Top.Mail.Ru

Нижегородский стрит-арт: где заканчивается вандализм и начинается искусство

2821
18+

Нижегородский стрит-арт: где заканчивается вандализм и начинается искусство - фото 1

Прогуливаясь по улицам Нижнего Новгорода, можно заметить, что практически на всех фасадах покосившихся деревянных избушек, торцах высоток и на стенах заброшек красуются работы уличных художников.

Изображено может быть все, что угодно: портреты известных людей, пейзажи, герои любимых фильмов и мультфильмов и, конечно же, загадочные надписи, понятные только авторам.

Однако с начала года привычная часть городской среды начала привлекать внимание правоохранителей. На орудующих баллончиками и маркерами художников составляют протоколы за порчу имущества.

Так где же заканчивается вандализм и начинается искусство? Корреспондент ИА «В городе N» узнала мнение властей и самих граффитчиков.

С чего началась история нижегородского стрит-арта

В Нижнем Новгороде история уличного искусства начинается с конца 90-х, считает популярный местный художник-граффитчик Никита Nomerz, герой документального сериала «Oh my град». В это время начинают собираться первые граффити-команды, например, группы «Некондиция» и «ТРАрт». Их участники, помимо уличных росписей, также занимались рэп-музыкой.

Отдельной субкультурой стрит-арт становится примерно к 2000-м. В это время в городе все больше поверхностей закрашивают красками из баллончиков. Работы уличных художников появляются на плитах бетонных откосов нижегородских набережных и опорах мостов, на стенах стадионов и вагонах электричек. Художники рисуют как по собственной инициативе, так и в рамках фестивалей.

Стрит-арт продолжает развиваться, и уже в 2009 году открываются первые выставки. Например, «ARTерия», проходившая в кинотеатре «Рекорд», или «Crosspoint», организованная в Нижегородском государственном выставочном комплексе.

Так, всего за пару десятков лет в столице Приволжья стрит-арт стал полноценным направлением в искусстве, а имена уличных художников начали узнавать за пределами города. Со временем появились новые виды рисунков. Теперь это не только граффити, но и инсталляции, муралы (большие изображения, занимающие всю стену — прим. авт.), трафареты, азулежу (роспись глиняной плитки — прим. авт.) и многое другое. Сейчас творчеством на улице занимаются более 300 человек, а Нижний Новгород считается столицей российского стрит-арта.

Развитие или деградация?

В это же время независимый куратор и исследователь уличного искусства Анна Нистратова, отмечает, что появление стрит-арта и дальнейшее его развитие связано, в первую очередь, с упадком и деградацией городской среды.

Оно появляется не из-за того, что хулиганы все разрисовали, а потому, что за городом никто не следит. Граффити, в целом, можно расценивать как сигнал для действия, — говорит эксперт.

При этом исследователь не отрицает эстетической составляющей стрит-арта.

Граффити — это народное искусство. Им занимаются люди по собственной инициативе и, в основном, те, кто не получали художественного образования. Многие довольно тяжелый путь прошли. Они начинали как хулиганы и смогли вырасти до открытия собственных выставок, — добавляет Нистратова.

Творцы и власть

Нелегальные граффити в городе закрашивали всегда, однако активно действовать местные власти начали в 2021 году, когда Нижнему Новгороду исполнилось 800 лет. В рамках подготовки к празднику прошли масштабные работы: снос аварийных зданий, покраска фасадов, установка лавочек и урн. В результате город преобразился, но довольно много привычных глазу рисунков было уничтожено. «Рыбак» Андрея Оленева, который располагался на улице Нестерова, работа команды «Фрукты» и Стаса Багса на пересечении Большой Покровской и Грузинской, — это лишь малая часть пропавших работ.

Бывают случаи, когда известные объекты становятся утерянными по разным причинам, однако администрация города старается сохранять и восстанавливать полюбившиеся рисунки, — прокомментировали в нижегородской администрации.

Например, во время масштабного благоустройства отреставрировали крокодила на Канавинском мосту, монументальную работу Андрея Оленева, созданную в 2018 году на улице Ошарской.

Эти случаи беспрецедентны, обычно в России таким не занимаются, — прокомментировала исследователь уличного искусства Анна Нистратова.

Есть ли место граффитистам в благоустроенном Нижнем?

Несмотря на внимание нижегородских властей к художникам, настенные рисунки и надписи стали выбиваться из общей картинки обновленного города.

Естественно, ремонт никого не остановил, и на свежей краске появляются новые тэги (быстрое нанесение подписи автора на поверхности — прим. авт.) Это стало страшно задевать жителей, — говорит Анна Нистратова.

С января этого года сотрудники правоохранительных органов начали активно вылавливать граффитистов. Задерживают в основном по двум статям Кодекса РФ об административных правонарушениях. Во-первых, за самовольное нанесение надписей или рисунков на стены зданий. В этом случае нижегородцам грозит штраф от трех тысяч до четырех тысяч рублей. Во-вторых, протоколы составляют по ст. 7.17 КоАП РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества). За это граффитиста ждет штраф в размере от трехсот до пятисот рублей. Кроме того, нанесение рисунка может квалифицироваться по ст. 214 УК РФ (вандализм) и грозить уличному художнику не просто штрафом, но и арестом до трех месяцев.

В нашем городе произошли большие изменения, связанные с благоустройством общественных территорий, но, тем не менее, некоторые жители самовольно наносят «граффити», портят объекты, что является недопустимым. С начала года сотрудниками полиции выявлено более 10 нарушителей, с которыми была проведена разъяснительная работа, к некоторым лицам применены меры административного воздействия. Зачастую сами правонарушители не могут объяснить мотивы своих поступков и не отрицают свою вину, — прокомментировал начальник УМВД России по Нижнему Новгороду, полковник полиции Андрей Басов.

Глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев отметил, что для легального размещения граффити необходимо согласовать свой проект и место, где он будет реализован.

Мы всегда поддерживаем уличных художников, чьи работы украшают город, делают его более современным. Но у тех, кто не готов к конструктивному диалогу, должно быть чувство неотвратимости наказания за их противоправные действия, — добавил мэр.

Стрит-арт и закон

Нижегородский стрит-арт: где заканчивается вандализм и начинается искусство - фото 22

У уличных художников иное видение ситуации. По их мнению, стрит-арт и закон практически не совместимы. Дзержинец Илья Спиченков, художник-самоучка, долгое время совмещает свое хобби с работой спасателя. Его граффити, посвященное работе пожарных, сейчас украшает Окский съезд. Кроме того, он расписал несколько троллейбусов по просьбе мэрии Дзержинска.

Получить разрешение очень сложно. Сначала необходимо выбрать стену. Не на каждой можно наносить рисунок. Затем начинается этап согласования эскиза. Работа может нравиться художнику, он заряжен и готов ее реализовывать, но владельцу здания идея не по душе… Начинаются своеобразные качели, которые убивают весь запал, — рассказывает Спиченков.

Мнения, что стрит-арт, как неформальное искусство, не требует согласования «свыше», придерживается еще один художник Бэнкси Нижегородский. Он работает в технике азулежу. Его плитки имеют загадку, ответ на которую каждый находит самостоятельно.

Обожаю стрит-арт. Радуюсь, когда на улицах попадется умный, хорошо исполненный рисунок, отражающий наши реалии, хотя такое встречается редко. Многие работы появляются с разрешения чиновников, чего я не выношу категорически. На этом доме разрешили портрет нарисовать, здесь — цветочек… представьте себе, что Бэнкси спрашивает разрешения на свои рисунки у чиновников. Это невозможно, — отмечает уличный художник.

Нижегородский стрит-арт: где заканчивается вандализм и начинается искусство - фото 25

Попытки регулировать уличное искусство законом художник Slava Ptrk из Екатеринбурга назвал лицемерием. Сказал он это после того, как его знаменитое граффити, объединяющее мультипликационных персонажей Рокфора, Вжика и героев фильма «Жмурки», закрасили. Причина: рисунок на трансформаторной подстанции не был санкционирован с «Нижновэнерго» и создавался без присутствия специалиста филиала, что могло привести к электротравматизму.

Серая стена — это точно хуже, чем рисунок. Почему они его закрасили? Электробезопасность — это же отговорки, никто же не пострадал, все ок. Это лицемерие: сначала закрашивать рисунок, а потом говорить: «Ну, вообще мы „за“, только разрешения спросите». Я не спрашиваю никогда разрешения, уж извините, такой стиль работы у меня, — сказал Slava Ptrk.

Искусство или вандализм?

Так, что же такое стрит-арт — стихийный вандализм или искусство? Ответ на этот вопрос затруднятся дать даже сами граффитчики.

Здесь стоит отметить, что в уличном искусстве есть много направлений, и, пожалуй, самым спорным является теггинг (вид граффити — быстрое нанесение подписи автора на различные поверхности — прим. авт.).

Такие «автографы» наносят краской из баллончика на недавно установленные детские горки, рисуют маркером на лавочках и стенах подземных переходов. Последние пользуются особой популярностью у райтеров (людей, рисующих граффити — прим. авт.). Так, стены переходов около ТРЦ «Небо» или завода «Нител» расписаны всегда.

Главный способ борьбы с такими «украшениями» заключается в их закрашивании. Причем объем средств, выделяемый ежемесячно на устранение граффити, в зависимости от места разнится.

Работы по очистке от граффити выполняются в рамках контракта на содержание объекта. До конца этого года на закраску надписей в подземном переходе у завода «Нитела» выделено 70 тысяч рублей (на покупку краски и работы), — рассказали в пресс-службе городской администрации.

Как правило, краску на тон ярче или темнее наносят на небольшие участки поверхности. Эти «заплатки» привносят еще большую дисгармонию в общую картину общественного пространства.

Еще одной мерой для предотвращения порчи казенного имущества является установка на улицах города камер видеонаблюдения системы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Как рассказали корреспонденту ИА «В городе N» продавцы на радиорынке, цена за одну камеру варьируется от 40 до 80 тысяч рублей. Сейчас в городе установлено более 1,5 тысячи камер.

Но не стоит думать, что от теггинга страдает только городское имущество. Работам уличных художников тоже достается. Так, например, был испорчен «огненный» стрит-арт известного художника Покраса Лампаса в квартале церкви Трех Святителей. Неизвестными был разгромлен арт-объект «Назад домой», созданный художником Иваном Серым. Сами представители уличного искусства, говорят, что всегда готовы к тому, что их работы проживут не долго.

Я не сильно переживаю, так как это обычное дело для уличного искусства. Несмотря ни на что, я продолжу творить, потому что хочу, и потому что кто-то это все равно увидит, — говорит Иван Серый.
Если неумелые разбрызгивания краски нельзя назвать искусством, то это просто явление времени. Конечно, обидно за работу коммунальщиков, которые по 10 раз перекрашивают стены, но без автографов, сделанных с помощью баллончиков, уже нельзя представить современный город, — поделился своим видением ситуации Бэнкси Нижегородский.

Что привлекает в стрит-арте и чего не хватает

Как уже было сказано, в Нижнем Новгороде огромное количество настенных рисунков. С каждым годом количество красочных примеров уличного искусства только растет. Это, в первую очередь, заслуга фестиваля «Место», который существует с 2017 года. Создателем проекта является граффитист Никита Nomerz. Принять в нем участие могут не только российские художники, но и райтеры из-за рубежа. В рамках проекта авторы не только создают рисунки, но и проводят мастер-классы и лекции для всех желающих.

Кроме того, люди знакомятся через стрит-арт с историей Нижнего Новгорода. Так, например, на улицах города можно увидеть портреты Героев Советского Союза или работы в память об утерянных старинных зданиях. Другие, наиболее смелые граффитисты откликаются на актуальные события современности, например на спецоперацию на Украине.

Подробнее ознакомиться с уличной культурой можно на экскурсиях.

Я вожу экскурсии по стрит-арту, и на них приходит очень много людей: от детей до пенсионеров. Градус интереса не снижается вообще. Иногда приходит по 20 по 30 человек, — говорит исследователь уличного искусства Анна Нистратова.

Относительно того, как сейчас обстоят дела с искусством на улице, мнения представителей субкультуры разнится. Одни считают, что «стрит-арт замолчал и вынужден прятаться».

Многим сложно высказываться по разным причинам. Мне так кажется, — говорит Иван Серый.

Для кого-то в существующих рисунках нет «откровения» и злободневности. Так, масштабные рисунки на фасадах домов больше похожи на прикладное или декоративное искусство. Их функция сводится к банальному украшению выделенного для этой цели дома.

Другие художники наоборот хотят видеть в работах больше эстетики.

Сейчас ребята, которые занимаются стрит-артом делают все как-то по «дикарски». На мой взгляд, нужно выбирать места удобнее. Там, где работу увидят люди. Искусство должно быть добрым! — отметил Илья Спиченков.

К граффити можно относиться по-разному, но нельзя отрицать, что именно стрит-арт создает особую атмосферу Нижнему Новгороду, которая привлекает талантливых художников.

Автор: Кристина Аверина·Фото: Кристина Аверина, Юлия Гусенкова, Илья Спиченков, Бэнкси Нижегородский