Сказки сбылись. Мы живем в мире, где чудеса, некогда рожденные чьей-то фантазией, - все до одного стали реальностью. Нас уже не удивляют роботы, которые поют и танцуют, готовят и наводят чистоту в доме – словом, «вкалывают», чтобы был счастлив человек. У нас нет ковра-самолета, зато есть огромное количество обычных самолетов, летать которыми намного комфортнее, чем на любом малонаучном половичке, якобы способном парить в воздухе.
Благодаря компьютерам и Всемирной Сети мы можем в один миг приобщиться к целому миру – людей, вещей, услуг и развлечений – отбросив путы проводов и даже не вставая с любимого дивана. И пусть нас не пугают нарастающим одиночеством – мы сбежим от него в социальные сети. Нам ставят диагноз гиподинамия – но мы стремительно перемещаемся по просторам Интернета, и нет на планете уголка, где бы не ступала наша виртуальная нога.
Наш инновационный мир полон противоречий. По стране шагает информатизация, и Нижегородская область шествует в авангарде этого процесса. Нам обещают удовлетворение всех наших информационных потребностей и реализацию всех прав; а в нас, несведущих, слово «информатизация» рождает мрачные ассоциации с «коллективизацией» и «индустриализацией». И ширится предчувствие угрозы.
Развеять страхи и сомнения, связанные с проникновением новых технологий в нашу жизнь мы попросили министра информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области Сергея Кучина:
Власть к Вашим услугам…
«Пару лет назад лишь единицы могли купить билет на поезд или самолет через Интернет или таким способом забронировать гостиницу. Сегодня это стало нормой. Мы пользуемся электронными деньгами, через Интернет покупаем книги и вещи, оплачиваем коммунальные услуги и услуги связи.
На портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области мы имеем более 300 тысяч посещений в месяц, причем из них более 100 тысяч – уникальные. Это один из лучших показателей в России. Наш региональный ресурс уже не первый год является лидером рейтинга развития электронного правительства.
На нашем портале gu.nnov.ru представлены более 700 электронных услуг: размещена информация о том, где и как их можно получить, а также связанные с ними нормативные документы и регламенты. Здесь же можно найти бланк заявления на получение услуги. В ряде случаев заявку можно заполонить прямо на сайте.
Следующий этап перевода услуг в электронный вид – это когда на портале заявку можно не просто заполнить, но и отправить, а потом через Интернет следить за ее исполнением. На этот этап у нас переведены несколько десятков услуг.
Все субъекты РФ на одном портале
Существующее законодательство обязывает регионы размещать свои услуги на едином или региональном порталах.
На едином портале государственных услуг Российской Федерации gosuslugi.ru пока можно получить доступ только к тем услугам, которые предоставляются жителям Нижегородской области федеральными органами власти: оформление заграничного паспорта, получение информации о состоянии лицевого счета в Пенсионном Фонде РФ, оплата штрафов ГИБДД, налоговых задолженностей физических лиц и пр.
На Совете по региональной информатизации, прошедшем в Нижнем Новгороде в апреле этого года, было принято решение об обязательной публикации региональных услуг на федеральном портале. Сейчас, найдя свою территорию на едином портале и обнаружив там только услуги, предоставляемые органами федеральной власти, гражданин вынужден искать свой региональный ресурс, если он его еще не знает. Если же человек переехал в другой регион, он неизбежно сталкивается с непривычным дизайном и набором сервисов – что вызывает определенные неудобства.
Национальному оператору «Ростелеком», Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также ряду других профильных министерств даны поручения рассмотреть возможности интеграции тех услуг, которые уже неплохо работают в регионах, в частности в Нижегородской области, со всей системой.
Без бумажки не букашка, а «электронный гражданин»
Кроме того, с 1 июля для региональных и муниципальных органов власти внедряется система электронного межведомственного взаимодействия. С этого времени органы власти не имеют права требовать от нижегородцев справки и документы, если эта информация есть у других органов власти. Гражданину достаточно будет придти и сделать заявку, а органы власти должны будут самостоятельно запросить всю необходимую информацию в профильных структурах.
Помимо государственных, сейчас нижегородцы могут воспользоваться большим количеством коммерческих услуг, предоставляемых в электронном виде. Пробовать новые формы получения услуг их побуждают молва, опыт друзей. Первыми новинки начинают использовать самые активные, потом к ним присоединяются любопытные. А через два – три года активного внедрения электронных услуг и все остальные поймут, насколько это здорово и удобно.
Мы, в свою очередь, стараемся, чтобы как можно больше нижегородцев узнали о новых услугах и получили возможность ими воспользоваться. Допустим, сегодня на селе компьютеров меньше, чем в городе. Но чтобы воспользоваться электронными услугами, местным жителям не обязательно покупать компьютер. Они могут придти в ближайшее почтовое отделение, где оборудовано рабочее место с компьютером и можно бесплатно зайти на портал госуслуг. Более того, рядом всегда есть почтальон, который прошел специальное обучение и поможет, если возникнут вопросы.
Научиться пользоваться компьютером социально незащищенные категории граждан, пенсионеры и люди с невысоким достатком, могут также на специальных курсах в рамках проекта «Электронный гражданин». За весь период реализации этого проекта обучение прошли более 3000 человек – конечно, это небольшая цифра, но каждый из них может поделиться своим опытом и научить работать с компьютером других.
Разумеется, невозможно сразу всех поставить в равные условия. Всегда есть категория людей, которые «убегают вперед». Но если бы их не было, мы до сих пор жили бы первобытным строем».



