-то в нашем современном обществе до сих пор бытует мнение, что детдомовцы – это вечно голодные, разгуливающие по ночному городу в лохмотьях дети. Ни одно уважающее себя отечественное СМИ не упустит из виду прокурорскую проверку и не раздует из мухи слона. Однако государство, как бы мы на него не сетовали, создало для детей, лишенных родительской ласки, весьма благоприятные условия: сироты сыты, одеты и обуты…

Новый год - семейный праздник

В праздники, особенно в канун Нового года, каждый из нас мечтает о чуде: одни мечтают его получить, другие – кому-то это чудо подарить. Еще каждый, наверняка, задумывается, в частности, о том, что же он такого полезного для общества сделал за прошедший год? Однако, порыскав в тайниках своей души, в результате осознает, что за последнее время, не то чтобы для кого-то, для себя ничего подобного не исполнил. И вот такой гражданин, мучаясь угрызениями совести, идет в ближайший магазин игрушек, а оттуда прямиком в детский дом. Придя в казенное заведение и увидев таких же, как он, одиноко стоящих и держащих в руках праздничные свертки, становится немного не по себе. Однако, переборов внезапно нахлынувшее смущение, он отдает подарок воспитателю и, нервно улыбаясь, спешит поскорее уйти.

Если задуматься: будет ли полезен тот или иной подарок ребенку, о котором в последнее время так хорошо заботится государство? И нужен ли ему телефон, когда звонить-то особо и некому? Ведь времена голодных, холодных детдомовцев канули в лету, но отношение общества к проблеме сиротства в России по-прежнему неизменно: в глубине души нам всех их жалко, но мы не знаем, как им помочь. О том, с какими трудностями сталкиваются социальные сироты корреспонденту портала «В городе Н» рассказал старший друг детей Сормовского детского дома, кандидат социальной философии, Антон КулЕв.

Антон КулЕв является идейным вдохновителем проекта под кодовым названием «Игротека». Программа посвящена содействию социальной адаптации детей-сирот посредством ролевых игр. С июля этого года запущена целая комплексная образовательная программа, ориентированная на многолетнее функционирование. Целью проекта служит успешная интеграция детей, оставшихся без попечения родителей, в общество за счет повышения их способностей к социальной адаптации посредством ролевых игр. Тяжело воспринимается, не правда ли? В таком случае обо всем по порядку. Как считает Кулев, одна из проблем заключается в том, что социальные сироты покидают стены спецучреждений абсолютно не готовыми к успешному встраиванию в социум.

«Сейчас дети-сироты живут в благоприятных условиях. В детдомах их очень хорошо кормят. Но существует ряд проблем. Они, с одной стороны, не умеют готовить себе пищу, с другой, совершенно не умеют выстраивать эффективные устойчивые взаимоотношения с окружающими. Это происходит, потому что ребята живут в узком кругу живого общения. И коммуникация эта, как правило, формализована, т.е. общаются они либо между собой, либо с воспитателями.

На сегодняшний день в Нижнем Новгороде и Нижегородской области существует много волонтерских и благотворительных организаций, сотрудники которых занимаются добрым и полезным делом. Однако впоследствии все дары благотворителей ложатся в общую канву. В конечном счете, сироты привыкают к тому, что все богатства валятся на них с неба.

Получается, что «наша забота» и те благоприятные условия содержания социальных сирот производят на них отнюдь не положительный эффект. Дети не развиваются, поскольку нет модели поведения по принципу «мама, папа, я - дружная семья».

Подсказать, куда потратить деньги, некому

- Дети не знают: где же брать еду? как ее приготовить? как содержать квартиру, когда она появится? как за нее платить?

- Нет. Расскажу случай, который произошел с образцово-показательным мальчиком. Ему на тот момент было 18 лет. Он все лето трудился на стройке и заработал 30 тысяч рублей. Жил тогда отдельно, т.е. подсказать, куда потратить деньги, некому. В результате парень все спустил на игрушки: приставку, стерео систему и прочее. После чего понял, что денег-то у него осталось только на макароны.

Мы переходим к основной проблеме детдомовцев - отсутствие общения с благополучными людьми. Что дети видели до детдома? Близких, которых лишили родительских прав за неподобающий образ жизни, приятелей нерадивых родителей.

«Мы идем в детдом командой эту ситуацию менять. По ходу дела мы будем привлекать в проект представителей ролевого и реконструкторского движения, актёров нижегородских театров, студенческого актива городских вузов. Согласно той системе, которая действует в детдомах, дети оттуда должны выходить коллективистами, а в реальности получается все наоборот. Еще одна проблема этих детей - социальная дезадаптированность. 2 года назад я пришел в детдом в первый раз и рассуждал: как бы сделать по-другому? В марте этого года я принял участие в ролевой игре и понял, что это и есть самый оптимальный метод. Так я родил этот проект», - рассказал Кулев.

- Что же такое ролевая игра?

- Она бывает двух видов: полигонная и кабинетная. Полигонная разворачивается на открытой местности, где каждый участник играет роль какого-то сказочного героя. Кабинетная игра основана на коммуникации, т.е. на интенсивном общении участников игры. Есть заготовленная сюжетная основа, например «Таверна», где во время сильной бури все герои вынуждены собраться в одном месте. В таверне можно встретить людей, которые в реальной жизни никогда бы не пересеклись: король со своей свитой, цыганский табор, бродячие артисты и прочие. У каждого есть своя цель, намерения других никто из них не знает. Задача участника - реализовать свою цель. За время игры ролевик должен определить: кто есть кто. При этом ситуации в игре смоделированы таким образом, чтобы участники для победы были вынуждены активно выстраивать те или иные отношения с окружающими, с учётом возможного совпадения или противоречия их целей.

Следовательно, можно сделать вывод, что посредством ролевой игры ребенок сможет раскрыться, увидеть на примере слабые и сильные стороны своего соперника или союзника, извлечь уроки при оценке сложившейся ситуации. Впоследствии полученные знания применить к жизни.

На сегодняшний день на подходе экспериментальный этап «Игротеки». Подопытными будут 15 воспитанников специального коррекционного детского дома № 1. На протяжении полугода добровольцы во главе с Антоном КулЕвым, будут проводить с детьми ролевые игры, наблюдать за их изменениями. К делу подключатся даже аспиранты кафедры общей социологии ННГУ им. Н. И. Лобачевского, которые разработают социально-психологическое исследование, сопровождающее весь эксперимент. Однако сказать однозначно, что именно эта схема развития детей-сирот будет действенной, пока еще рано. Кто-то из мудрых сказал, что ребенок должен расти в любви и постоянной заботе о нем. Будет ли эта любовь взрослых проявляться через «Игротеку», либо посредством другой инновационной программы не имеет значения?