Top.Mail.Ru

Кругом одни умные: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде?

4482
16+

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 1

В Нижнем Новгороде постепенно завершается монтаж так называемых умных остановок — современных остановочных павильонов, оснащенных интерактивными экранами, расписанием проходящего общественного транспорта, видеонаблюдением, сервисом вызова экстренных служб и Wi-Fi. Установить все 334 остановки должны до конца года. Мы решили оценить, насколько исправно работают уже подключенные к системе павильоны и посмотреть, пользуются ли ими сами нижегородцы.

История проекта

Об умных остановках в Нижнем Новгороде всерьез заговорили в 2018 году. Тогда жителям города обещали, что концу года на улицах появятся первые 134 павильона в рамках концессионного соглашения мэрии и ПАО «Ростелеком». После этого должен был начаться второй этап, который дал бы городу еще 200 остановок. Объем инвестиций в проект составил 1,6 млрд рублей. Несмотря на то, что нижегородская администрация не имеет финансовых обязательств по проекту, все объекты должны были перейти в муниципальную собственность. «Ростелекому» же предстоит на протяжении десяти лет содержать и обслуживать новые интерактивные павильоны.

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 2

Первый умный павильон, игравший скорее роль тестового, появился на остановке «Серая лошадь». Принимать ее пришел сам Владимир Панов, бывший тогда мэром города. Он оценил не только технологический функционал остановки (тот тогда не «подкачал»), но и решил вжиться в роль простого горожанина — присел на скамейку, выполнению из металла, что сразу вызвало дискомфорт у градоначальника.

Присевшему рядом представителю «Ростелекома» Панов сообщил, что сиденье должно быть деревянным, и поторопил его встать: «Берегите себя». После этого выяснилось, что остановка еще и ржавеет — это привело к ужесточению требований к материалам остановок. Остановка на «Серой лошади» показала все шероховатости, которые уже в типовом проекте были исправлены.

Дальше последовали переносы сроков установок павильонов первого этапа. Дедлайном стал уже не конец 2018 года, а июнь, а затем и октябрь того же года. Заместитель директора макрорегионального филиала «Волга» ПАО «Ростелеком», директор по интеграционным проектам Алексей Белоусов объяснил, что согласование мест размещения остановок занимает много времени. Еще одной проблемой в реализации проекта назвали вандалов. С ними обещали бороться с помощью камер видеонаблюдения и полиции.

В декабре 2019 года уже 43 остановки были подключены к системе и показывали время прибытия нижегородского транспорта. Всего установлено на тот момент было более ста павильонов, а все 134 объекта первого этапа смонтировали в феврале.

Тогда же начались первые проблемы — на какое-то время перестали работать табло, показывающие время до приезда общественного транспорта. Их починили всего за день.

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 3

Сейчас проект находится на финишной прямой — все концессионные обязательства должны быть исполнены до конца 2020 года, и монтаж павильонов действительно активно ведется в разных районах. Как сообщила нам пресс-служба «Ростелекома», по состоянию на 17 ноября, смонтировано уже 262 остановки из 334. Подключены к коммуникациям и уже работают в штатном режиме 169.

А что с теми остановками, которые уже работают, причем достаточно давно? Мы решили выбрать несколько случайных адресов и протестировать объекты.

Испытания умных остановок нижегородцами

Первыми мы проверили остановки на площади маршала Жукова в Приокском районе. На них всегда многолюдно — с обеих сторон находятся жилые массивы. Остановка со стороны площади функционирует относительно нормально: загружается карта транспорта, можно посмотреть, куда следует та или иная маршрутка или автобус. Однако не все проходящие мимо автобусы отображаются на карте, — к примеру, в то время, когда маршрутка Т31 была на остановке, табло информировало нас, что ближайшая такая маршрутка — в нескольких километрах от нашего местоположения. Подобное явление наблюдалось на многих остановках с разными маршрутами.

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 4

Важно отметить, что те автобусы, которые все-таки были промаркированы на карте, отображались там в соответствии с их реальным местоположением. Также умная остановка на площади Жукова не позволила нам вызвать такси — сервис был недоступен. Без проблем получилось переключиться в режим для слабовидящих и людей с ограниченными возможностями здоровья. В первом случае текст и все иконки становятся крупнее и отображаются в черно-белом варианте, во втором случае все рабочие элементы располагаются в нижней части экрана, чтобы людям в инвалидных колясках было проще до них дотянуться. Заранее отметим, что эти режимы исправно работают и на других остановках.

Получилось и перевести меню в англоязычную версию, однако функция эта лишь представляет собой отображение основных пунктов на английском языке. Почитать новости города у иностранцев не получится — они все равно отображаются на русском языке, как и на других остановках. Также на этой остановке уже успели отметиться вандалы — к счастью, разрисовали они лишь малую часть поверхности.

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 5

Остановка напротив, которая также называется «Площадь Жукова» и вовсе отключена от системы, хотя ранее она работала. Два больших экрана не подают признаков жизни и не реагируют на касания. Табло с бегущей строкой, установленное по соседству с табличкой с названием остановки, также не работает. В «Ростелекоме» нам пояснили, что это произошло из-за обрыва кабеля и сейчас проводятся ремонтные работы.

Со сбоями работает и следующая по направлению к автовокзалу «Щербинки› умная остановка — «ул. Академика Лебедева»: электронное табло сообщает нам об отсутствии связи с сервером, а на интерактивных панелях мы видим уведомление о том, что срок действия антивирусной защиты истек. Однако его легко можно скрыть, а после этого обнаружить, что основные сервисы временно недоступны. Как нам сообщили в компании, все дело в том, что остановка совсем новая, и на ней ведутся пуско-наладочые работы.

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 6

Однако есть немало остановок, которые работают относительно хорошо — например, инновационные павильоны в районе площади Горького, площади Свободы. Там спокойно удалось изучить маршруты общественного транспорта на интерактивных панелях, посмотреть ближайшие кафе и открыть страницу вызова такси. Из сложностей — кратковременные сбои в работе с меню. Нормально функционируют остановки на площади Минина и Пожарского.

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 7

А вот удобство работы с умной остановкой напротив ТЦ «Фантастика» — «Больница им. Семашко» — в Нижегородском районе оценить не удалось: экран попросту не реагировал на касания, переключать пункты меню не удавалось. Скорее всего, она просто «зависла», так как в нормальном режиме работы по истечении определенного периода бездействия на экранах начинает транслироваться коммерческая или социальная реклама, здесь же было открыто меню. В «Ростелекоме» сообщили, что по состоянию на 20 ноября все уже починили. Что именно стало причиной сбоя, как и ряда других мелких «шероховатостей», нам не уточнили.

Остановка на площади Киселева в центре Автозаводского района функционирует исправно — экраны работают, бегущая строка показывает время до прибытия следующих автобусов.

В Ленинском районе мы оценили работу двух остановок под единым названием «Ленинский районный суд». Особых проблем с ними не возникло — сервисы хоть и с небольшой задержкой, но все-таки работали.

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 8

На остановке «Центральный рынок» недалеко от Московского вокзала с первого раза необходимые разделы открыть не удалось, зато они заработали, стоило перейти в режим для людей с ограниченными возможностями. Табло с указанием времени до следующих автобусов работало исправно.

Также мы провели работу трех остановок в Сормовском районе. На одной из них у нас не получилось открыть страницу вызова такси, на следующей лишь со второго раза открылись необходимые нам сервисы.

Также выборочно на остановках мы проверили работу сети Wi-Fi — и смогли получить доступ в интернет без особых проблем. Для входа в сеть нужно подтвердить номер телефона, это занимает несколько секунд. Сигнал стабильный, скорость соединения адекватная — можно переписываться в соцсетях, смотреть фото и пользоваться приложениями.

В «Ростелекоме» напомнили, что компания регулярно мониторит состояние своих остановок. В случае, если у граждан есть замечания, им предложено звонить на горячую линию — 8-800-302-88-78.

Затерянные опции умной остановки

Помимо проверки основных сервисов мы также оценили, насколько вообще заинтересованы нижегородцы в интерактивных павильонах в местах ожидания транспорта.

Что бросается в глаза сразу: практически никто из людей на остановке не ее опциями пользуется (если не считать ожидание на лавочке под навесом). В основном, нижегородцы вовлекались в процесс после того, как пользоваться сервисами остановки начинал наш корреспондент. Для многих становится открытием, что если нажать на экран, даже в то время, когда он показывает рекламу, можно войти в интерактивное меню и увидеть, на какой маршрутке удобно доехать до нужного района. После того, как мы заканчивали работать с остановкой, к ней подходили люди и начинали с интересом изучать вкладки «культурные объекты», «новости города».

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 9

Мы опросили нескольких жителей Нижнего Новгорода: пользуются ли они умными остановками? Четверо из десяти сказали, что пользуются или пользовались ими ранее. Остальные либо знают более удобные способы увидеть проходящий мимо транспорт с максимальной точностью, либо понятия не имеют, что у остановки есть столько функций. 

«Пользуюсь мобильными приложениями. Уже привыкла, другой способ не рассматриваю. Но надеюсь, эти новые остановки помогут тем, у кого с мобильными телефонами сложные отношения. Я думаю, что пожилые люди просто не догадываются, что на этих экранах можно какую-то полезную информацию найти, поэтому игнорируют их, — рассказала студентка Анастасия.
Я, на самом деле, думала, что они только рекламу показывают. Для людей старшего поколения лучше сразу написать: «Здесь вы можете узнать, где ваш автобус». А то идет реклама, ну и пусть идет. Мы же дома в телевизор не тычем, — резюмировала нижегородка, представившаяся Валентиной Игоревной.

Остановки действительно «крутят» коммерческую рекламу. Но также на них можно увидеть рекламу социальную, различные памятки, в том числе актуальные в эпоху коронавируса. На них транслировали ролики в поддержку детей с аутизмом, а однажды нижегородцы даже увидели на таком уличном экране расследование Алексея Навального.

А мне понравилось, что здесь такая функция. Можно построить маршрут, а не спрашивать у окружающих, что куда идет, — коротко похвалил изобретение житель Приокского района Виталий.

Вывод

Есть надежда, что проект все-таки завершится в срок. Умные остановки сегодня можно встретить не только в центрах районов, но и в менее проходных уголках города. Заметно, что на остановках соблюдается относительный порядок — исключений очень мало, да и те — дело рук вандалов с маркерами. 

В поиске умных: все ли в порядке с инновационным остановками в Нижнем Новгороде? - фото 10

Реальность такова, что очередей на пользование умным табло  в Нижнем Новгороде не выстраивается, но все-таки люди начинают привыкать, что некоторые объекты вокруг становятся интерактивными и одним касанием пальца превращаются в компьютер-помощник. Важно, что остановки все-таки работают, а неполадки устраняются. Иностранцам, в пусть даже англоязычном меню, многое останется непонятным, но транспортный раздел не требует особых знаний русского языка и схематически отображает нужные маршруты. 

Фото, видео: Арина Суманова

Автор: Марина Круглова