Минутка ностальгии: как историю Нижнего Новгорода рассказывают в соцсетях

572
0
16+

Раньше историю родного края можно было узнать по экспонатам музеев и рассказам экскурсоводов, а с развитием технологии произошли серьезные изменения. Теперь люди предпочитает узнавать историю через соцсети, куда переместился полезный контент из Википедии и образовательных порталов. 

О том, почему контент о жизни Нижегородской области становится все популярнее, мы узнали у авторов исторических онлайн-проектов региона.

ВКонтакте: уже не Горький

Подписчики: 3 268

«Ламповый» паблик «уже не Горький» показывает жизнь Нижнего Новгорода в 90-е годы. Как рассказал автор проекта Эльдар, идея возникла вместе с осознанием перехода в двадцатые годы, когда про нулевые уже можно говорить с ностальгическим придыханием.

 

Паблик рассказывает историю города глазами жителей тех лет. Под фотографиями нижегородцы обсуждают и сравнивают, как изменилась улица, площадь, а что с того времени так и не поменялось. И у каждого с местом связана своя история. Кто-то вспоминает, как гулял в этом дворе, «только лавочка там была другая», а кто-то скучает по зеленым улицам, на месте которых выросли торговые центры и многоэтажки.

Мне стало интересно попробовать сделать что-то вроде альманаха про события, людей и явления, которые формировали образ девяностых-нулевых в масштабе нашего города, — рассказал Эльдар.
 

На первых порах фотографии он искал самостоятельно, однако, позднее подписчики начали делиться архивными кадрами, дополняя их личными историями.

Нижегородец Александр Устинов прислал фотографию ветхой постройки по улице Решетниковской в Нижегородском районе. Сейчас на этом месте находится открытая парковка, а почти сто лет назад, в 1927 году, дом №119 своими руками построил прадед Александра. 

 

Сам Эльдар называет свой контент ностальгическим, ведь большинство подписчиков паблика родились и выросли в 90-е годы.

Популярность такого контента основана исключительно на том, что людям нравится читать и рассматривать то, что они сами успели пережить. И какими бы сумрачными и неоднозначными не были девяностые-нулевые, для многих людей это более зеленая трава, годы юности и молодости и, возможно, самые счастливые в их жизни события, — рассуждает Эльдар. Если лет 10 назад особой популярностью стали пользоваться сообщества, посвященные временам СССР, то сейчас попросту выросло новое поколение созерцающих и ностальгирующих уже по своим временам, — заключил автор проекта «Уже не Горький».

Instagram: @go_po_nizhnemu

Подписчики: 7 554

«Все познается в сравнении» — именно таким мог бы быть девиз Instagram-аккаунта об истории Нижнего Новгорода @go_po_nizhnemu. По словам автора проекта Ивана Андреева, идея заключалась в том, чтобы показать, как изменилось место в городе спустя года через снимки прошлых лет на фоне современных мест. С помощью таких фото Иван рассказывает историю улиц, домов и площадей, наглядно показывая, как было и как стало.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от N.Novgorod 🌇Нижний Новгород (@go_po_nizhnemu)

Интерес к истории Нижнего Новгорода у Ивана был еще со школьной скамьи. Особое влияние на него оказал альбом с кадрами города, которые сделал известный в дореволюционной России фотограф Максим Дмитриев.

Посмотрев фотографии и прочитав подписи мест съемки, я был сильно озадачен тем, как много всего изменилось, как много красивых зданий исчезло. Понемногу, читая книги о городе, я стал удивляться еще больше тому, как много удивительных людей жило в Нижнем, какие масштабные мероприятия проходили в городе, — рассказывает Иван, вспоминая, как зародилась идея проекта.

Формат публикаций делится на три категории. Первая показывает на экране телефона старую фотографию на фоне современного Нижнего Новгорода. Вторая — это та самая фотография, сделанная 20, 50 и иногда даже 150 лет назад, и третья — это современный вид города. Под фото рассказана краткая история запечатленного момента, что, по мнению Ивана, помогает пользователям экономить время, получая при этом знания.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от N.Novgorod 🌇Нижний Новгород (@go_po_nizhnemu)

Каждый из нас может, гуляя по городу, через телефон найти старые фотографии, найти информацию о месте. Конечно, это занимает время. Я надеюсь, что помогаю людям тем, что история о городе заключена в короткий текст и человек не тратит времени на поиск, — отметил Иван.

В отличие от автора «Уже не Горький» Иван считает, что прошлые десятилетия оставили неприятный осадок серости в головах людей. При этом со временем плохое отошло на второй план, и людям стало интересно познавать не только мир, но и родной город, который хранит не мало интересных и уникальных легенд и событий.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от N.Novgorod 🌇Нижний Новгород (@go_po_nizhnemu)

Мне кажется, что времена серых 80-х и 90-х были наполнены тревогой, и людям просто было не до изучения истории, особенно в Нижнем это хорошо видно. Многие могут вспомнить, как к началу 2000-х  Нижний воспринимали как серый, некрасивый и угрюмый город. Постепенно люди стали отходить от того времени, когда было стыдно за место своего рождения, и что где-то есть красивые города. Как оказалось, мы просто не смотрели вокруг. Редко заходили в подъезды старых домов, не видели, что и в Нижнем есть парадные, красивые здания, а, главное, — очень богатая и интересная история и немало легенд. Когда люди поняли, что очень здорово путешествовать, изучать новые места, им захотелось больше узнать и о своем городе, своей истории, видеть Нижний Новгород благоустроенным, чтобы наслаждаться прогулками, — поделился мнением Иван.

При этом причиной волны интереса к истории города автора проекта @ go_po_nizhnemu называет попытку найти свои корни, чтобы гордиться родным домом.

Instagram: @instannov

Подписчики: 21 400

О том, как удачно сочетается современность и прошлое, показано в аккаунте проекта @instannov. История старинного Нижнего Новгорода раскрывается с помощью нейросетей, которые превращают архивные фото в цветные. Как рассказал автор проекта Егор, идея возникла в 2018 году, когда он увидел разукрашенные черно-белые портреты людей на сервисе по колоризации фотографий. Ради интереса он решил проверить, сможет ли нейросеть разукрась кадры, на которых нет людей. Как выяснилось, смогла, да еще и как удачно.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от История Нижнего Новгорода (@instannov)

Я загрузил фото Смоленской церкви, которая находится на Гордеевке и получил результат, который меня приятно удивил. Так и родилась идея показывать нижегородцам старый цветной Нижний, — вспоминает Егор.

При этом нейросеть удачно подбирает цвета для фотографий, делая их более реалистичными и живыми. Сейчас, по мнению Егора, проект стал не просто профилем в Instagram и даже не блогом краеведа, а целой мультимедийной выставкой.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от История Нижнего Новгорода (@instannov)

Исторический контент всегда был популярен. Здесь играет чувство ностальгии, а также интереса к тому, как было раньше. Это те чувства, которые и позволяют такой информации «выстреливать». Я рад, что подобных проектов появляется все больше. Здесь нет конкуренции, потому что отсутствует авторский контент, так как мы работаем с визуальной составляющей 19-х 20-х веков, — заключил Егор.

История или легенды

Спорить о том, что интерес к истории мест и человеческих судеб был всегда, не приходится. Со временем поменялся лишь формат восприятия этой информации и вектор интереса. По мнению гида-экскурсовода Татьяны Нечаевой, если раньше люди интересовались великими свершениями, то сейчас — историей частной жизни. О чем и говорит желание пользователей соцсетей поделиться архивными фото, с которыми у них связаны личные моменты.

В советское и постсоветское время людей интересовала глобальная история: как образуется город, страна, какие были битвы и свершения. А сейчас в историческом контексте нижегородцам хочется узнать, как кто жил, где, что в это время ели, какую одежду носили. Когда-то мы ушли от глобальной страны в частную жизнь, точно также сместился вектор интереса на другую тему. Хочется представить, как бы ты жил в то время. Поэтому так популярны фотографии, ведь это возможность сравнить, как было и как стало, — рассказывает Татьяна.
Татьяна Нечаева
Гид-экскурсовод

При этом, по мнению экскурсовода, людям все же хочется больше легенд и развлечений, чем настоящей истории и фактов.

Мало кто, хочет слушать про советскую жизнь, потому что сейчас нам хочется отдыха и праздника, не хочется задумывать о чем-то глобальном. Люди хотят сказок и легенд, за этим они идут на экскурсии и на события. Например, собрать экскурсию по проблемам ГУЛАГа или Смутного времени сложно, это разовое мероприятие, — продолжила Татьяна.
Татьяна Нечаева
Гид-экскурсовод

Она также считает, что люди, жившие в советское время, с недоумением воспринимают современную ностальгию по тому периоду.

На мой взгляд, это немного искусственно созданная тема, не знаю насколько это интересно молодежи, но у старшего поколения это больше вызывает недоумение. Показ этой темы идет очень однобоко, и она работает на сказки и мифы, — продолжила экскурсовод.
Татьяна Нечаева
Гид-экскурсовод

Однако она отметила, что интернет дает большие возможности. И если искать правильно, то можно узнать реальную историю времен с деталями, а не только мифы для развлечения.

К такому же мнению пришла экскурсовод Ольга Черемсина:

Ностальгия здесь совершенно не при чем — все, кто обсуждает в соцсетях исторические проблемы, относительно молоды, все рождены через много лет после Великой Отечественной войны. Да и обсуждают не исторические события, а некие образы и легенды, связанные с историей.

***

За последние годы соцсети доказали, что они не только про развлечение, но и про пользу. Финансовую, социальную, познавательную. Это быстрый и удобный способ потребления информации, возможно, в несколько узком и поверхностном формате. В случае с историческим контентом, соцсети дают возможность заинтересоваться определенной темой и при необходимости изучить ее глубже.

Однако элемент развлечения и досуга в контенте соцсетей занимает не последнее место, в связи с чем делается упор на визуализации: фото и видео, а также живой и «вкусной» подаче текста. Возникает вопрос, готовы ли соцсети отстаивать правдивую историю или ради просмотров и «цепляющего» контента простительно немного приукрасить факты?

Автор: Ирина Колобова

Комментарии