Top.Mail.Ru

Илзе Лиепа: «Нижний Новгород станет столицей балета при наличии хорошего театра»

1570
18+

Илзе Лиепа: «Нижний Новгород станет столицей балета при наличии хорошего театра» - фото 1

У юных танцоров есть отличные шансы стать настоящими звездами балета, покорив столичную и мировую сцены. Путевкой в жизнь для них может оказаться выступление в рамках Национальной премии «Весна священная», которая впервые прошла в Нижнем Новгороде в минувшие выходные. Народная артистка России, известная балерина Илзе Лиепа, руководитель благотворительного фонда — учредителя конкурса — приехала в столицу Приволжья, чтобы лично оценить достижения наших молодых дарований. Примечательно и то, что большинство коллективов-участников — любительские.

О том, что ждет победителей конкурса и чего не хватает Нижнему Новгороду для того, чтобы стать столицей балета, артистка рассказала в эксклюзивном интервью ИА «В городе N».

Илзе Марисовна, вы приехали в Нижний Новгород, чтобы выбрать лучшие детские и юношеские любительские коллективы и дать самым талантливым возможность идти дальше. Как родилась идея проекта и в чем его цель?

Наш проект существует уже больше десяти лет. Все началось с того, что мы организовали балетную школу. Когда мы вошли в пространство детства, нам захотелось посмотреть, как танцует наша страна. Мы устроили первый конкурс-фестиваль на собственные средства. После этого стало понятно, что необходимо искать механизмы расширения проекта.

Я сознательно стала везде ездить и входить в жюри различных конкурсов, и увидела то, что наряду с прекрасными талантливыми хореографами, педагогами и организаторами есть и чудовищные вещи, противопоказанные молодежи. Они не только ничего не дают, но и разрушают детскую душу. Это касается и выбора музыки, и идеи хореографических номеров — всего, чем живет ребенок. Да, это сфера дополнительного образования, но она бесконечно важна.

На конкурсах мы видим номер, который идет три — четыре минуты, а ребенок танцует его годами. И если музыка некачественная, а идея недостойная, то этих детей можно только пожалеть. Ответственность действительно огромная. Бороться с этим невозможно, можно только поставить очень высокую планку вкуса, чтобы танцевальное сообщество на это ориентировалось и к этому стремилось. Так и родилась идея национальной премии.

Этот проект многоуровневый, он покрывает все пространство нашей страны, его поддерживает Министерство культуры РФ. Он побывал во всех регионах России от Владивостока до Калининграда. Каждый год мы выбираем три округа, в этот раз попал и ПФО наряду с Уральским и Южным. Отдельным субъектом идет и Москва.

Но национальная премия — это не просто конкурс. Мы приехали с командой единомышленников, которые проводят мастер-классы по современному танцу не только для детей. Мы хотим донести наши мысли до руководителей, хореографов и педагогов. Специалисты рассказывают о принципах постановки номеров, выборе темы — это глубокая серьезная задача.

Есть ли у юных нижегородцев шансы стать звездами балета? Были уже такие случаи, когда ребята из регионов выходили на столичную сцену?

 Да, мы выбираем именно талантливых детей. Пусть это любительские коллективы, но они все равно хорошо воспитаны своими педагогами и способны говорить об очень серьезных вещах. И мы можем стать свидетелями рождения русского современного танцевального языка. Я имею в виду не только современные направления, но и современные взгляды на классику и народный танец. Молодежь должна увлекаться этим.

Выбор правильного занятия в жизни — это практически уверенность в том, что ребенок станет гражданином, патриотом и просто хорошим, достойным и нравственным человеком. Такие задачи мы ставим. Это не просто радость танца, но и огромная ответственность, и глобальные цели.

Как в целом оцениваете уровень нижегородских коллективов, которые вы уже успели увидеть?

— Нижегородская область — очень танцевальная земля. Талантливые ребята, хорошие руководители… Впечатления просто прекрасные.

Что ждет победителей Национальной премии?

У нашего проекта есть еще одна удивительная вещь — верхняя ступень. В каждом округе по итогам конкурса мы выбираем один коллектив, который в ноябре приедет в Москву и получит свой главный приз в основном концертном зале России — «Зарядье». Победители выступят на этой сцене и станут свидетелями, а на следующий год и участниками оригинального спектакля, который создает наш фонд специально для них с лучшими представителями театрального и танцевального пространства.

Мы пишем сценарий, отшиваем сотни костюмов. В этом году для лауреатов прошлого мы поставили мультижанровый спектакль «Ромео и Джульетта». А в 2023-м нынешние победители тоже выйдут на сцену в оригинальной постановке, которую создадут специально для них мастера театра.

С какого возраста детям стоит начинать приобщаться к искусству и заниматься балетом?

Практически с нуля! В нашей русской национальной балетной школе мы начинаем заниматься с детьми от трех лет, но есть и специальные группы развития для полуторагодовалых малышей. Самое главное, чтобы ребенок попадал в пространство хорошего вкуса, музыки и грамотных профессионалов.

Нижний Новгород в последнее время коллекционирует звания различных столиц. Его уже давно называют столицей закатов, в прошлом году он стал новогодней столицей России, а в этом — столицей детского туризма. Есть ли у него шанс стать еще и столицей балета?

Для этого, прежде всего, нужно, чтобы у вас появился хороший театр оперы и балета. Современность предъявляет свои требования. Сцена должна иметь большое пространство и технические возможности, без которых сегодня театр уже не существует.

Здание в Нижнем Новгороде уже недостаточно современное, но мы прекрасно понимаем, что в жизни города есть некая последовательность, и я уверена, что оперный театр уже стоит в очереди. Хочется, чтобы она скорее приблизилась. Регион очень талантливый, находится недалеко от Москвы и, вспоминая нижегородские ярмарки, мы понимаем, что именно здесь должна быть и культурная жизнь, а для этого необходим современный театр.

Илзе Лиепа: «Нижний Новгород станет столицей балета при наличии хорошего театра» - фото 2

Вы также успели посмотреть в нашем театре оперу «Пиковая дама». Поделитесь впечатлениями от постановки.

Спектакль произвел на меня огромное впечатление. Он перенесен из Большого театра, и этим все сказано. Его поставил замечательный режиссер Валерий Фокин. В спектакле была и степень эклектики, и условность, но в ней закодированы некие образы и смыслы, которые, помимо зрелищного восприятия, еще приходится разгадывать. Это очень интересно. Спектакль красивый, элегантный, он создан с хорошим вкусом и огромным уважением к Чайковскому и Пушкину.

В вашем репертуаре тоже есть «Пиковая дама», только балет. Проводили некие параллели между этими двумя спектаклями?

Скорее нет, так как наш спектакль был поставлен на музыку Шестой симфонии Чайковского, а не на музыку оперы. Это было балетное прочтение. В нижегородском театре я просто наслаждалась спектаклем, как зритель.

У вас есть любимая роль, партия, которой вы особенно гордитесь?

Это как раз Графиня в «Пиковой даме», которую вы упомянули. Безусловно, балет мне очень дорог не только потому, что он принес нам с Николаем Цискаридзе все возможные премии, в том числе и Государственную, которую мы получали из рук президента вместе с французском хореографом Роланом Пети.

Это был первый случай, когда иностранец был удостоен Государственной премии России. «Пиковая дама» — действительно удивительная постановка, и каждый артист должен быть счастлив, когда на его пути случится такой подарок.

Как вы оцениваете новаторские подходы к традиционному искусству? Сейчас многие режиссеры используют нестандартные решения. Стоит ли «осовременивать» классический балет?

Современный и классический балет — это разные вещи. Все жанры хороши, кроме скучного, пошлого и безнравственного. Если у спектакля достойная идея и талантливое решение, ни у зрителей, ни у нас, профессионалов, не возникнет вопросов.

Илзе Лиепа: «Нижний Новгород станет столицей балета при наличии хорошего театра» - фото 3

Кого из современных артистов вы считаете лучшим продолжателем традиций классического русского балета?

Как говорила Галина Вишневская, в искусстве нет лидеров, в нем есть личности. Они всегда были, и надеюсь, что никогда не переведутся.

Сейчас наступил переломный момент в жизни нашей страны, в истории, и, безусловно, в искусстве. С балетных афиш исчезли имена западных хореографов, но я считаю, что это хорошо, и в этом залог импульса для нашей русской идеи.

В настоящее время мы получили президентский грант на проект «Русский балет навсегда». В его рамках есть целое направление по созданию мастерской для молодых хореографов. Сейчас уже заканчивается конкурс. Мы отберем 12 человек, которые будут создавать свои композиции, начиная с выбора идеи. Нам очень хочется дать им импульс, заставить обернуться назад и посмотреть на те традиции, которые хореограф должен знать.

Я уверена, что есть профессии, где нужно быть глубоко образованным человеком. Артист, как говорила Фаина Раневская, может быть дураком. А вот дирижер, режиссер и хореограф должны быть очень образованными людьми. Нужно знать своих предшественников, разбираться в стилях, глубоко понимать и чувствовать музыку. Мы не научим всему молодежь, но дать стимул, чтобы им захотелось приблизиться к этому, возможно. Я надеюсь, что артисты пополнят свой репертуар интересными номерами и новыми хореографическими идеями.

Вы уже не впервые приезжаете в Нижний Новгород. Чем вас привлекает Приволжская столица?

Я давно знакома с Нижним Новгородом и очень люблю его. Много раз сюда приезжала, мы привозили, в том числе, проекты моего брата Андриса в рамках «Русских сезонов XXI века». Кроме того, мой педагог Наталия Викторовна Золотова, которая выпускала меня из хореографического училища, всю свою карьеру протанцевала именно здесь, на нижегородской сцене. Будучи еще ученицей, я много слышала про Горький, его публику и атмосферу.

Это место для меня особое, в том числе и как для русского человека. Оно связано с историей страны, купечеством, Нижегородской ярмаркой… Сейчас мы живем в такие времена, когда с болью вспоминаем, что раньше понятия честного слова, достоинства и порядочности были другими и больше присутствовали в обществе людей. Без понимания того, что было за нами, мы не будем понимать, куда нам двигаться дальше.

Илзе Лиепа: «Нижний Новгород станет столицей балета при наличии хорошего театра» - фото 4

Успели оценить изменения, которые произошли в городе в год его 800-летия?

К сожалению, нет. Только проехав на машине, восхитилась кремлем, собором Александра Невского, Благовещенским монастырем. Надеюсь, у меня еще будет такая возможность.

Автор: Надя Кей·Фото: Надя Кей