Top.Mail.Ru

Премьера балета «Пер Гюнт»

Культура
13

27 марта, в пятницу, и 29 марта, в воскресенье, в афише Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина заявлена премьера балета «Пер Гюнт», созданного по драматической поэме норвежского писателя, одного из самых выдающихся драматур-гов XIX века Генрика Ибсена (1828-1906) и на музыку «великого сына Норвегии» композитора Эдварда Грига (1843-1907).

Начало спектаклей в 18 часов. Касса театра (ул. Белинского, 59) работает ежедневно с 10.00 до 18.30. Справки и заказ билетов по телефонам: 428-50-56, 428-70-35, 428-12-55

Данный спектакль – не очередная постановка уже известного опуса, а сценическое воплощение но-вого балета. Автор его либретто, хореографии и постановщик – заслуженный деятель искусств Белоруссии, заслуженный артист России, лауреат премии Н.И. Собольщикова-Самарина, лауреат Пушкинской премии Ни-жегородской области, режиссёр-постановщик театра Отар Дадишкилиани. Дирижёр-постановщик – Роман Де-мидов. Художник- постановщик – главный художник театра Евгений Спекторов, известный нижегородцам как сценограф спектаклей «Иван Сунанин», «Пламя страсти и любви», «Поэзия мечты и жизни».

Фамилию Дадишкилиани мы читаем в энциклопедии «Балет» в числе первых хореографов (1996 г., тогда главный балетмейстер Минского театра оперы и балета), обратившихся к музыкальной драме Г. Ибсена – Э. Грига «Пер Гюнт». «Сплав фантастики и реальности. Место действия не только Норвегия, но вся Вселен-ная – великолепный материал для балета» – считает Дадишкилиани. Но в балете, как, впрочем, и на драма-тической сцене сложно охватить многогранность произведения Ибсена, сочетающего абстрактность фило-софской проблематики с реальностью норвежского быта, социальную сатиру с тонким лиризмом». Для во-площения своих замыслов Отар Михайлович включил в партитуру спектакля не только знаменитую оркестро-вую сюиту «Пер Гюнт», но и фрагменты одной из вершин мировой фортепьянной литературы – Концерта ля минор Грига.

«Пер – великий фантазёр! – говорит о главном герое своего балета Отар Дадишкилиани. – Но фан-тазии его никчёмны. Великая Кривая – путь его жизни. «Быть самим собой» - назначение человека. Пер же, следовал иной идее: «Доволен будь собой» (что весьма популярно сегодня). Самодовольство и эгоизм, пого-ня за славой, богатством и чувственными наслаждениями разрушают человека. Конец Пера страшен своей бессмысленностью. Пуговичник уже готов перелить душу Пера Гюнта (ведь она не попадёт ни в Рай, ни в Ад), если тот не докажет, что хоть когда-нибудь он был «самим собой». Пера спасает Сольвейг : всю жизнь её любимый оставался самим собой в её вере и надежде».

Драматическая поэма «Пер Гюнт», написанная в Италии в 1866 году, – одно из самых известных сочинений Ибсена. Интерес к новому произведению автора «Бранда» был столь велик, что первое издание поэмы фактически было распродано по подписке ещё до выхода книги в свет. Второй тираж был сделан че-рез четырнадцать дней после первого. Относительно образа Пера Ибсен писал: «… Пер Гюнт – реальное ли-цо, жившее в Гудбраннсдалене, вероятно, в конце XVIII или в начале прошлого столетия. Имя его народ в тех местах хорошо помнит, но о его подвигах известно не больше, чем можно прочесть в «Норвежских волшебных сказках» Асбьёрнсена…». Однако в этот фольклорный образ Ибсен вложил иное содержание. У него Пер – не удачливый охотник, расправляющийся с троллями, побеждающий чудище – Кривую, любящий прихвастнуть своими действительными или вымышленными подвигами, а человек XIX века, со всеми свойственными ему противоречиями.

Когда Ибсен решил осуществить театральную постановку «Пера Гюнта», он в письме от 23 января 1874 года обратился к Григу с просьбой написать музыку к его пьесе. Изложив композитору свою концепцию будущего музыкально-драматического спектакля, писатель затем дал композитору полную свободу в выборе номеров и составлении общего плана.

«Создавая своего «Пера Гюнта», Григ отразил то, что было близко ему как художнику: лирику, по-эзию природы, народно-жанровую сферу. «Философская драма Ибсена у композитора приобрела новое зву-чание и новую жизнь. В сущности «Пер Гюгт» Ибсена и Грига – новая музыкальная драма, более доступная, лиричная и человечная…»

16 апреля 1875 года партитура была завершена. Первая постановка драматической поэмы состоя-лась 24 февраля 1876 года в Кристианийском театре. Известность драмы Ибсена росла во всех странах мира. И трудно оспаривать тот факт, что важнейшую роль в этом общем признании сыграла музыка Грига.

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина