Top.Mail.Ru

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода

901
18+

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 1

45 лет назад участок площадью около 40 тысяч квадратных метров на Гребном канале был отдан под размещение лодочной станции «Турист». С тех пор там сменилось уже не одно поколение любителей отдыха на воде. Старожилы, когда-то построившие здесь ангары для хранения маломерных судов, уже приезжают на станцию с внуками. Но в начале мая над «Туристом» нависла угроза сноса, и теперь власти требуют освободить территорию до Нового года. Однако лодочники не намерены сдаваться и пытаются отстоять территорию в суде.

В непростой судьбе «Туриста», выслушав обе стороны конфликта, разбиралась корреспондент ИА «В городе N».

Место с историей

Как рассказали сами владельцы лодок, история станции началась в 1978 году. Земельный участок под нее выделил Горсовет. Для управления объектом и его содержания было создано муниципальное предприятие «Турист» с правом бессрочного пользования территорией.

У лодочной станции непростая судьба. Создавалась она как муниципальное предприятие. В свое время оно находилось под управлением бытового обслуживания населения Горисполкома города Горького и выполняло важную социальную функцию. В дальнейшем объект смог сохранить ее, — пояснил член лодочной станции Михаил Рогов.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 2

В настоящее время «Турист» насчитывает около 360 членов — владельцев маломерных судов. А с учетом того, что лодками пользуются также их семьи и друзья, по факту на территории отдыхают тысячи людей.

Здесь круглогодично обеспечивается возможность хранения и ремонта маломерных судов, любительского рыболовства, водомоторного спорта, семейного отдыха, укрепления здоровья и организации досуга. Все это поддерживается и защищается государством, — подчеркнул Рогов.

В 2000 году муниципальное предприятие было ликвидировано без прекращения договоров с лодочниками. По словам членов станции, в ответ на их обращения по вопросу оформления участка им сообщили, что земля предоставлена им в аренду на 49 лет. Затем, как рассказали владельцы маломерных судов, власти поставили им невыполнимые условия, потребовав снести существующие постройки, после чего станет возможной передача участка.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 3

По сути, станция предоставлялась для хранения лодок и размещения небольших эллингов, куда они ставились. До недавнего времени там действительно была легковозводимая инфраструктура, достаточно простая с точки зрения переноса. Однако постепенно территория стала превращаться в коттеджный поселок, там появились дома с бассейнами и банями. Это говорит о серьезном изменении использования участка, — отметил министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов.

По его словам, фактически произошло самовольное занятие территории. Право пользования участком в установленном законом порядке не оформлено, на кадастровый учет он не поставлен.

Муниципальному предприятию в свое время предлагалось пройти процедуру приватизации и распределить управление юридическим лицом между участниками станции. Но этого не произошло. С тех пор участок используется самовольно, на нем происходит хаотичная застройка, люди не платят налоги. Они прикрываются организацией — ассоциацией маломерных судов. Никакого отношения к участку она не имеет, но при необходимости выступает защитником их интересов, А когда мы спрашиваем, на каком основании она занимает землю, люди отвечают, что они — не организация, а физические лица. У нас никак не складывается диалог, — сказал министр.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 4

По его словам, власти старались решить проблему и, начиная с 2009 года, реализовать инвестиционный проект на данной территории и возвести легальные постройки. Но для этого участок требовалось освободить.

Это правило. Нельзя строить на существующих сооружениях. Но никто этот проект так и не реализовал. В 2020 году, когда мы готовились к 800-летию Нижнего Новгорода, было поручение губернатора придумать механизм, как привести территорию в порядок. Тогда директором станции был Вадим Левин. Я обсудил с ним ситуацию, просил его обозначить сроки сноса, но он не предпринимал попыток выйти на контакт, избегал комментариев, и в результате ничего сделано не было, — добавил Баринов.

Сами же владельцы лодок уверяют, что занимают территорию на законных основаниях, и что необходимые документы, выданные государственными органами, у них есть.

Данный участок предназначен именно для размещения лодочной станции. С каждым владельцем был заключен договор. Когда муниципальное предприятие ликвидировали, все обязательства перешли вновь созданному юрлицу, которое продолжило эту социальную культурно-бытовую миссию. Договор не был расторгнут, а значит, он считается пролонгированным автоматически, следовательно, действует и в настоящее время, — заявил Михаил Рогов.

Что касается построек, то владельцы маломерных судов уверяют, что никаких коттеджей на территории нет, просто хозяева некоторых эллингов оборудовали на вторых этажах бытовые зоны с телевизорами и холодильниками, и назвать это жильем нельзя.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 5

Те же люди, которые говорят, что это самострой, сами же его создавали с 1978 по 2000 годы. Лодочная станция перешла к существующей сегодня ассоциации как действующий объект, — заявил Рогов.

Вопрос пожарной безопасности

Кроме того, на территории выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Как отметил Сергей Баринов, постройки там размещены настолько плотно, что к ним не могут подъехать машины спецслужб. В 2015 году на станции уже был крупный пожар, в результате которого сгорело девять домиков.

Все построено хаотично, и проехать к домам невозможно. Люди сами себя загнали в такое состояние, когда они могут серьезно пострадать, если что-то случится. Такая стихийная застройка не может существовать долго. Необходимо переходить в новое комфортное и правильное состояние, — сообщил Баринов.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 6

Глава администрации Нижегородского района Алексей Рыболовлев также видит серьезную угрозу в стихийной застройке.

Раньше там были эллинги для лодок, сейчас много построек из горючих материалов. Площадь пожара может быть очень значительной. В связи с этим необходимо приведение данной территории в нормативное состояние. После этого можно ее развивать и застраивать, — констатировал он.

Члены «Туриста» не отрицают, что пожар действительно был, и ущерб оказался колоссальным. Однако они уверяют, что после этого были сделаны выводы и приняты необходимые меры. Как объяснил представитель лодочной станции Сергей Шелков, возгорание произошло по вине пьяной компании, которая перетопила баню.

После этого были убраны мангалы, заменена электропроводка, везде размещены пожарные щиты. Стоит отметить, что все современные лодочные станции строятся так же. И за 45 лет «Турист» показал полную жизнеспособность, — сказал он.

Альтернатива на другом берегу

Для того, чтобы уладить конфликт, власти предложили лодочникам другую территорию для размещения станции. В сентябре совет по земельным и имущественным отношениям одобрил заявку на предоставление им участка на Бору напротив стадиона «Нижний Новгород».

Территория, которую сейчас занимает «Турист» — примерно 3,5 га. Мы предлагаем 20 га. Фактически на каждого члена ассоциации будет приходиться по шесть соток. Это огромный массив земельных участков, где можно построить комфортный комплекс с прекрасным видом на Нижний Новгород, — заявил Сергей Баринов.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 7

Однако далеко не все согласились на переезд. По словам владельцев лодок, на Бору нет никакой инфраструктуры. А в связи с тем, что реализация проекта обойдется в 168,5 млн рублей, каждый должен будет вложить по 500 тысяч. Еще около 2,2 млн потребуется на строительство эллингов на новом месте. Также они опасаются, что аренда будет дороже. Сегодня, как рассказал Михаил Рогов, члены станции платят 1 300 рублей в месяц. Средства идут на охрану, уборку мусора, обеспечение энергоресурсами.

Таких доступных объектов в городе больше нет. Сейчас самая небольшая стоимость — 2 000 рублей в месяц с погонного метра лодки. Если взять среднее судно в 5 метров, то получается 10 000 рублей. Это больше половины от среднего размера пенсии в Нижегородской области. Такова минимальная плата на коммерческих станциях. А у нас около 30% лодочников — пенсионеры, — констатировал Рогов.

Кроме того, как отметили члены лодочной станции, участок на Бору выделен не им, а некой коммерческой организации, директором которой является однофамилица бывшего исполнительного директора ассоциации маломерных судов Никиты Суходоева, и они не верят, что это просто совпадение.

Также лодочники обратили внимание на то, что реализация проекта займет несколько лет. По словам Никиты Суходоева, строительство планируется завершить за 3,5 года, возможно, даже раньше.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 8

И где нам все это время хранить лодки? — недоумевают члены станции.

Осмотрев предлагаемую территорию, владельцы маломерных судов отметили, что это заросший участок, к которому отсутствуют подъезды.

За чей счет будет подводиться электричество, выполняться благоустройство и строительство дорог? — задаются вопросом они.

Мнения разделились

К самому Суходоеву у лодочников тоже отношение неоднозначное. Некоторые поддерживают его, готовы переехать на Бор и даже вложить собственные средства в строительство центра отдыха. Другие же считают, что бывший исполнительный директор их обманул.

В мае Никита очень грамотно и красиво говорил нам о том, как спасти лодочную станцию и выйти из кризиса. Мы увидели в нем человека, который нам поможет, и избрали его исполнительным директором. Затем он предложил нам переехать на Бор, провел опрос. Вся информация была сказана устно, голосования, как такового, не проводилось. 80% оказались категорически против переезда. Потом Суходоев написал письмо в министерство имущественных и земельных отношений о том, что мы отказываемся от мирового соглашения и параллельно задал вопрос о возможности дать участок другому юрлицу. Мы были не в курсе, до нас эту информацию не довели, — пояснила представитель лодочной станции «Турист» Юлия Рязанова.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 9

Владельцы маломерных судов считают, что Суходоев на тот момент не имел права подписывать документы, так как собрание по этому поводу не проводилось. По их словам, бывший исполнительный директор принял решение самовольно.

Минюст отказал ему в регистрации в качестве директора, и без доверенности он не имел права действовать совсем. 8 сентября было принято решение о его смещении с должности, так как наши интересы разошлись. Однако 14 сентября из СМИ мы узнали, что совет по имущественным и земельным отношениям одобрил заявку на предоставление участка на Бору, и что мы готовы инвестировать 168,5 млн рублей. Мы считаем, что Суходоев вводит в заблуждение и правительство, и нас, — добавила Рязанова.

Сам Никита Суходоев уверяет, что всеми силами пытается спасти лодочную станцию, но на историческом месте это невозможно.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 10

Мы проводили совещание о том, каким образом организовать работу с коллективом, и в том, что правительство пошло навстречу участникам ассоциации, именно заслуга Никиты Суходоева. Он настоял на том, чтобы была предоставлена альтернатива, что и получилось, — подчеркнул Сергей Баринов.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 10

По словам Никиты Суходоева, он лично готов на первом этапе вложить средства в проект. Кроме того, его поддержали еще 30 инвесторов.

Ситуация действительно тяжелая. К сожалению, она неизбежно должна была привести к расколу среди тех, кто хочет остаться, и тех, кто намерен развиваться и двигаться дальше. Мнения членов станции разделились. Треть людей сразу заинтересовалась переездом на Бор. Они понимают, что сразу можно получить строения на законных основаниях. Треть отказалась ввиду финансовой ситуации либо потому, что они хотят только площадку на Гребном канале. Оставшаяся часть пока под вопросом. Они не против переехать, но не готовы вкладывать свои средства, хотят получить сразу все готовое — дорогу, электричество, забор, а в идеале и дом. Пугает и некоторая неопределенность, — отметил Суходоев.

Он подчеркнул, что действовать необходимо в рамках законодательства и правового поля.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 12

У всех своя правда, у людей есть искреннее желание все сохранить. Но, к сожалению, перестроить, наверное, уже невозможно, — заявил Суходоев.

Все решит суд

Как отметил Сергей Баринов, если лодочники не освободят территорию до конца года, будет вестись работа с судебными приставами и правоохранительными органами.

Мы наймем специальные компании по контракту, которые занимаются сносом объектов, как и всегда в аналогичных случаях. Если владельцы самостоятельно ничего не сделают, мы проведем демонтаж за свой счет. Уже приходилось сталкиваться с такими примерами. А потом предъявим счета тем лицам, чье имущество нам пришлось сносить,  — сообщил министр.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 12

Окончательную точку в данном конфликте должен поставить суд. Следующее заседание назначено на 25 октября.

В суде выяснилось, что ассоциация маломерных судов не является правопреемником и не имеет отношения к созданной в советское время лодочной станции, документов нет, ни одно решение не доведено до логического конца, — сказал Сергей Баринов.

Однако лодочники сдаваться не намерены. Они также создали петицию в защиту станции, которую за первые два дня подписали более 1 000 человек. На данный момент их уже свыше 2 000.

Мы верим, что администрация должна защищать нас. Да, у нас были не очень добросовестные руководители, но оценку должен дать суд. Мы хотим, чтобы нас услышали и создали рабочую группу, чтобы разобраться в ситуации, — отметила член лодочной станции Екатерина Орлова.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 12

Сейчас гражданское дело рассматривает арбитражный суд.

Одновременно администрация Нижегородского района предпринимает внесудебные шаги. Ее представители расклеивают уведомления о сносе, публикуют объявления о том, что мы должны демонтировать постройки, либо это сделают они за наш счет. Кроме того, направлено письмо в Водоканал с требованием расторгнуть с нами договоры. Сейчас нам уже ограничили подачу электричества. То есть, администрация не собирается ждать решения суда, — рассказала представитель лодочной станции Ольга Бадлина.

По ее словам, в администрацию направлялись письма с просьбой отложить действия до решения суда, но реакции не последовало.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 14

Мы готовы развиваться вместе с городом и привести территорию в надлежащий вид. Согласно плану, на этом месте должен появиться коммерческий яхт-клуб, где ежемесячные платежи будут намного выше. Также есть информация, что здесь могут возвести жилой микрорайон. Но это небезопасно, так как каждую весну территорию затапливает. Необходима насыпь и бетонирование территории, но тогда будет убита вся экология Гребного канала, — считает Бадлина.

Ветеран вооруженных сил Анатолий Зиборов добавил, что на Гребном канале уже сложилась настоящая семья лодочников, которые живут в гармонии с природой и окружающим миром.

«Турист» в борьбе за выживание: что ждет старейшую лодочную станцию Нижнего Новгорода - фото 14

Мы уверены, что добьемся сохранения станции. Это социальный объект, о котором должно заботиться государство, — заявил он.

Ранее сообщалось, что строительство центра отдыха «Турист» на Бору планируется начать в следующем году.

Автор: Надя Кей·Фото: Надя Кей