Метро на отшибе: почему нижегородцы остались недовольны станцией «Сормовской»

24389
0
18+

Метро на отшибе: почему нижегородцы остались недовольны станцией «Сормовской» - фото 1

Сормовский район ожидают масштабные работы по продлению ветки метрополитена. Эту новость местным жителям объявили в прошлом году, и тогда нижегородцы восприняли ее с радостью. Да и кто не согласится с необходимостью развивать транспорт, если в часы пик автобусы переполнены, а автомобили стоят в пробках?

В октябре этого года стало известно, что новую станцию построят (что символично) на улице Станционной, возле железнодорожной платформы. Выбранное место вызвало недоумение у пассажиров, которые высказались об этом в соцсетях. Нижегородцы задались вопросом: «Почему нельзя построить метро в центре Сормова, где быстрее и удобнее пересаживаться на другой транспорт?».

Редакция ИА «В городе N» разбиралась в преимуществах и недостатках выбранного варианта.

Сормовское метро без «Вари»

Изначально в планах у города было строительство двух станций — «Сормовская» и «Варя». Однако в настоящий момент контракт, заключенный со столичной компанией «Моспроект-3» в августе, предусматривает проектирование только первой.

Протяженность участка от действующей станции «Буревестник» до проектируемой «Сормовской» составит 2,64 километра. Тоннели пройдут под Сормовским шоссе, а начиная от улицы Коминтерна — вдоль железнодорожных путей. Как отмечают проектировщики, это позволит снизить негативное воздействие на жилые дома. Общая стоимость работ составит 19,4 млрд рублей.

Что касается станции «Варя», то, по словам директора ГУММиДа Андрея Левдикова, сейчас она остается в техническом задании. Для строительства, которое обходится в среднем в 7 — 8 млрд рублей, необходимо экономическое обоснование.

Если строить станцию «Варя», ее нужно будет загрузить транспортными потоками. С учетом того, что ближайшая от «Вари» станция «Буревестник» в 800 метрах, ходит трамвай, общественный транспорт, пока экономически мы не понимаем необходимость строительства, — отметил Левдиков.

Три схемы одной ветки

Всего рассматривалось три варианта размещения новой станции. Первый предполагал строительство на улице Коминтерна около остановки «Дарьино». В этом случае из вестибюлей можно было бы попасть в сквер Автомобилистов, а также выйти на площадке около ТЦ «Золотая миля» и к действующими остановкам общественного транспорта «Центр Сормова».

Станцию также хотели разместить на бульваре Юбилейном. В этом случае два выхода запроектировали недалеко от остановки «Дарьино» и еще два на пересечении с улицей Коминтерна и улицей Белозерской.

Третий вариант, который и посчитали приоритетным, — подземка на улице Станционной. Выбор основывался, в том числе, и на результатах голосования среди экспертов и активных жителей района.

Почему не в центре Сормова?

Метро на отшибе: почему нижегородцы остались недовольны станцией «Сормовской» - фото 5

Когда ГУММиД Нижнего Новгорода объявило итоги и опубликовало все три схемы, многие горожане поддержали только первые два варианта. Главный плюс этих решений — удобное размещение. Нижегородцы смогли бы быстро пересесть на другой транспорт. Кроме того, в шаговой доступности от выходов метро находились бы торговые центры, лицей-интернат «Центр одаренных детей», школа № 183 и детский сад «Звездочка».

Однако проектировщики отметили сразу несколько серьезных недостатков. В частности, в обоих случаях придется сузить главную магистраль района — улицу Коминтерна — на три года. Это, в свою очередь, приведет к километровым пробкам в центре Сормова.

Также пришлось бы существенно перестраивать трамвайное движение из-за строительной площадки и увеличить срок работ из-за выноса коммуникаций.

Учитывая все эти факторы, в итоге предпочли третий вариант — рядом с железнодорожной станцией.

При выборе места расположения станции эксперты учли перспективы комплексного развития всего этого направления, сохранение исторических зданий в центре Сормова и зеленой зоны вдоль улицы Коминтерна, которую пришлось бы значительно сократить при реализации альтернативного варианта. Один из главных плюсов — это минимум транспортных неудобств на этапе строительства, — заявил глава Нижегородской области Глеб Никитин.

От элитного поселка к запущенной промзоне

Нижегородцев возмущает, что выбранное место находится «на отшибе», во дворах. Однако улица Станционная не всегда была такой. Известно, что в XIX веке там располагался элитный микрорайон. «Городок» назывался «Заводской парк». Он был обнесен забором, вход внутрь охранял привратник. Там проживали руководители Сормовских заводов. Кроме того, по воспоминаниям сормовичей, это была единственная благоустроенная улица, где всегда было чисто и зелено.

Место, как говорится, намоленное — именно отсюда ходили «вагончики» и паровоз, которые подвозили рабочих от нынешнего Московского вокзала до Станционной. Каждый день сотни и тысячи жителей Канавина, Гордеевки, Варихи и других деревень ездили сюда на работу как до революции, так и после нее, — рассказывается в паблике «Метро НН. Наше. Новое» в соцсети «ВКонтакте».

К настоящему времени ситуация изменилась, и теперь когда-то популярную территорию в народе называют промзоной.

К преимуществам этого участка относят его относительную близость к центру Сормова — дорога якобы займет 6 минут. Вместе с этим такое размещение сократит сроки строительства и минимизирует неудобства для жителей на период работ. В частности, объехать участок можно будет по временной дороге между улицей Щербакова, 22 и Проходным переулком, 3.

Однако эти плюсы не успокаивают сормовичей.

Дорога от остановки до метро проходит через множество дворов. Это не очень удобно и страшновато, если честно. Днем еще ладно, а как быть вечером? Да и дорога явно не 6 минут занимает, — поделилась местная жительница Алла.

Корреспондент ИА «В городе N» решила выяснить, действительно ли территория настолько заброшенна, а также сколько времени потребуется, чтобы добраться до будущей станции метро.

Начинаем путь от торгового центра «Золотая миля». От ТЦ двигаемся в сторону бульвара по улице Щербакова, вдоль жилой застройки 1970-1980-х годов и новостроек. На пути встречаются различные магазинчики, детские центры и даже отделение полиции. Дорогой пользуется большое количество людей. Мимо проходят женщины с колясками, дети в школьной форме и пожилые пары. Однако чем ближе к концу бульвара, тем меньше людей можно встретить. Поворачиваем налево и попадаем на улицу Станционную.

Визуально ее можно поделить на две части. С одной стороны дороги расположены жилые дворы, где кипит жизнь, с другой — шиномонтажки, заправки и заброшенные здания. На этом участке уже не так светло, поэтому здесь уже менее уютно, а по вечерам даже жутковато. Тем не менее, видно, что на территории убираются, установлено несколько урн.

Согласно представленному проекту, выходов из подземки будет четыре. Первые два разместят у производственного корпуса на Станционной, 50 и на улице Дмитрия Павлова, 4 недалеко от старенькой остановки общественного транспорта «Улица Щербакова». Сейчас там продают машинное масло и сдают офисы в аренду.

Также выходы будут по обе стороны от дороги в районе торгового павильона на Станционной, 76Б. Здесь с одной стороны проезжей части можно найти автоцентр, позади которого проходят железнодорожные пути, а с другой — современный жилой комплекс.

Изучая местность, мы также засекли и время пути. Итак, дорога до первых павильонов заняла около 10 минут, а до вторых — примерно 13 минут. Так что опасения горожан, связанные с затратами времени на дорогу до метро, оказались небезосновательны.

Что еще смущает сормовичей в новой станции

Кроме автомоек, здесь также находятся и несколько гаражей. Согласно опубликованной схеме, они также попадают в зону строительства метро.

Здорово, что у нас на районе еще метро построят. И к Станционной я, в принципе, претензий не имею, работаю там неподалеку. Единственное у меня в этом районе гараж стоит… Не знаю теперь, что с ним делать, — высказался Денис Карпов.

Несогласие с возведением подземки на Станционной выразил еще один нижегородец — Иван Гусев. Мужчина создал петицию с требованием пересмотреть решение о расположении новой станции в пользу улицы Коминтерна.

Данное расположение станции не является оптимальным с точки зрения логистики, охвата территории (пассажиропотока), удобства пассажиров, — говорится в тексте письма.

Конечно, нельзя сказать, что улица Станционная расположена совсем на отшибе. Здесь есть жилые дома, но все же их значительно меньше, чем в центре Сормова. Поэтому те, кто живет чуть дальше, скорее всего, по-прежнему будут выбирать автобус или трамвай.

Я живу в самом конце бульвара Юбилейный. Было бы здорово, построй метро здесь рядышком. Но теперь мне нужно будет выбирать 20 минут до метро или 8 минут до автобуса, — рассказала Юля Кузнецова.
Мы столько лет ждали метро. И что? Очередная станция «в никуда». Живу на улице Культуры, до трамвая мне идти 5 минут, до метро, как я понимаю, минут 20, если не 30. Проще на трамвае за 10 минут до «Буревестника» доехать. На метро в промзону однозначно ходить не буду, — заявил Александр Зорин.

Очередная станция «в никуда»

Нижегородцы также опасаются, что долгожданная «Сормовская» может превратиться в «призрак». Новую станцию сравнивают со «Стрелкой», которая также расположена на отшибе, вдали от жилых домов и за спортивным магазином.  Последний бум пассажиропотока отмечался во время проведения ЧМ по футболу, теперь же она практически пустует. Также не пользуются популярностью станции «Автозаводская» и «Комсомольская».

У нас три станции-призрака на Автозаводской ветке, и мы решаем построить еще одну на стратегической важной точке в Сормове, которая при правильном расположении могла быть самой доходной и популярной в городе, — пишет нижегородец Григорий Быков в комментариях под постом главы региона.

Мужчина предложил свое видение расположения станции метро в Сормовском районе.

Метро на отшибе: почему нижегородцы остались недовольны станцией «Сормовской» - фото 7

Ранее он уже разрабатывал схему размещения станций «Варя» и «Сормово». Составляя схему, мужчина отталкивался от расстояний между местами посадки-высадки пассажиров. Оно, по мнению Быкова, должно составлять не менее 1 км друг от друга. Еще одним важным критерием являлось улучшение, хотя бы на 10%, транспортной логистики.

Станцию в центре Сормова нижегородец предложил расположить под улицей Коминтерна. Первый выход разместился бы в 900 метрах от здания управления заводом «Красное Сормово», второй — позволил бы нижегородцам попасть на Сормовский рынок, третий и пятый — на улицу Щербакова и к железной дороге, четвертый и шестой — к существующей остановке общественного транспорта, а седьмой — на улицу Культуры.

Предложение Быкова передали разработчикам, но в итоговой схеме его мнение не учли. 

«Принцип сухих ног»

Напомним, метро хотят построить рядом с железнодорожными путями, тем самым улучшив логистику для жителей Балахны и Заволжья, которые ездят в Нижний Новгород на работу, а это почти 8 700 человек ежедневно.

Станция будет располагаться примерно в 450 метрах от центра Сормова. Территория позволит организовать рядом перехватывающую парковку и подвести автобусные маршруты, что частично разгрузит улицы Коминтерна и Культуры. Пассажиры смогут пересаживаться с одного вида транспорта на другой, не выходя на улицу (пересадка по принципу «сухие ноги»). Станции планируют объединить крытыми пешеходными галереями.

По словам губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, расположенная в непосредственной близости от остановки городских и пригородных электричек, станция позволит многим сормовичам, в том числе из шестого и седьмого микрорайонов, сделать выбор в пользу внеуличного транспорта.

Нижегородцы выразили сомнение относительно целесообразности строительства метро для пассажиров электричек. Они также отметили, что из-за выросшего пассажиропотока жителям местных домов, возможно, придется столкнуться с толпой спешащих на поезд людей.

У нас такой тихий двор (речь идет о дворе дома № 11 по улице Дмитрия Павлова — прим. авт.), не хотелось бы, чтобы он превратился в вокзал, — сказала Анжела.

«В штыки»

Еще в начале обсуждения проектов двух веток метро нашлись урбанисты, которые вообще выступили против развития сормовской линии. Активисты назвали ее бестолковой. По их мнению, средства на ее строительство можно было потратить на более затратную трассировку метрополитена в нагорной части города. 

Речь идет об Автозаводской линии. Ее продлят до Сенной площади, при этом в качестве промежуточных станций рассматривалось два варианта — на площади Свободы и у Оперного театра. Первый был признан приоритетным.

Во-первых, станция «Площадь Свободы» позволяет сократить и протяжённость строительства метрополитена — это немаловажно. Это, в первую очередь, экономика — позволяет сократить и оптимизировать количество строительных площадок: с 9 до 4, а это значит и воздействие на окружающую среду, — отметил замгубернатора региона Сергей Морозов.

По его словам, экономия составила 5 млрд рублей. В данном случае нижегородские урбанисты также пытались доказать властям, что решение неэффективно. В первую очередь из-за неудобства для простых граждан.

На Ванеева была бы удобная пересадка на автобусы и троллейбусы, идущие как по Ванеева, так и по Белинского. А на Ошарской была бы пересадка на трамвай в сторону Кузнечихи, а в будущем — дальше в Верхние Печёры и на Чёрный пруд по Ошарской (эти две линии заложены в программу комплексного развития инфраструктуры), — писали нижегородцы.

Также урбанисты увидели противоречие в словах Морозова об отсутствии необходимости перекладывать трамвайные пути на улице Белинского. Ранее региональный Минтранс заявлял о планах развивать трамвайную сеть, а это, по мнению жителей, невозможно без перекладки путей по всему центру города.

Несмотря на все возмущения активистов, работы все же начались (как на Горького, так и на Родионова), а люди уже привыкли к мысли, что метро будет проходить через площадь Свободы.

Три года пробок ради борьбы с пробками

Сторонникам строительства станции метро на Коминтерна кажется убедительным только один аргумент: перекрытия транспортных магистралей для раскопки котлованов приведут к большим заторам. Однако сормовичи заверяют, что готовы потерпеть три года пробок ради удобной подземки.

Впрочем, уже сейчас ситуация на дорогах многих не радует. С 5 ноября начался ремонт аварийного трамвайного полотна в Сормовском районе. Участок протяженностью 2,2 км проходит по выделенной полосе вдоль улицы Коминтерна. Работы планируют выполнить в течение 2023 года. Не прошло и недели, как люди начали жаловаться на переполненные автобусы и на пробки, образовавшиеся из-за ремонта трамвайных путей. Это доказывает, что перекрытие улицы Коминтерна на три года действительно может привести к транспортному коллапсу.

С другой стороны, в нагорной части города удалось перераспределить потоки автомобилей и общественного транспорта и организовать строительство метро, не перекрывая при этом сразу все полосы. И это получилось несмотря на плотную застройку улиц Горького и Родионова и большой транспортный поток. 

Если построить под центром Сормова, станция будет перевозить куда больше народу и плюс пересадка будет отличной, за 3 года с людьми ничего не случится, главное, пока строится метро на верхушке, проработайте план расширения остальных выездов из Сормова, и можно строить там, где реально оно нужно, — утверждает нижегородец.

История проектирования сормовской ветки метрополитена доказывает, что власти учитывали разные факторы: экономичность решений, их влияние на остальную транспортную инфраструктуру и градостроительную среду — и только в последнюю очередь пожелания граждан. Тем не менее, даже такое расположение подземки поможет сбавить напряжение транспортной ситуации в Сормове.

Нельзя и исключать тот факт, что в обозримом будущем нынешняя промзона вполне может стать точкой притяжения для жителей района и всего города.

Автор: Кристина Аверина·Фото: Кристина Аверина, vk.com/nn.metro, Григорий Быков

Комментарии