Top.Mail.Ru

Ретро-трамваи «поссорили» нижегородцев с администрацией

919
16+

Назад в прошлое: стилизованные трамваи за миллиард рублей к 800-летию Нижнего Новгорода - фото 1

В январе правительство Нижегородской области объявило о развитии трамвайного движения и закупке составов, стилизованных под старину. Так, по задумке нижегородской администрации, осматривать достопримечательности города можно будет во время поездки на ретро-трамвае. Однако у нижегородцев возникло не мало вопросов и сомнений насчет подобной идеи руководства.

Закупка на миллиард

Нижний Новгород стал первым городом в царской России, где в 1896 году были пущены трамваи. Отразить это знаменательное для города событие мэрия решила через закупку 11 ретро-вагонов за более чем 400 млн рублей. При этом при оформлении транспорта в лизинг их стоимость возросла почти до миллиарда в отечественной валюте.

В пояснительной записке на сайте госзакупок указано, что составы необходимы именно в ретро-стиле для соответствия единой концепции исторической части города, создаваемой в рамках подготовки к 800-летию Нижнего Новгорода.

Вагоны будут оформлены под старину как снаружи, так и внутри. Места в салоне будут обиты деревом, при этом технические составляющие транспорта не будут уступать современным составам. К тому же «транспорт из прошлого столетия» будет низкопольным и оборудован wi-fi и телефонными зарядками.

Деньги на закупку «стильных» составов были выделены в ходе перераспределения средств городского бюджета. Из доклада директора департамента финансов администрации Юрия Мочалкина выяснилось, что средства на ретро-трамваи заберут у нижегородского метро. По 195 млн рублей и в 2022-м, и в 2023-м годах.

Неоправданные траты

Назад в прошлое: стилизованные трамваи за миллиард рублей к 800-летию Нижнего Новгорода - фото 2

Первыми на закупку отреагировали активисты фонда «Городские проекты». Они посчитали такие траты неоправданными, сравнив стоимость ретро-вагонов с закупочными ценами для той же модели трамваев в стандартной комплектации. Так, стоимость каждого состава составит 57 млн рублей, а с учетом процентов по лизингу — 86 млн рублей.

Представители фонда предложить развивать и обновлять трамвайную сеть, закупив 17 вагонов стандартной комплектации. Для этого они создали петицию, которую подписали более 2 тысяч человек.

Нарушения в закупке выявили и представители нижегородского отделения партии «Яблоко». По их мнению, мэрия нарушает закон при заключении договора лизинга, поскольку в документации указана конкретная модель вагонов — 71-415Р без альтернативного предложения. Кроме того, «Яблоко» считает, что закупка имеет «избыточные потребительские свойства» и ретро-вагоны — роскошь для города, из-за чего стоимость на составы необоснованно увеличена.

Для соответствия исторической концепции активисты предложили отремонтировать имеющиеся музейные вагоны 1-го трамвайного депо, которые не стилизованы под старину, а действительно являются ретро-вагонами.

Не оценил инициативу нижегородских властей и блогер-урбанист Илья Варламов. По его словам, производитель «Уралвагонзавод», который выпускает ретро-трамваи, в 2018 году представил полностью низкопольный трамвай 74–415. Во время тестовых испытаний вагон задымился во время движения, а в Челябинске — застрял на рельсах. Сейчас такие трамваи используются только в Нижнем Тагиле. Чтобы исправить ситуацию, на «Уралвагонзаводе» решили выпускать те же самые вагоны в ретро-стиле.

Также Варламов усомнился в том, что вагоны 74-415Р являются ретро-трамваями. По его мнению, вместо переплаты по лизингу, нижегородским властям стоило отреставрировать советские вагоны и пустить их по городским маршрутам.

Мнение нижегородцев

В какой-то момент показалось, что администрация прислушалась к возмущениям нижегородцев и отменила закупку. Как выяснилось, мера была временной для внесения правок в документацию, и отказываться от затеи с ретро-составами мэрия не планирует.

Достучаться до администрации Нижнего Новгорода местные жители решили современным способом — через соцсети. Пользователи «обрушились» на Instagram-аккаунт нижегородского градоначальника Юрия Шалабаева с вопросами о «стильной» закупке.

Подогрела интерес к теме и блокировка в Instagram аккаунта «Городских проектов». По словам регионального представителя фонда Алексея Садомовского, доступ к странице мэра также ограничили некоторым пользователя, которые писали в комментариях о закупке составов. Вскоре Шалабаев активистов все же разблокировал, однако, комментаторов это не остановило.

Зачем нижегородцам 11 ретро-трамваем вместо 17 современных вагонов? На линии 6–7 минимум, половину всех вагонов надо менять. Почему-то по Москве ездят современные, удобные трамваи в большом количестве, а не несколько ретро-вагонов и сотни развалюх. Может быть, взять пример? А тех, кто пытается как-то поспособствовать принятию адекватного решения, которое разделяют жители города, вы просто блокируете? Прекрасный диалог мера города с нижегородцами, — написала пользователь соцсети с ником @anastassie_sh.
@yuriy_shalabaev вместо диалога с жителями администрация города @admgor.nn делает вид, что их не существует. В таком случае, жители просто обязаны использовать все законные способы, чтобы отменить закупку трамваев по завышенным ценам, — прокомментировал пользователь @nn_za_electrotransport.

Также некоторые нижегородцы отметили, что закупать ретро-трамваи нет необходимости, потому что по улицам города только такие и ходят.

Тут многие спрашивают про трамваи. Зачем закупать ретро-трамваи, когда основной подвижной транспорт ретро, что в моральном, что в физическом плане? — написал пользователь @schapito.

Отметим, что обновление трамвайного состава в Нижнем Новгороде в течение последних лет происходило через Москву. Столица страны на безвозмездной основе передала столице Приволжья более 30 трамваев в «удовлетворительном» состоянии. Их общий срок эксплуатации составляет 16 лет, из них они «откатали» на улицах Москвы десять.

Автор: Ирина Колобова·Фото: Арина Суманова, фонд "Городские проекты"