Top.Mail.Ru

«Ду ю спик инглиш?» - почему выпускники российских школ не говорят по-английски

2130
16+

«Ду ю спик инглиш?» - почему выпускники российских школ не говорят по-английски - фото 1
Фото: pixabay.com

Английский язык — не только самый распространенный в мире, но и самый популярный среди иностранных в российских школах. Несмотря на то, что учат его с 2 по 11 класс, свободно говорить на английском выпускники не могут. А если же и могут, то скорее всего, это будут дети, посещающие школы с углубленным изучением языка. В этой статье разбираемся, почему «Май нэйм из Петя» и «Ай лив ин Москоу» — фразы, которыми чуть ли не полностью исчерпывается знание английского после окончания средней образовательной школы.

Россия — отстающая страна

Несколько фраз — о том, что меня зовут так-то, я живу там-то и еще парочку — о большой семье и Лондоне, как столице Великобритании — вот что могут нам рассказать ученики, изучающие английский в обычной российской школе. И даже если словарный запас некоторых детей шире, при более пристальном изучении оказывается, что в голове у них просто набор слов, а еще есть умение выбирать правильные ответы на тестах по грамматике.

И если даже умения, вязанные с восприятием еще как-то обнаруживаются, то связанные с выражением, откровенно расстраивают. Чаще всего — это набор шаблонных фраз. Кто-то возразит, мол, во всем мире так происходит с теми, для кого английский не родной язык. Но статистика говорит о другом. Россия находится на 19-м месте в списке европейских стран по количеству населения, хорошо знающего английский язык.

На первом месте Швеция, в этой стране хорошо знают английский 53% населения. За ней идет Дания — 52%, Финляндия — 45%, Австрия — 40%, Нидерланды — 37%. Самые удручающие результаты в Чехии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Словакии, Польши — от 11% до 19%. Россия — где-то там же — 15%.

Мало часов

«Ду ю спик инглиш?» - почему выпускники российских школ не говорят по-английски - фото 2
Фото: pixabay.com

Почему же десяти лет изучения языка не хватает для того, чтобы его выучить? Если сравнить, например, со теми же скандинавскими странами, то там учить английский начинают на год позже, чем в России — с третьего класса.

У нас же со второго класса уроки английского даются два раза в неделю по девять месяцев в году. Как подсчитали в Cambridge English Language Assessment, язык можно выучить до уровня С1 за 700–800 часов. Это будет продвинутый уровень, приближенный к нашему ЕГЭ. Почему же такого количества часов преподавания не хватает, чтобы заговорить? А ЕГЭ можно сдать, только после упорных занятий с репетиторами?

Учебный процесс — формален

В наших школах очень большое внимание придается неукоснительному соблюдению программы, разработанной минобром. А то, что у программы есть недостатки, а у школьников индивидуальные особенности, никто не в расчет не берет. Есть еще и родители, которые всеми силами пытаются исправить тройки своих детей, которые так и не научились читать. Родители апеллируют к той самой программе, в которой вообще не сказано, что ребенок должен уметь читать английский текст.

Учебники — отдельная история

«Ду ю спик инглиш?» - почему выпускники российских школ не говорят по-английски - фото 3
Фото: pixabay.com

Про учебные пособия можно дискутировать долго, но приходится изучать язык именно по ним. Так, например, второклассники проходят алфавит проходят за три урока, при этом изучается только название букв, транскрипция не дается. Через три урока дети уже должны читать тексты, вести диалоги и петь песни. «Как?», — спросите вы, а вот так. Комментарии излишни. При этом хорошие учебники по английскому для школьников существуют, но использовать их нельзя. Это не по программе.

Квалификация учителей

Поскольку наши учителя заканчивали все те же школы, они прямо-таки до мозга костей прониклись все тем же формальным подходом. Добавим условия их работы — постоянная писанина отчетов, к которой добавилась волокита в электронной форме, собрания, совещания, отсутствие элементарных учебных пособий, в общем, мотивацию педагогу найти непросто.

Добавим сюда подготовку учителей английского, это уровень В1-В2 в лучшем случае, а на ЕГЭ требуется В2-С1. И вот тут напрашивается вопрос, как ученики будут сдавать единый госэкзамен, если уровень учителя ниже, чем нужно показать школьнику? Если бы педагогов отправляли на повышение своего уровня на соответствующие курсы, ситуация бы изменилась. Но когда учиться педагогам, если нужно писать отчеты?

Отсутствие языковой практики

Школы с углубленным изучением языка организуют обмен, когда семьи россиян и иностранцев отправляют своих детей пожить в языковой среде носителей. Это становится не только эффективной практикой общения, но и погружением ребенка в другой мир, где не знают русского языка. Но большинство школ, в которых английский, да и другой язык не является профильным предметом, предпочитают не создавать себе сложностей с обменом. Ребенок пытается выучить язык, ни разу в жизни не встретив его носителя, естественно то, что он выучит будет лишь отдаленно напоминать речь граждан Великобритании.

Ранее мы писали о шести самых распространенных ошибках на ЕГЭ-2019.

По материалам mel.fm

Автор: Инна Мокрова